СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Костенко Е.Л,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрела в судебном заседании 04 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения РК на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 апреля 2019 года, которым
удовлетворены исковые требования прокурора г.... в защиту прав и законных интересов М. к Министерству здравоохранения Республики Коми;
Министерство здравоохранения Республики Коми обязано обеспечить М. лекарственным препаратом "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А" 18 млн.МЕ, 6 доз, 3мл, N1 в количестве 7 упаковок.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н, объяснения истца М.Л, прокурора Чершкуте Я.В, представителя ответчика Министерства здравоохранения РК Чамашкина В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сыктывкара в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Сыктывкарский городской суд с иском (с учетом уточнений) к Министерству здравоохранения РК о возложении обязанности обеспечить М. лекарственным препаратом "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А" 18 млн.МЕ, 6 доз, 3мл, N1 в количестве 7 упаковок. Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужило не обеспечение М. необходимым лекарственным препаратом.
М. в судебном заседании требования поддержал, указал, что до настоящего времени препарат ему не предоставлен. Указанный препарат он получал на базе дневного стационара КРОД, однако прием осуществляется в режиме экономии (через два дня, когда прием лекарства необходимо через день) и по мере его наличия. Вследствие указанных обстоятельств он не может выехать никуда за пределы г..., поскольку препарата для самостоятельного приема не имеется. Сослался также, что неоднократно не обеспечен лекарственным препаратом, в связи с чем, имелись обращения в суд, после которых препарат был получен. Вопрос о направлении его в федеральную клинику для подбора терапии остается открытым и до настоящего времени окончательно в положительную сторону не решен.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, указанным в отзыве.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд принял указанное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованием о его отмене.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Истец и прокурор с доводами жалобы не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Представители третьих лиц участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела М. с "Дата обезличена". состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г.... " с диагнозом:...
М. является инвалидом I группы, в связи с чем, имеет право на льготное лекарственное обеспечение в рамках региональной программы согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и в рамках федеральной программы ОНЛС, что ответчиком не оспаривается.
С "Дата обезличена" М. в качестве медикаментозного лечения рекомендован прием лекарственного препарата "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А" по 3млн/МЕ через день.
"Дата обезличена". состоялось заседание врачебной комиссии ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г.... ", на котором принято решение о продолжении лекарственной терапии М. препаратом "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А" 18 млн.МЕ/1.2 мл.
Согласно протоколов заседания врачебной комиссии ГБУЗ РК "Центральная поликлиника г.... " от "Дата обезличена", М. по жизненным показаниям показано лечение лекарственным препаратом "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А" по 3млн/МЕ через день, а также отмечено о нежелательной реакции на применение М.
М. М. выписан льготный рецепт "Номер обезличен" на получение лекарственного препарата "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А" 18 млн.МЕ, 6 доз, 3мл, N1 в количестве 7 упаковок.
Ввиду отсутствия лекарственного препарата в аптечной сети ГУП РК "ГАРК", рецепт "Номер обезличен" поставлен на отсроченное обслуживание "Дата обезличена".
До настоящего времени лекарственный препарат "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А" М. не получен. Рецепт находится на отсроченном исполнении.
Указанный препарат включался ГБУЗ "... городская поликлиника "Номер обезличен"" в сводную заявку на... на лекарственные препараты и медицинские изделия.
Согласно информации ГБУЗ РК "... городская поликлиника "Номер обезличен"3" рецепт "Номер обезличен" от "Дата обезличена". на лекарственный препарат МНН - "Интерферон Альфа 2Б", ТН-"Интрон А, 18 млн.МЕ (6 доз по 3 млн МЕ) шприц - ручка 1.2 мл N1" снят с отсроченного обслуживания, т.к. производитель препарата проинформировал о прекращении производства и поставок. Данный рецепт был переоформлен на федеральный сегмент обеспечения: "Номер обезличен" от "Дата обезличена" на лекарственный препарат МНН - "Интерферон Альфа 2Б", ТН-"Интрон А, 18 млн.МЕ, 6 доз 3 мл, фл. N1, который в настоящее время продолжает находится на отсроченном обслуживании. Во время отсутствия данного лекарственного препарата лечение проводилось на базе дневных стационаров поликлиники и КРОД, лечение не прерывалось. Указанный лекарственный препарат заявлялся поликлиникой для обеспечения пациентов в... и... Кроме того, в..,... подавались индивидуальные заявки в лекарственный отдел Министерства здравоохранения РК на М. для обеспечения его лекарственным препаратом "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А". Замена М. данного лекарственного препарата на другие не возможна.
Из ответов ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" следует, что в... препарат "Интерферон Альфа 2Б", ТН-"Интрон А, 18 млн.МЕ был поставлен на склад в количестве 194 уп. "Дата обезличена". и 05.03.2018г, последняя упаковка реализована "Дата обезличена". Дополнительно сообщено, что в рамках регионального бюджета имеется лекарственный препарат МНН - "Интерферон Альфа 2Б", ТН- Альтевир, раствор для инъекций, 3 млн.МЕ/1 мл N5, который доступен для оказания лечебного процесса.В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Пункт 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Из ст. 19 указанного Закона усматривается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Препарат "Интерферон Альфа 2Б" включен в перечень жизненно необходимым и важнейших лекарственных препаратов на 2019г, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018г. N 2738-р.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017г. N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 г.г.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012г. N 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим, в том числе, функции по формированию и реализации государственной политики, в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
В приложении N 1 к указанному Постановлению представлены категории заболеваний, при лечении которых гражданам гарантировано право на получение всех лекарственных средств, в перечень заболеваний включены, в том числе, онкологические заболевания.
Согласно п.4 указанного Постановления Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю наличия в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования об обязании Министерства здравоохранения РК бесплатно обеспечить М. лекарственным препаратом "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А" 18 млн.МЕ, 6 доз, 3мл, N1 в количестве 7 упаковок, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения М. бесплатно указанным препаратом лежит на Министерстве здравоохранения РК.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы ответчика о том, что требуемый М. лекарственный препарат "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А" снят с отсроченного обслуживания, так как производитель препарата ООО "МСД Фармасьютикалс" проинформировал о прекращении производства, поставок и дистрибуции препарата, обоснованно отклонены судом, поскольку из письма ООО "МСД Фармасьютикалс", на которое ссылается ответчик следует, что до исчерпания препарата на складе он будет поставляться на рынок. Этим же письмом рекомендовано обсудить и (или) начать перевод своих пациентов на соответствующую альтернативную терапию.
Вместе с тем, как правильно указал суд, доказательств подтверждающих работу Министерства в данном направлении ответчиком суду не представлено.
Учитывая, что лекарственный препарат "Интерферон Альфа 2Б" под торговым наименованием "Интрон А" имеется на складе поставщика и может поставляться на рынок, то возможность исполнить свои обязательства по обеспечению истца данным препаратом у ответчика не исчерпана.
Кроме того, указание ответчика на получение М. необходимого лекарственного препарата в дневном стационаре ГУ "КРОД" и на возможность обеспечения его до... на базе указанного учреждения не лишает Министерство обязанности по предоставлению М. препарата по льготному рецепту.
Суд также учел, что прием истцом препарата в дневном стационаре производится в "экономном" режиме: с интервалом в два дня, тогда как должен приниматься через день. В настоящее время М. имеет необходимость в постоянном, регулярном приеме спорного препарата, который показан ему врачами по жизненным показаниям.
Сведений о том, что М. на момент разрешения спора был направлен для определения дальнейшей тактики лечения в федеральные медицинские онкологические центры, также не представлено.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.