Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Песоцкого В.В.
судей Строчкиной Е.А. и Шеховцовой Э.А.
при секретаре судебного заседания Пика А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 20 августа 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе и дополнения к ней представителя администрации г.Невинномысска
на решение Ставропольского краевого суда от 27 декабря 2018 года
по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества "Железобетон" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А,
УСТАНОВИЛА:
АО "Железобетон" обратилось с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, вид разрешенного использования - земельный участок производственного предприятия, расположенный по адресу: "адрес", определенной по состоянию на 20 марта 2015 года в размере - 63179000,00 рублей ;
- с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, вид разрешенного использования - земельный участок производственного предприятия, расположенный по адресу: "адрес", определенной по состоянию на 23 марта 2015 года в размере - 13292 000,00 рублей;
- с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, вид разрешенного использования - земельный участок производственного предприятия, расположенный по адресу: "адрес" равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 24 марта 2015 года в размере - 4 161 000,00 рублей;
- с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, вид разрешенного использования - земельный участок производственного предприятия, расположенный по адресу: "адрес" равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2015 года в размере - 615 000,00 рублей.
В обоснование заявленных требований указав, что является собственником указанных земельных участков и плательщиком земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам государственной кадастровой оценки земельных участков их кадастровая стоимость установлена в размере:
с кадастровым номером N по состоянию на 20 марта 2015 года в размере 228975420, 90 рублей,
с кадастровым номером N в размере 59393724,60 рублей по состоянию на 23 марта 2015 год,
с кадастровым номером N в размере 15191793,80 рублей по состоянию на 24 марта 2015 года,
с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2224427, 04 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость значительно превышает их рыночную стоимость, административный истец, представив отчет об оценке земельных участков, обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости. Решением Комиссии заявление отклонено, в связи с чем истец обратился в суд.
В судебном заседании представитель административного истца Гуцев Е.В, поддержал заявленные требования, но с учетом экспертного заключения их уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка:
- с кадастровым номером N в размере 74 722000 рублей;
- с кадастровым номером N, в размере 21 747000 рублей;
- с кадастровым номером N в размере - 6 248 000,00 рублей;
- с кадастровым номером N в размере - 910 000,00 рублей.
Решением Ставропольского краевого суда от 27 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель администрации г.Невинномысска просит отменить это решение суда и принять по делу новое об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы указав, что положенное в основу решения суда экспертное заключение не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности в РФ и федеральным стандартам оценки.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца АО "Железобетон" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 мая 2019 года по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "данные изъяты" производство по делу приостановлено.
По возвращении дела с экспертным заключением производство по делу возобновлено.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не представили.
Судебная коллегия с учетом мнения представителя административного истца Гуцева Е.В. на основании статей 150, 152, части 4 статьи 247 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, а также доводы возражения на неё, выслушав представителя АО "Железобетон" Гуцева Е.В, просившего решение суда оставить его без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Абзацем первым пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Железобетон" на праве собственности принадлежат земельные участки из земель населенного пункта, с видом разрешенного использования - для размещения производственных предприятий, расположенные в г.Невинномысске, с кадастровыми номерами:
N, общей площадью 185721 кв.м, расположенный по "адрес",
N, общей площадью 48174 кв.м, расположенный по "адрес" ;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по "адрес"
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по "адрес", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20 декабря 2017 года.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 кадастровая стоимость земельных участков определена:
с кадастровым номером N по состоянию на 20 марта 2015 года в размере 228975420, 90 рублей,
с кадастровым номером N в размере 59393724,60 рублей по состоянию на 23 марта 2015 год,
с кадастровым номером N в размере 15191793,80 рублей по состоянию на 24 марта 2015 года,
с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2224427, 04 рублей.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости вышеназванных земельного участков, административный истец в подтверждение величины рыночной стоимости земельных участков на дату их государственной кадастровой оценки представил составленный оценщиком ООО "данные изъяты" отчет об оценке N 17-2-КS/2017 от 07 ноября 2017 года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков составила:
с кадастровым номером N в размере 63179000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 13292000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 4161 000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 615000 рублей.
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением об установлении ее в размере их рыночной стоимости.
Решением Комиссии от 05.12.2017 года N 2189 заявление АО "Железобетон" отклонено.
09 июля 2018 года АО обратилось в Ставропольский краевой суд с настоящим административным иском.
В обоснование заявленного требования административный истец представил в суд, выполненный оценщиком ООО "Капитал Инвест" отчет об оценке N 17-2-КS/2017 от 07 ноября 2017 года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков составила:
с кадастровым номером N в размере 63179000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 13292000 рублей, с кадастровым номером N в размере 4161 000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 615000 рублей.
В рамках рассмотрения дела судом первой инстанции по ходатайству административного истца назначена и проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы ООО "Центр поддержки бизнеса" N 46-1931-18 от 10 октября 2018 года рыночная стоимость земельных участков определена:
с кадастровым номером N в размере 152848 рублей,
с кадастровым номером N в размере 41815000 рублей, с кадастровым номером N в размере 10054 рублей,
с кадастровым номером N в размере 1685 9000 рублей.
По результатам повторной оценочной экспертизы, проведенной ООО Оценочной компании "Эксперт" N 042-18-ОК от 18 декабря 2018 года рыночная стоимость земельных участков определена:
с кадастровым номером N в размере 74722 000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 21747000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 6248 000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 910000 рублей.
Судом первой инстанции в основу постановленного по делу решения суда положены результаты повторной судебной экспертизы N 042-18-ОК от 18 декабря 2018 года.
Не согласившись с решением суда администрация г.Невинномысска обратилась с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которой ставит под сомнение обоснованность экспертного заключения и достоверность рыночной стоимости, определенной в нем.
Определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 мая 2019 года назначена повторная судебная экспертиза об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
На основании заключения эксперта ООО "данные изъяты" N 090/19-Э от 30 июня 2019 года рыночная стоимость земельных участков составила:
с кадастровым номером N в размере 118530 000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 29943 000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 7925 000 рублей,
с кадастровым номером N в размере 910 000 рублей.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Повторная экспертиза рыночной стоимости земельных участков проведена на основании материалов дела.
При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил сравнительный подход (метод сравнения продаж). В заключении изложено подробное обоснование отказа эксперта от использования затратного и доходного подходов к оценке.
В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки экспертом выявлены ценообразующие факторы (элементы сравнения): местоположение, площадь, назначение, имущественные права, наличие коммуникаций, дата предложения, экономические характеристики объекта.
Для сравнения эксперт выбрал 7 объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки.
Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений интернет-сайтов. Характеристики объектов-аналогов представлены в таблицах.
Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судебная коллегия, проанализировав заключение повторной судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установила, что экспертное заключение отвечает требованиям относимости и допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться с экспертным заключением по делу судебная коллегия не усматривает.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны, по общему правилу, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений; при этом обязанность доказывания указанных в его статье 248 оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возлагается на административного истца.
Указанные положения Кодекса в системной взаимосвязи со статьей 111 подлежат применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 11.07.2017 года N 20-п, разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28.
По результатам повторной судебной оценочной экспертизы, проведенной ООО "данные изъяты" установлено, что кадастровая стоимость земельных участков завышена, что свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Данные обстоятельства по результатам рассмотрения апелляционной жалобы администрации г.Невинномысска опровергнуты не были.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия находит постановленное по делу решение суда подлежащим изменению.
Разрешая ходатайство экспертного учреждения, приложенное к заключению эксперта, о взыскании судебных расходов на его проведение Судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, повторная судебная оценочная экспертиза назначена определением Судебной коллегии от 14 мая 2019 года. Судебная оценочная экспертиза проведена, заключение эксперта представлено Ставропольскому краевому суду и было исследовано и оценено в совокупности с другими доказательствами при разрешении дела по существу.
Стоимость проведения экспертного исследования составила 100 000 рублей.
Как следует из материалов дела оплата вышеуказанной суммы не произведена, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах по данной категории дел разрешается в соответствии с общими правилами главы 10 КАС РФ.
Статья 111 КАС РФ устанавливает общее правило распределения судебных расходов - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом.
С учетом изложенного, при разрешении заявления экспертного учреждения суд принимает во внимание, что являющаяся предметом спора по настоящему делу ранее определенная на основании массовой оценки кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает итоговую величину рыночной стоимости, установленную судом в качестве кадастровой, не укладывается в приемлемые с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Поскольку обращение истца с административным иском явилось формой реализации им права на судебную защиту своих прав и законных интересов, суд полагает, что понесенные при рассмотрении настоящего административного дела судебные расходы подлежат возмещению с надлежащего административного ответчика.
Определяя лицо, на которое следует возложить указанные расходы, суд приходит к выводу об их взыскании с Министерства имущественных отношений Ставропольского края, поскольку данный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", на основании Положения о министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 года N 137, является органом, к полномочиям которого отнесено утверждение результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Данные выводы соответствуют разъяснениям, изложенным в пункте 7, абзаце 2 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28, в соответствии с которыми судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах заявление ООО "данные изъяты" о взыскании судебных расходов подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 27 декабря 2018 года изменить в части.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельный участок производственного предприятия, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 марта 2015 года в размере 118530 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельный участок производственного предприятия, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 марта 2015 года в размере 29943 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельный участок производственного предприятия, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 марта 2015 года в размере 7925 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельный участок промышленных предприятий, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1316 000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней без удовлетворения.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Ставропольского края в пользу ООО " "данные изъяты" судебные расходы в размере 100 000 рублей за проведение повторной судебной оценочной экспертизы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.