Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А,
судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Пика А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе главы Кировского городского округа Ставропольского края Лукинова В.Ф.
на решение Кировского районного суда Ставропольского края от 14 июня 2019 года
по административному исковому заявлению прокуратуры Кировского района, в интересах муниципального образования Кировского городского округа, неопределенного круга лиц к главе Кировского городского округа Лукинову Владимиру Федоровичу о признании незаконными действий и решений главы Кировского городского округа о премировании,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Кировского района Ставропольского края в интересах муниципального образования Кировского городского округа, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском с главе Кировского городского округа Лукинову В.Ф. о признании незаконными действий и решений главы Кировского городского округа о премировании.
В обоснование административного иска указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки законности начисления главой администрации Кировского городского округа премий установлен факт самостоятельного начисления себе главой администрации ежемесячной премии в размере 50 % от должностного оклада путем издания распоряжений главы Кировского городского округа (распоряжения от 30.01.2018 года N4-к; от 26.02.2018 года N5-к; от 23.04.2018 года N7-к; от 22.05.2018 года N9-к; от 26.06.2018 года N10-к; от 24.08.2018 года N12-к; от 24.09.2018 года N13-к; от 25.10.2018 года N14-к; от 23.11.2018 годаN15-к; от 19.12.2018 года N16-к).
На указанные распоряжения 26.03.2019 года прокуратурой принесены соответствующие протесты, а 04.04.2019 года вынесено представление об устранении нарушений закона, в удовлетворении которых главой Кировского городского округа отказано, со ссылкой на пункт 2.3.5 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих муниципальной службы в органах местного самоуправления Кировского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением Думы Кировского городского округа от 16.01.2018 года N 67, согласно которому премия за месяц начисляется на основании распорядительного правового акта руководителя соответствующего орган местного самоуправления, соответственно, глава Кировского городского округа, являющийся руководителем органа местного самоуправления, самостоятельно начисляет себе премию (как работодатель работнику). Кроме того, в соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ глава Кировского городского округа является главным распорядителем бюджетных средств, по этой причине, направив бюджетные средства на фонд оплаты труда, глава не нарушил принципы адресности и целевого характера.
По мнению прокурора, позиция административного ответчика является необоснованной, поскольку в соответствии с пунктами 1.3 и 2.3.5 Положения N 67 правовым основанием выплаты премии главе Кировского городского округа является соответствующее решение Думы Кировского городского округа.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 2.3.3 Положения N 67, главой Кировского городского округа самостоятельно себе установлена надбавка к должностному окладу за особые условия в наибольшем значении в размере 200%. При этом, аналогично, данная надбавка устанавливается распорядительным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления, то есть решением Думы Кировского городского округа (пункт 1.3 Положения N 67). По данному факту 04.04.2019 года прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона, в удовлетворении которого главой Кировского городского округа отказано.
Прокурор полагает, что ответ от 18.04.2019 года на представление от 04.04.2019 года в указанной части также является необоснованным, в связи с неверным применением закона, поскольку в соответствии с пунктом 2.3.3 Положения N 67, надбавка устанавливается распорядительным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления, то есть решением Думы Кировского городского округа (пункт 1.3 Положения N 67).
На основании изложенного просил суд признать незаконными действия главы Кировского городского округа за период с 01.01.2018 года по 01.04.2019 года по начислению премий главе Кировского городского округа, а также установлению главе Кировского городского округа ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия; возложить на главу Кировского городского округа обязанность отменить распоряжения от 30.01.2018 года N4-к; от 26.02.2018 года N5-к; от 23.04.2018 года N7-к; от 22.05.2018 года N9-к; от 26.06.2018 года N10-к; от 24.08.2018 года N12-к; от 24.09.2018 года N13-к; от 25.10.2018 годаN14-к; от 23.11.2018 годаN15-к; от 19.12.2018 года N 16-к, от 26.01.2018 годаN2-к.
Решением Кировского районного суда Ставропольского края от 14 июня 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Глава Кировского городского округа Ставропольского края Лукинов В.Ф. с решением суда не согласился и подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор участвующий в деле - заместитель прокурора Кировского района Ставропольского края Токтаньязов А.Б. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии со статьями 150, 152, части 6 статьи 226, 307 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, выслушав представителя главы администрации Кировского городского округа Ставропольского края по доверенности Калюжного А.Н, поддержавшего жалобу и просившего её удовлетворить, решение суда отменить, а также прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В, полагавшую оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется и просившую оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Системы оплаты труда, включая системы премирования, согласно части 2 статьи 135 ТК РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 12 Закона Ставропольского края от 29.12.2008 года N 101-кз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", размер денежного содержания и условия оплаты труда депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, определяются представительными органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края.
Согласно пункту 5 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф35, а также пункту 7 статьи 35 Устава Кировского городского округа Ставропольского края (принят на заседании Думы Кировского городского округа Ставропольского края 27.10.2017 года N 17) глава муниципального образования - Глава Кировского городского округа подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования - Думе Кировского городского округа Ставропольского края.
Согласно пункту 2.3.5 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих муниципальной службы в органах местного самоуправления Кировского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением Думы Кировского городского округа от 16.01.2018 года N 67 и действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в целях усиления материальной заинтересованности в своевременном и добросовестном исполнении должностных обязанностей, повышении качества выполняемой работы и уровня ответственности за порученный участок работы лицам, замещающим муниципальную должность и муниципальным служащим, может выплачиваться премия. Премия за месяц начисляется на основании распорядительного правового акта руководителя соответствующего органа местного самоуправления городского округа с учетом фактически отработанного времени в расчетном периоде.
Под распорядительным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления Кировского городского округа следует понимать: в отношении муниципальных служащих аппарата администрации Кировского городского округа и руководителей органов администрации со статусом юридического лица - распоряжение главы Кировского городского округа; в отношении лиц, замещающих муниципальные должности (главы Кировского городского округа, председателя Контрольно-счетной палаты и председателя Думы) - решение Думы Кировского городского округа (пункт 1.3 Положения N 67).
Таким образом, правовым основанием выплаты премии главе Кировского городского округа является соответствующее решение Думы Кировского городского округа.
Судом первой инстанции установлено, что, главой Кировского городского округа в 2018 году самостоятельно начислялась себе ежемесячная премия в размере 50 % от должностного оклада, путем издания распоряжений, а также самостоятельно установлена себе надбавка к должностному окладу за особые условия в наибольшем значении в размере 200%.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами закона, пришел к верному выводу о наличии оснований для признания незаконными действий главы Кировского городского округа Лукинова В.Ф. за период с 01.01.2018 года по 01.04.2019 года по начислению себе премий, а также установлению себе ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия.
При этом суд правильно исходил из того, что Глава муниципального образования не может издавать распоряжения о своем премировании. Выплатить премию главе муниципального образования можно только при наличии нормативно- правового акта представительного органа муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Также доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Ставропольского края от 14 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.