Проект федерального закона
"О дополнительном образовании"
Досье на проект федерального закона
См. обоснование необходимости принятия проекта
справка о состоянии законодательства
перечень законодательных актов для изменения
предложения о разработке нормативных правовых актов
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Система дополнительного образования
Раздел III. Международная деятельность в области
дополнительного образования
Раздел IV. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области дополнительного образования, право граждан на дополнительное образование и государственные гарантии по его реализации, регулирует вопросы отношений в области дополнительного образования, определяет компетенцию Российской Федерации в области дополнительного образования.
Раздел I.
Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства;
повышение квалификации - вид дополнительного образования, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником профессиональных функций и не завершающейся повышением уровня (ступени) образования;
профессиональная переподготовка (далее - переподготовка) - вид дополнительного образования, направленный на освоение обучающимся образовательных программ для выполнения нового вида работы, группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;
самообразование - форма получения дополнительного образования физическим лицом при минимуме или полном отсутствии внешнего руководства образовательным процессом;
стажировка - форма повышения квалификации и (или) переподготовки путем непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения;
дополнительные образовательные услуги - удовлетворение потребностей личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей при содействии специалистов, осуществляемое за пределами образовательных программ, являющихся профилированными для данного образовательного учреждения (организации);
информационно-образовательная деятельность - вид дополнительного образования, направленный на оперативное удовлетворение потребностей граждан в информации по различным областям знаний, в том числе способствующий повышению образовательного уровня граждан.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о дополнительном образовании
1. Законодательство Российской Федерации о дополнительном образовании включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы и правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются нормы и правила международного договора.
Статья 3. Право граждан на дополнительное образование
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения дополнительного образования в рамках действующей системы образования, а также свобода выбора вида, формы получения дополнительного образования и дополнительной образовательной программы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Детям в возрасте до 18 лет государство гарантирует возможность бесплатного получения дополнительно образования по одной или нескольким дополнительным образовательным программам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Порядок и условия реализации этого положения устанавливает Правительство Российской Федерации.
Разработка и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется с учетом права ребенка на сохранение и развитие своей индивидуальности, права свободно выражать свои взгляды и мнения.
3. Право граждан на дополнительное образование, установленное настоящим Федеральным законом, может подвергаться некоторым ограничениям, определенным федеральным законом, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Работники организаций любой организационно-правовой формы для получения дополнительного образования имеют право на отпуск один раз в два года без сохранения заработной платы продолжительностью не менее пяти рабочий дней. Отпуск предоставляется на основании заявления работника и справки-вызова (приглашения) учреждения дополнительного образования. При этом право выбора дополнительной образовательной программы и учреждения дополнительного образования принадлежит работнику.
5. Работающие граждане имеют право один раз в пять лет повысить свою квалификацию или пройти переподготовку за счет средств работодателя в объеме не менее 72 часов (в том числе по совокупности) по дополнительным образовательным программам, определенным работодателем. Работодатель вправе осуществлять повышение квалификации или переподготовку своих работников чаще и в большем объеме.
Раздел II.
Система дополнительного образования
Статья 4. Понятие системы дополнительного образования
Система дополнительного образования является частью общей системы образования и представляет собой совокупность:
дополнительных образовательных программ;
государственных образовательных стандартов по отдельным дополнительным образовательным программам;
образовательных учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, в том числе общественных организаций, основной ставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования;
объединений (ассоциаций, союзов) образовательных учреждений (организаций) дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений (профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений);
органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;
организаций, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях (организациях) дополнительного образования.
Статья 5. Дополнительные образовательные программы
1. Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования.
Дополнительные образовательные программы подразделяются на дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы.
2. Отнесение дополнительных образовательных программ к определенным уровням образования производится на основании требований к уровню основного образования обучающихся.
К дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым необходимо высшее профессиональное (законченное или незаконченное) образование.
К дополнительным образовательным программам среднего профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым необходимо иметь, как минимум, среднее профессиональное образование.
К дополнительным образовательным программам начального профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым необходимо иметь, как минимум, начальное профессиональное образование.
К дополнительным образовательным программам профессиональной подготовки относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, предназначенные для повышения квалификации лиц, получивших профессиональную подготовку, но не имеющих начального профессионального образования.
Иные дополнительные образовательные программы относятся к дополнительным общеобразовательным.
3. Дополнительные образовательные программы не должны содержать пропаганды насилия, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статья 6. Порядок разработки и утверждения дополнительных образовательных программ
1. Дополнительные образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением (организацией, образовательным подразделением организации).
2. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных дополнительных образовательных программ, по которым введены государственные образовательные стандарты, а также могут осуществлять разработку примерных дополнительных образовательных программ при отсутствии по ним государственных образовательных стандартов.
3. Дополнительные образовательные программы, содержащие элементы военной подготовки, разрабатываются на основе примерных дополнительных образовательных программ и согласовываются с заинтересованными ведомствами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
4. Содержание дополнительных образовательных программ, способы их реализации и продолжительность обучения по ним определяются соглашениями между учреждениями (организациями) дополнительного образования потребительного стандарта, при его наличии, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
5. Обязательный минимум содержания дополнительных образовательных программ переподготовки по отдельным видам работ, группам работ, по которым нет государственных образовательных стандартов, может быть установлен государственным органом управления исключительно для подведомственных образовательных учреждений (организаций). В этом случае указанным государственным органом устанавливается статус документа об освоении соответствующей дополнительной образовательной программы, действительный только для подведомственных организаций.
Статья 7. Государственные образовательные стандарты в области дополнительного образования
1. По некоторым дополнительным профессиональным образовательным программам могут быть установлены государственные образовательные стандарты. Перечень дополнительных образовательных программ, по которым устанавливаются государственные образовательные стандарты, порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. По дополнительным общеобразовательным программам государственные образовательные стандарты не устанавливаются.
Статья 8. Формы получения дополнительного образования
1. Освоение дополнительных образовательных программ осуществляется в формах, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Перечень дополнительных образовательных программ, освоение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не до допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Образовательные учреждения (организации), осуществляющие деятельность в области дополнительного образования
1. Образовательные учреждения (организации) дополнительного образования призваны обеспечить условия для углубления, дополнения гражданами ранее полученного образования, получения новых знаний, умений, квалификации с целью индивидуального развития, для укрепления здоровью, профессионального самоопределения и творческого труда, адаптации к жизни в обществе, формирования общей культуры, организации содержательного досуга.
2. Дополнительные образовательные программы реализуются:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих статус этих учреждений основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования;
в общественных объединениях, основной уставной целью которых является образовательная деятельность;
в образовательных подразделениях организаций.
Дополнительные образовательные программы и (или) услуги могут реализовываться средствами массовой информации посредством выпуска учебных (образовательных) теле- и радиопередач, регулярной демонстрации учебных кинофильмов, постоянной рубрики в периодических печатных изданиях.
3. Образовательные учреждения дополнительного образования в зависимости от уровня и направленности реализуемых ими дополнительных образовательных программ делятся на:
1) образовательные учреждения дополнительного высшего профессионального образования;
2) образовательные учреждения дополнительного среднего профессионального образования;
3) образовательные учреждения дополнительного начального профессионального образования;
4) образовательные учреждения дополнительного общего образования.
К образовательным учреждениям дополнительного высшего профессионального образования относятся учреждения дополнительного образования, в объеме учебной работы которых реализация дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования составляет не менее 50 процентов.
К образовательным учреждениям дополнительного среднего профессионального образования относятся учреждения дополнительного образования, в объеме учебной работы которых реализация дополнительных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования составляет не менее 50 процентов, но которые не могут быть отнесены к образовательным учреждения дополнительного высшего профессионального образования.
К образовательным учреждениям дополнительного начального профессионального образования относятся образовательные учреждения дополнительного образования, в объеме учебной работы которых реализация дополнительных образовательных программ профессионального образования и профессиональной подготовки составляет не менее 50 процентов, но которые не могут быть отнесены к образовательным учреждениям дополнительного высшего профессионального и дополнительного среднего профессионального образования.
Иные учреждения дополнительного образования относятся к образовательным учреждениям дополнительного общего образования.
4. В зависимости от возраста обучающихся образовательные учреждения дополнительного образования подразделяются на следующие типы:
образовательные учреждения дополнительного образования детей;
образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
образовательные учреждения дополнительного образования для лиц любого возраста.
5. Типовые положения об образовательных учреждениях дополнительного образования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Образовательные учреждения дополнительного образования детей
1. Образовательные учреждения дополнительного образования детей реализуют образовательные программы дополнительного образования, предназначенные, как правило, для лиц в возрасте до 18 лет.
2. Дополнительное образование детей осуществляется в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, в том числе:
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей;
в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы;
в организациях и общественных объединениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим дополнительным образовательным программам.
3. К образовательным учреждениям дополнительного образования детей относятся образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы по одному или нескольким направлениям образовательной деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных учреждений дополнительного образования детей:
центр (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый) внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), оздоровительно-образовательный (профильный);
дворец (детского, юношеского творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, культуры (искусств);
дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, культуры (искусств);
клуб (юных моряков речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеской физической подготовки);
детская студия (по различным видам искусств);
станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
детский парк;
школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детстко-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в том числе олимпийского резерва);
музей (детского творчества, литературы и искусства);
детский оздоровительно-образовательный лагерь.
Детские образовательные учреждения искусств (музыкальные, художественные и другие), не реализующие основные образовательные программы общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, относятся к учреждениям дополнительного образования детей.
Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Образовательные учреждения дополнительного образования взрослых
1. Образовательные учреждения дополнительного образования взрослых реализуют образовательные программы дополнительного образования, как правило, для лиц в возрасте старше 18 лет.
2. Образовательным учреждением дополнительного образования взрослых является образовательное учреждение дополнительного образования, в котором лица старше 18 лет составляют не менее 50 процентов от числа обучающихся.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды учреждений дополнительного образования взрослых:
академия, институт повышения квалификации;
межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров;
учебный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки лиц из числа уволенных в запас военосужащих;
высшая профессиональная школа, в том числе школа бизнеса;
учебный центр переподготовки и повышения квалификации кадров;
учебный центр службы занятости;
центр, институт непрерывного (дополнительного) образования;
народный университет;
курсы (школа, класс, центр) повышения квалификации и переподготовки и другие формы курсовой подготовки;
общественное объединение, основной уставной целью которой является образовательная деятельность.
Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
4. Статус академии, института повышения квалификации присваивается ведущим образовательным учреждениям дополнительного высшего профессионального образования, деятельность которых направлена на обучение лиц, имеющих высшее профессиональное образование, проведение исследований, организацию консультаций и научно-методической помощи другим образовательным учреждениям, с учетом требований Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Присвоение образовательному учреждению дополнительного высшего профессионального образования статуса академии, института повышения квалификации может быть произведено только федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием.
5. При наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам дополнительное образование взрослых могут осуществлять образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы.
Статья 12. Особенности дополнительного образования детей
1. Дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Дополнительное образование детей предназначено для свободного выбора и освоения несовершеннолетним гражданином дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой им основной образовательной программы. В выборе несовершеннолетним гражданином образовательного учреждения дополнительного образования и дополнительной образовательной программы вправе принимать участие его родители (законные представители).
2. Дополнительное образование детей должно быть организовано на основе следующих принципов и с соблюдением следующих условий:
предоставление каждому несовершеннолетнему гражданину свободного выбора образовательной деятельности, и дополнительных образовательных программ;
многообразие видов образовательной деятельности, удовлетворение разнообразных интересов;
возможность получения допрофессиональных знаний;
социокультурная направленность всех мероприятий;
непрерывность дополнительного образования, возможность сочетания свободного изменения осваиваемых дополнительных образовательных программ.
3. Содержание дополнительных образовательных программ, предназначенных для освоения детьми, должно быть направлено на:
психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
создание необходимых условий для личностного развития детей, их адаптацию к жизни в обществе, профессиональное самоопределение, развитие мотивации к познанию и творчеству;
стимулирование творческой активности личности, развитие способности к решению возникающих проблем;
активное усвоение содержания образования и развитие способности к постоянному самообразованию, применение полученных знаний в различных ситуациях;
развитие умений обобщать жизненный опыт;
восприятие научного знания и овладение специализированными языками наук;
обеспечение преемственности содержания различных видов образования.
Статья 13. Особенности дополнительного образования взрослых
1. Система дополнительного образования должна обеспечить возможность получения каждым взрослым гражданином дополнительного образования (в том числе по инициативе работодателя), необходимого ему для профессиональной или общественной деятельности, семейной жизни, адаптации к изменившимся производственным или социокультурным условиям. Дополнительное образование взрослых включает в себя повышение квалификации по приобретенной ранее профессии, переподготовку, содействие достижению обучающимися нового для них уровня образования, удовлетворение интеллектуальных и других потребностей личности.
2. Дополнительное образование взрослых должно отвечать принципу непрерывности образования. Право совершеннолетних граждан на получение дополнительного образования не может ограничиваться их возрастом.
3. Содержание дополнительного образования взрослых должно быть ориентировано на овладение знаниями в области науки, политики, права, религии, морали, искусства, экономики и производства, а также должно обеспечивать получение информации о новых методах деятельности, освоенных обществом, и формировать у обучающихся адекватную современному уровню знаний картину мира.
4. Дополнительное образование совершеннолетние граждане получают на добровольной основе, за исключением случаев, когда повышение квалификации является служебной обязанностью работника.
Статья 14. Особенности информационно-образовательной деятельности
1. Информационно-образовательная деятельность осуществляется, как правило, посредством краткосрочных учебных программ, включая разовые лекции и консультации, в том числе с использованием средств массовой информации, и не предусматривает обязательной выдачи обучающимся документа о дополнительном образовании.
Проведенные мероприятия фиксируются в учетных документах образовательного учреждения (организации).
2. В случае если дополнительное образование работников осуществляется посредством информационно-образовательной деятельности, организованной по инициативе и за счет работодателя, последний вправе определять порядок и условия этой деятельности.
3. Образовательные учреждения (организации), основной уставной деятельностью которых является информационно-образовательная деятельность, государственной аккредитации не подлежат.
4. Информационно-образовательная деятельность может выполняться на условиях государственного заказа, а также заказов органов местного самоуправления.
Статья 15. Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам
1. Порядок приема в образовательное учреждение на обучение по дополнительным образовательным программам определяется учредителем (учредителями) этого образовательного учреждения и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам в иные организации устанавливается нормативными актами этих организаций.
2. При приеме гражданина на обучение по дополнительным образовательным программам образовательное учреждение (организация) обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения (организации), соответствующей дополнительной образовательной программой, лицензией и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
3. Прием граждан на обучение осуществляется на добровольной основе, за исключением случаев, когда гражданин поступает на обучение по направлению работодателя.
4. Преимущества, при прочих равных условиях, при приеме на обучение по дополнительным образовательным программам имеют:
дети-сироты;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, если обучение по дополнительной образовательной программе по заключению ВТЭК или МСЭК им не противопоказано;
другие граждане по решению Правительства Российской Федерации.
5. При поступлении на обучение по дополнительным образовательным программам, связанным с определенными требованиями к состоянию здоровья обучающихся, граждане должны представить соответствующую медицинскую справку.
Статья 16. Документы о дополнительном образовании
1. Образовательные учреждения (организации), реализующие дополнительные образовательные программы и оказывающие дополнительные образовательные услуги в соответствии с лицензией, выдают лицам, завершившим обучение, по их требованию, документы об освоении дополнительных образовательных программ или о получении дополнительных образовательных услуг, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Форма документов определяется образовательным учреждением, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
2. Образовательные учреждения (организации), реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы и имеющие государственную аккредитацию, могут выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об освоении соответствующей дополнительной образовательной программы.
3. Виды и формы документов государственного образца, выдаваемых лицам, завершившим обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам, утверждаются федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
4. Лица, освоившие дополнительную образовательную программу в форме экстерна, в том числе посредством дистанционного обучения, имеют право на аттестацию в соответствующем образовательном учреждении.
Положение об экстернате утверждается федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
5. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о дополнительном образовании производится федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
Статья 17. Компетенция Российской Федерации в области дополнительного образования
К компетенции Российской Федерации в области дополнительного образования, помимо компетенции, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, относятся:
1) разработка и утверждение Федеральной программы развития образования в части дополнительного образования граждан, иных федеральных, а также международных программ развития дополнительного образования;
2) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов по отдельным дополнительным образовательным программам;
3) разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ;
4) установление перечня дополнительных образовательных программ, освоение которых не допускается в очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения и в форме экстерната;
5) присвоение образовательному учреждению дополнительного высшего профессионального образования статуса академии, института повышения квалификации;
6) лицензирование по дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования образовательных учреждений, общественных объединений, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, организаций, имеющих образовательные подразделения. Правительство Российской Федерации вправе отнести к компетенции Российской Федерации лицензирование указанных учреждений и организаций по отдельным дополнительным образовательным программам других уровней;
7) установление категорий граждан, имеющих преимущества при приеме на обучение по дополнительным образовательным программам в государственные и муниципальные образовательные учреждения (организации);
8) установление формы документа государственного образца об освоении соответствующей дополнительной образовательной программы;
9) Установление перечня категорий работников, для которых повышение квалификации является обязательным условием для продолжения работы;
10) установление права граждан на отпуска без сохранения заработной платы для получения дополнительного образования, а также права работающих граждан на повышение своей квалификации за счет средств работодателя;
11) меры государственной поддержки системы стимулирования работников и работодателей по повышению квалификации и непрерывному образованию;
12) заключение и ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы дополнительного образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Компетенция субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования
По общим вопросам дополнительного образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной настоящим Федеральным законом компетенции Российской Федерации в области дополнительного образования.
Статья 19. Особенности создания и функционирования образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования
1. Образовательные учреждения дополнительного образования создаются в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ и Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Дополнительное образование может осуществляться в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы.
3. В случае если реализация дополнительных образовательных программ предусматривает осуществление участниками образовательного процесса определенной деятельности, подлежащей лицензированию или сертификации, образовательные учреждения (организации), имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующей дополнительной образовательной программе, освобождаются от дополнительного лицензирования или сертификации указанной деятельности, если она непосредственно предусмотрена указанной дополнительной образовательной программой.
4. Реализация дополнительных образовательных программ по военной подготовке осуществляется по согласованию с военным комиссариатом по месту нахождения образовательного учреждения.
5. Зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" общественные объединения, для которых информационно-образовательная деятельность является основной уставной целью и которые претендуют на государственную поддержку, предусмотренную настоящим Федеральным законом, обязаны получить лицензию в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ. При этом экспертной комиссии представляются:
а) устав организации (объединения);
б) список ведущих лекторов-преподавателей;
в) документы, подтверждающие право пользования помещениями, организаций, в которых в основном арендуются (используются) помещения для информационно-образовательных мероприятий.
Отсутствие у общественной организации (объединения) собственных или длительно арендуемых учебных помещений для осуществления информационно-образовательной деятельности не может являться основанием для отказа в лицензировании.
6. С целью защиты права граждан на получение качественного дополнительного образования государство осуществляет лицензирование образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, а также аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений по заявлению соответствующего учреждения (организации), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Перечень дополнительных образовательных программ, по которым образовательное учреждение может получить государственную аккредитацию (на основании заявления образовательного учреждения и его аттестации), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Органы управления дополнительным образованием
Помимо органов управления образованием, создаваемых и действующих в Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, для координации работы по дополнительному образованию взрослых создается федеральный государственно-общественный координационный совет дополнительного образования взрослых. Положение о федерального государственно-общественном координационном совете дополнительного образования взрослых утверждается Правительством Российской Федерации. По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться государственно-общественные координационные советы дополнительного образования взрослых в субъектах Российской Федерации.
Указанные государственно-общественные координационные советы призваны осуществлять поддержку актуальных проектов в области дополнительного образования взрослых за счет средств соответствующих бюджетов, в том числе за счет отчислений работодателей, не использовавших средства в объеме, установленном частью 7 статьи 24 настоящего Федерального закона, на повышение квалификации своих работников, а также за счет благотворительных взносов и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Права и обязанности обучающихся по дополнительным образовательным программам
1. Права и обязанности обучающихся по дополнительным образовательным программам определяются типовым положением о соответствующем образовательном учреждении и уставом данного образовательного учреждения.
2. За обучающимися, направляемыми работодателями на обучение по дополнительным образовательным программам в образовательные учреждения с отрывом от производства, сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним учащимся, направленным на обучение с отрывом от производства, оплачиваются командировочные расходы за счет направляющей стороны по нормам не ниже установленных законодательством Российской Федерации.
Оплата проезда обучающихся к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляется за счет средств направляющей стороны.
Для безработных граждан материальные условия обеспечения (включая стипендиальное) на период обучения устанавливаются в соответствии с законодательство Российской Федерации.
Статья 22. Работники учреждений (организаций), осуществляющих деятельность в области дополнительного образования
1. В образовательных учреждениях (организациях), осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, могут предусматриваться должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-педагогического, методического, педагогического инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.
2. Научно-педагогические работники государственных образовательных учреждений дополнительного высшего профессионального образования, осуществляющие обучение по программам повышения квалификации и переподготовки в рамках высшего образования лиц, имеющих высшее профессиональное образование, по вопросам оплаты труда и присвоения ученых званий приравниваются к научно-педагогическим работникам высших учебных заведений.
На научно-педагогических работников академий и институтов повышения квалификации, финансируемых из федерального бюджета, распространяются льготы, социальные гарантии, надбавки, установленные для аналогичных работников соответствующих образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы.
3. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам учреждений (организаций) дополнительного образования с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Образовательные учреждения (организации), реализующие дополнительные образовательные программы, обязаны обеспечить повышение квалификации своих работников и организовывать их аттестацию.
5. Учреждение (организация) дополнительного образования в пределах имеющихся у него средств самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, премий и других мер материального стимулирования.
Статья 23. Отношения собственности в системе дополнительного образования
1. Отношения собственности в системе дополнительного образования регулируются положениями, установленными для учреждений основного образования соответствующего уровня Законом Российской Федерации "Об образования" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ.
2. Учреждение (организация) дополнительного образования пользуется преимущественным правом перед другими лицами на приобретение ранее арендуемой им отчуждаемой государственной и (или) муниципальной собственности.
3. Учреждение (организация) дополнительного образования, выступающее арендатором здания, помещений, сооружений, оборудования и других основных фондов, имеет при прочих равных условиях преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок.
Если арендодатель отказал учреждению (организации) дополнительного образования в заключении договора аренды на новый срок, но в течение года со дня истечения срока этого договора заключил договор аренды с другим лицом, образовательное учреждение (организация) вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору.
4. Общественным организациям, реализующим дополнительные образовательные программы для детей, могут быть предоставлены помещения для осуществления указанной образовательной деятельности без взимания арендной платы.
Статья 24. Финансирование учреждений (организаций), осуществляющих деятельность в области дополнительного образования
1. Деятельность учреждений (организаций) дополнительного образования, а также образовательных учреждений (организаций) других типов в части реализации образовательных программ дополнительного образования финансируется учредителями образовательных учреждений (организаций) в соответствии с договором между ним и образовательным учреждением (организацией). По договору между учредителем и образовательным учреждением (организацией) последнее может осуществлять свою деятельность, связанную с реализацией дополнительных образовательных программ, на условиях частичного или полного самофинансирования.
2. Повышение квалификации или переподготовка работающих граждан, осуществляемые в соответствии с положениями части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, финансируются за счет средств работодателя.
3. Повышение квалификации или переподготовка безработных граждан, осуществляемые по направлению органов службы занятости, финансируются за счет средств фонда занятости.
4. Из бюджетов всех уровней государственным, муниципальным образовательным учреждениям дополнительного образования детей ежегодно выделяются финансовые средства в объеме, необходимом для организации дополнительного образования детей, из расчета не менее 18 ставок педагога на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. При этом из федерального бюджета производятся расходы, необходимые для организации дополнительного образования детей, из расчета не менее одной ставки педагога на каждые 50 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации, а распределение средств, выделяемых из федерального бюджета, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
5. Учредители государственных муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы, обязаны выделять указанным образовательным учреждениям финансовые средства в объеме, необходимом для организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам в данном образовательном учреждении, из расчета не менее одной ставки педагога на каждые 150 обучающихся, но не менее одной ставки педагога, при численности обучающихся в образовательном учреждении от 51 до 150 человек, и не менее половины ставки педагога, при численности обучающихся в образовательном учреждении до 50 человек.
Эти средства используются для дополнительного образования обучающихся в этом образовательном учреждении по основным образовательным программам.
6. Финансирование федеральных программ развития дополнительного образования осуществляется из федерального бюджета либо из других не запрещенных законом источников.
Определение образовательных учреждений (организаций), имеющих лицензию на право ведения данного лица образовательной деятельности, - исполнителей (соисполнителей) федеральных программ развития дополнительного образования осуществляется на конкурсной основе с публикацией положений о конкурсе в средствах массовой информации.
7. Минимальные нормативы финансовых затрат работодателей на повышение квалификации и профессиональную подготовку работников, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, могут быть дифференцированы по отраслям народного хозяйства и регионам, но не могут составлять менее 2 процентов от расходов на заработную плату. Фактические затраты в пределах двойного минимального норматива относятся на себестоимость продукции (услуг). Неизрасходованные работодателем на повышение квалификации и профессиональную подготовку работников по минимальному нормативу средства перечисляются в равных долях в федеральный бюджет и бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации с правом использования их работодателем в последующие годы для компенсации перерасхода средств на повышение квалификации и профессиональную подготовку работников по сравнению с двойным минимальным нормативом.
8. Средства спонсоров, направленные на развитие учреждений дополнительного образования, относятся на себестоимость продукции (услуг) спонсора в пределах 8 процентов от прибыли. Материальные средства, безвозмездно передаваемые спонсорами учреждениям дополнительного образования с баланса на баланс, не считаются коммерческой сделкой и не подлежат налогообложению.
9. Государственные органы, в компетенцию которых входит распределение государственных заказов на дополнительное образование, размещают указанные государственные заказы на конкурсной основе. При этом для участия в конкурсе приглашаются образовательные учреждения всех форм собственности.
10. Финансирование учреждений дополнительного образования детей осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых для каждых типа, вида и категории образовательного учреждения.
11. При реализации дополнительных образовательных программ на платной основе размеры оплаты устанавливаются договором между образовательным учреждением (организацией) физическим или юридическим лицом по ценам, согласованным с учредителем образовательного учреждения.
Статья 25. Государственная поддержка дополнительного образования
1. Учреждения дополнительного образования пользуются налоговыми и иными льготами, установленными законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы.
2. В случае если органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления устанавливают для общеобразовательных учреждений пониженные тарифы по оплате коммунальных услуг (тепло-, водо-, электроснабжение, канализация) и средств связи, то указанные тарифы распространяются и на соответствующие учреждения (организации) дополнительного образования, осуществляющие в соответствии с лицензией образовательную деятельность.
3. Арендная плата учреждения дополнительного образования может быть зачтена арендодателем в виде образовательной деятельности, осуществленной образовательным учреждением по заявке арендодателя.
4. Учреждения дополнительного образования по условиям оплаты за аренду помещений, зданий, сооружений, земельных участков приравниваются к образовательным учреждениям, реализующим основные образовательные программы соответствующего уровня.
5. Для государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования плата за аренду помещений, зданий, сооружений, земли, являются государственной собственностью Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем эксплуатационные расходы.
6. Государство содействует реализации дополнительных образовательных программ через средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение и другие средства).
7. Работодатели имеют право за счет своих средств направлять работников на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. Затраченные на эти цели средства включаются в состав затрат, предусмотренных на переподготовку и повышение квалификации кадров.
8. Вопросы содержания и совершенствования материальной базы учреждений дополнительного образования, создания и приобретения учебно-методических пособий, технических средств обучения, используемых для дополнительного образования, рассматриваются органами исполнительной власти Российской Федерации в том же порядке, что и вопросы деятельности образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы.
Статья 26. Гарантии реализации права на дополнительное образование
1. Государство обеспечивает возможность реализации гражданами права на получение дополнительного образования путем создания необходимых социально-экономических условий, содействующих развитию системы дополнительного образования, предоставления льгот гражданам, получающим дополнительное образование.
2. Государство оказывает содействие гражданам в получении дополнительного профессионального образования, в том числе детям и молодежи, проявляющим выдающиеся способности в освоении дополнительных образовательных программ, посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Порядок предоставления таких стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Государство полностью или частично компенсирует гражданам, нуждающимся в социальной помощи, расходы на получение дополнительного образования.
Категории граждан, которым предоставляются компенсации, порядок предоставления компенсаций, их размеры устанавливаются федеральным законом.
4. Государство выделяет финансовые средства на дополнительное образование увольняемых в запас военнослужащих, инвалидов, пенсионеров и других категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи, в случаях, если получаемое ими дополнительное образование направлено на поддержку их жизнедеятельности. Категории граждан, на дополнительное образование которых выделяются государственные финансовые средства, а также источники этих средств, формы и размеры их выделения указанным гражданам для получения ими дополнительного образования определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
5. Государство создает условия для непрерывного самообразования граждан, в том числе обеспечивая государственную поддержку системе дистанционного образования, средствам массовой информации и другим организациям, ведущим образовательную и информационно-образовательную деятельность.
6. Теле- и радиовещательные компании обязаны не менее 3 процентов эфирного времени выделять информационно-образовательным программам.
7. Руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы, обязаны при наличии заинтересованности обучающихся (не менее 15 человек) организовать реализацию соответствующих дополнительных образовательных программ. Обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться, как правило, за счет бюджета образовательного учреждения, а также за счет средств обучающихся, их родителей, других источников финансирования.
Обоснованность отказа в предоставлении дополнительных образовательных услуг, в том числе по причине отсутствия преподавателей, должна быть подтверждена соответствующим органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя муниципального образовательного учреждения, или советом государственного образовательного учреждения.
8. Средства, затрачиваемые гражданином на получение дополнительного образования, а также на получение дополнительного образования членами его семьи в образовательных учреждениях Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию, исключаются из налогооблагаемой базы при расчетах подоходного налога в соответствии с действующим законодательством.
9. Государство стимулирует инвестиции в дополнительное образование, создает и развивает образовательные учреждения дополнительного образования, поощряет выдачу льготных кредитов работодателям для инвестиций в дополнительное образование и работникам для оплаты стоимости обучения по дополнительным образовательным программам.
10. Государство гарантирует получение бесплатного дополнительного образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
11. В государственных, муниципальных образовательных учреждениях (организациях), реализующих дополнительные образовательные программы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случае конкурсного отбора устанавливаются квоты приема лиц, нуждающихся в социальной помощи, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов.
Лицам, принятым на обучение в пределах установленных квот, гарантируется бесплатное получение дополнительного образования.
Статья 27. Социальные гарантии реализации права работающих граждан на получение дополнительного образования
1. Работодатель в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обязан обеспечивать повышение профессиональной квалификации работников, с которыми он находится в трудовых отношениях. Порядок направления работников на обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам по инициативе работодателя устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
При заключении трудового договора (контракта) работодатель обязан ознакомить работника с порядком направления в образовательные учреждения (организации), реализующие дополнительные образовательные программы.
2. При направлении в образовательное учреждение для получения дополнительного образования с отрывом от производства работодатель заключает с работником договор в письменной форме, регламентирующий права и обязанности сторон.
Типовой договор о дополнительном образовании работника утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
3. В случае если после получения дополнительного образования предполагается перевод работника на новое место работы, работодатель обязан при направлении на обучение ознакомить работника с условиями и характером труда на новом месте работы и получить согласие работника.
4. При высвобождении работника в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работодатель обязан своевременно обеспечить переподготовку высвобождаемого работника по одной из дополнительных образовательных программ с целью подготовки этого работника к новому виду профессиональной деятельности.
5. В случае если высвобождаемый работник в течение пяти лет, предшествующих высвобождения, не имел возможности повысить свою квалификацию, пройти переподготовку или обучение смежным (вторым) профессиям, все затраты, связанные с обучением, необходимым для трудоустройства этого работника и осуществляемым по направлению государственной службы занятости, производятся за счет средств организации, в которой он работал до высвобождения.
Это требование выполняется при условии, что обучение начато не позднее двух месяцев с момента высвобождения работника и им заключен договор с другим работодателем о гарантиях трудоустройства после окончания обучения.
Прохождение работником повышения квалификации, переподготовки и обучения смежным (вторым) профессиям в течение пяти лет, предшествующих высвобождению, подтверждается соответствующими документами (удостоверениями, свидетельствами и другими документами) установленной формы, записями в трудовых книжках.
6. В организациях формируется система материального и морального стимулирования профессионального роста работников. Совершенствование профессиональных знаний, повышение квалификации и переподготовка работников рассматривается в качестве важнейшего показателя при их аттестации.
7. Принимаемые федеральные научно-технические и экономические программы должны содержать раздел о профессиональной подготовке кадров.
8. Предприятиям, осуществляющим дополнительное образование работников, может предоставляться финансовая помощь в форме льготных кредитов, целевых субсидий, в иных формах. Размеры, условия и порядок предоставления финансовой помощи определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 28. Гарантии прав работников системы дополнительного образования
Работники, осуществляющие дополнительное образование детей, пользуются всеми правами и льготами, установленными Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ для педагогических работников образовательных учреждений.
Раздел III.
Международная деятельность в области
дополнительного образования
Статья 29. Международное сотрудничество Российской Федерации в области дополнительного образования
1. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области дополнительного образования и содействует развитию международного сообщества в области дополнительного образования.
2. Учреждения, государственные и негосударственные организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, заинтересованные физические лица имеют право участвовать в международных программах и проектах в области дополнительного образования, в том числе по реализации программ дополнительного образования.
3. Учреждения, государственные и негосударственные организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) устанавливать связи с иностранными и международными организациями по вопросам дополнительного образования, в том числе проводить совместные исследования, обмен специалистами, технологиями, программами, обучающимися;
2) создавать с участием иностранных лиц образовательные учреждения дополнительного образования, а также организации по обеспечению их деятельности;
3) самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Раздел IV.
Заключительные положения.
Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты должны быть изданы в срок до 1 января 1999 года.
Президент
Российской Федерации
Члены Совета Федерации |
В.В.Сударенков |
Российской Федерации
Депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания |
И.И.Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.