Обоснование
необходимости принятия проекта федерального
закона "О дополнительном образования"
Федеральный закон "О дополнительном образовании" (далее - законопроект) предназначен для обеспечения правового регулирования отношений в области дополнительного образования. Законопроект дополняет и развивает правовые нормы Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, с учетом специфики этой области образования.
Необходимость создания правовой базы дополнительного образования обусловлена резко возрастающей ролью дополнительного образования в условиях переустройства общества, наличием сложных правоотношений в этой области образования, все возрастные группы населения, а также потребностью законодательной поддержки этой области образования в современных социально-экономических условиях.
Законопроект достаточно детально регулирует правоотношения, возникающие в системе дополнительного образования. В частности, большое внимание уделяется вопросам организационного характера, что позволяет сформировать целостную систему дополнительного образования, обеспечить условия для сохранения единого образовательного пространства, создать условия для реализации права граждан на дополнительное образование.
Так, формулируются понятия системы дополнительного образования, дополнительных образовательных программ, градация образовательных программ в зависимости от их направленности и содержания, порядок разработки и утверждения. Определяются виды организаций, в которых могут реализовываться дополнительные образовательные программы. В том числе, такое право устанавливается и за средствами массовой информации.
Осуществляется деление образовательных учреждений дополнительного образования в зависимости от уровня и направленности реализуемых ими дополнительных образовательных программ, а также от возраста обучающихся.
Законопроект учитывает особенности дополнительного образования детей, дополнительного образования взрослых и информационно-образовательной деятельности, а также особенности создания и функционирования образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и правовыми нормами Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ законопроект определяет компетенцию Российской Федерации в области дополнительного образования.
Учитывая особую остроту отношений в вопросах собственности и финансирования образования, Законопроект с учетом специфики дополнительного образования устанавливает отношения собственности в системе дополнительного образования и регулирует основные условия финансирования учреждений (организаций), осуществляющих деятельность в области дополнительного образования. При регулировании вопросов финансирования, в основном, используются нормы прямого действия. Правовые нормы по вопросам финансирования системы дополнительного образования направлены на сохранение ныне существующего положения и имеют главной целью не допустить в дальнейшем снижения объемов бюджетного финансирования дополнительного образования. Например, определен механизм бюджетного финансирования для организации дополнительного образования детей. Предусмотрено, что из бюджетов всех уровней государственным, муниципальным образовательным учреждениям дополнительного образования детей ежегодно выделяются финансовые средства в объеме, необходимом для организации дополнительного образования детей, из расчета не менее 18 ставок педагога на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. В том числе, из федерального бюджета производятся расходы, необходимые для организации дополнительного образования детей, из расчета не менее одной ставки педагога на каждые 50 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
Устанавливается принцип финансовых взаимоотношений учреждения дополнительного образования с его учредителем. Определено, что учредители государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы, обязаны выделять указанным образовательным учреждениям финансовые средства в объеме, необходимом для организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам в данном образовательном учреждении, из расчета не менее одной ставки педагога на каждые 150 обучающихся, но не менее одной ставки педагога, при численности обучающихся в образовательном учреждении от 51 до 150 человек, и не менее половины ставки педагога, при численности обучающихся в образовательном учреждении до 50 человек.
По объемам финансирования вышеприведенные нормы сохраняют ныне действующий уровень финансирования дополнительного образования детей.
Законопроект впервые устанавливает норму прямого действия по финансовому участию работодателей в повышении квалификации своих работников. Определено, что минимальные нормативы финансовых затрат работодателей на повышение квалификации и профессиональную подготовку работников, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, могут быть дифференцированы по отраслям и регионам, но не могут составлять менее 2 процентов от расходов на заработную плату.
Приоритетное внимание в законопроекте уделено защите интересов граждан в области дополнительного образования. Так, законопроект впервые устанавливает право граждан на дополнительное образование. В частности определено, что государство гарантирует детям в возрасте до 18 лет возможность бесплатного получения дополнительного образования по одной или нескольким дополнительным образовательным программам. С целью создания условий для получения дополнительного образования работающими гражданами устанавливается право граждан один раз в 5 лет повысить свою квалификацию или пройти переподготовку за счет средств работодателя, а также получить отпуск (один раз в два года) без сохранения заработной платы продолжительностью не менее пяти рабочих дней для освоения дополнительных образовательных программ по своему выбору.
Для обеспечения реализации права граждан на дополнительное образование законопроект содержит систему правовых норм, которые формируют целостный механизм государственной поддержки дополнительного образования и гарантий реализации права на получение дополнительного образования, в том числе социальных гарантий работающих граждан на получение дополнительного образования. В частности, законопроектом определено, что учреждения дополнительного образования по условиям оплаты за аренду помещений, зданий, сооружений, земельных участков приравниваются к образовательным учреждениям, реализующим основные образовательные программы. Более того, арендная плата учреждения дополнительного образования может быть зачтена арендодателем в виде образовательной деятельности, осуществленной образовательным учреждением по заявке арендодателя.
Для государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования плата за аренду помещений, зданий, сооружений, земли, являющихся федеральной собственностью, устанавливается в размере, не превышающем эксплуатационные расходы.
Установлено, что государство содействует реализации дополнительных образовательных программ через средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение и пр.).
Предусмотрена полная или частичная компенсация государством гражданам, нуждающимся в социальной помощи или защите, расходов на получение дополнительного образования.
Законопроект определяет, что государство выделяет финансовые средства на дополнительное образование увольняемых в запас военнослужащих, инвалидов, пенсионеров и других категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи, в случаях, если получаемое ими дополнительное образование направлено на поддержку их жизнедеятельности.
Впервые законопроект вводит обязанность теле- и радиовещательных компаний выделять не менее 3 процентов эфирного времени информационно-образовательным программам.
С точки зрения социальных и экономических последствий следует ожидать, что законопроект будет положительно воспринят всеми слоями общества, так как в развитии системы дополнительного образования в современных условиях заинтересована большая часть населения России.
Принятие этого законопроекта и его последующее исполнение позволит стабилизировать положение в области дополнительного образования и обеспечить реализацию права граждан на получение дополнительного образования. Одновременно законопроект направлен на сохранение единого образовательного пространства и государственности Российской Федерации.
Члены Совета Федерации
Федерального Собрания |
В.В.Сударенков |
Депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания |
И.И.Мельников |
Справка
о состоянии законодательства в сфере правового регулирования
вопросов дополнительного образования
Вопросы дополнительного образования в настоящее время регулируются следующими правовыми нормативными актами:
1. Конституцией Российской Федерации;
2. Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ;
3. Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год;
4. Налоговым законодательством.
Члены Совета Федерации
Федерального Собрания |
В.В.Сударенков |
Депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания |
И.И.Мельников |
Перечень
законодательных актов Российской Федерации,
отмены, изменения или дополнения которых требует принятие
федерального закона "О дополнительном образовании"
Принятие федерального закона "О дополнительном образовании" потребует внесения изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, в Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
Члены Совета Федерации
Федерального Собрания |
В.В.Сударенков |
Депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания |
И.И.Мельников |
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, которые
необходимы для реализации федерального закона
"О дополнительном образовании"
Для реализации федерального закона "О дополнительном образовании" необходимо разработать:
федеральный закон "О порядке компенсации гражданам, нуждающимся в социальной помощи, расходов на получение дополнительного образования";
федеральный закон о внесении изменений в налоговое законодательство;
постановление Правительства Российской Федерации о порядке и условиях реализации гарантий получения детьми бесплатного дополнительного образования;
постановление Правительства Российской Федерации о перечне дополнительных образовательных программ, по которым устанавливаются государственные образовательные стандарты;
постановление Правительства Российской Федерации об утверждении положения о федеральном государственно-общественном координационном совете;
постановление Правительства Российской Федерации о порядке распределения средств, выделяемых из федерального бюджета на дополнительное образование;
постановление Правительства Российской Федерации о минимальных нормативах финансовых затрат работодателей на повышение квалификации и профессиональную подготовку работников;
постановление Правительства Российской Федерации о размерах компенсаций затрат на обучение лиц, нуждающихся в социальной помощи, и порядке их выделения образовательным учреждениям и организациям, реализующим дополнительные образовательные программы;
постановление Правительства Российской Федерации о размерах и порядке предоставления финансовой помощи предприятиям, осуществляющим дополнительное образование работников.
Члены Совета Федерации
Федерального Собрания |
В.В.Сударенков |
Депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания |
И.И.Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.