Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл -Уралнефтепродукт" Цыбизова Д.В. на решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 июня 2019 года, которым
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан ФИО4 N... от 30 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт", оставлено без изменения, жалоба защитника Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" Искандарова Д.У. - без удовлетворения,
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан ФИО4 N... от 30 октября 2018 года Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (далее ООО "Лукойл -Уралнефтепродукт", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Судьей Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан по жалобе защитника ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" Искандарова Д.У. принято вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с принятыми по делу постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан ФИО4 N... от 30 октября 2018 года и решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 июня 2019 года, исполняющий обязанности генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл -Уралнефтепродукт" Цыбизов Д.В. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая их отменить. В обоснование указывает на неправильное применение при рассмотрении дела норм материального права.
В судебном заседании защитник ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" Искандаров Д.У. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан ФИО7 и ФИО8 доводы жалобы считали необоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, возражения, прихожу к следующему.
Из материалов административного дела следует, что в ходе плановой выездной проверки 19 сентября 2018 года в 16 часов 30 минут при осмотре помещений, находящихся там вещей и документов на предприятии розничной торговли ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", расположенном по адресу: адрес, выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
-в нарушение пп.1.4, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п. 1.5, 2.4, 4.1 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" не обеспечено проведение производственного контроля за условиями труда на предприятии торговли в соответствии с программой производственного контроля, а именно производственный контроль за воздействием на работников физических факторов (микроклимат), химических факторов (вредных веществ в воздухе рабочей зоны) не организован. Пункты 3.1, 3.2 программы производственного контроля, утвержденной главным инженером ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", не выполняется. Пунктом 3.1 программы производственного контроля предусмотрен контроль параметров химических факторов - вредных веществ 2 класса опасности 1 раз в месяц, вредных веществ 3 класса опасности 1 раз в 3 месяца, вредных веществ 4 класса опасности 1 раз в 3 месяца. Пунктом 3.2 программы производственного контроля предусмотрен контроль условий труда сотрудников предприятия, проведение инструментальных замеров показателей микроклимата 2 раза в год. Согласно представленным протоколам контроль параметров химических факторов и показателей микроклимата проведен один раз 03 сентября 2018 года;
-в нарушение п.3.3, п.3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" не проведены систематические мероприятия по дезинсекции, кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объекта составляет менее 2 раз в месяц. Мероприятия по дезинсекции проводятся силами специализированной организации ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции, представлено 3 наряда на проведение работ по дезинсекции по договору с ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции" за 2018 год.
В ходе плановой выездной проверки 19 сентября 2018 года в 14 часов 00 минут при осмотре помещений, находящихся там вещей и документов на предприятии розничной торговли ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", расположенном по адресу: адрес, адрес, адрес, выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
- в нарушение пп.1.4, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п. 1.5, 2.4, 4.1 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" не обеспечено проведение производственного контроля за условиями труда на предприятии торговли в соответствии с программой производственного контроля, а именно производственный контроль за воздействием на работников физических факторов (микроклимат), химических факторов (вредных веществ в воздухе рабочей зоны) не организован. Пункты 3.1, 3.2 программы производственного контроля, утвержденной главным инженером ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", не выполняется. Пунктом 3.1 программы производственного контроля предусмотрен контроль параметров химических факторов - вредных веществ 2 класса опасности 1 раз в месяц, вредных веществ 3 класса опасности 1 раз в 3 месяца, вредных веществ 4 класса опасности 1 раз в 3 месяца. Пунктом 3.2 программы производственного контроля предусмотрен контроль условий труда сотрудников предприятия, проведение инструментальных замеров показателей микроклимата 2 раза в год. Согласно представленным протоколам контроль параметров химических факторов и показателей микроклимата проведен один раз 03 сентября 2018 года;
-в нарушение п.3.3, п.3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" не проведены систематические мероприятия по дезинсекции, кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объекта составляет менее 2 раз в месяц. Мероприятия по дезинсекции проводятся силами специализированной организации ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции, представлено 4 наряда на проведение работ по дезинсекции по договору с ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции" за 2018 год.
В ходе плановой выездной проверки 13 сентября 2018 года в 17 часов 30 минут, при осмотре помещений, находящихся там вещей и документов в предприятии розничной торговли ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", расположенном по адресу: адрес выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
-в нарушение пп.1.4, 14.1 СП 2. дата-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п. 1.5, 2.4, 4.1 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" не обеспечено проведение производственного контроля за условиями труда на предприятии торговли в соответствии с программой производственного контроля, а именно производственный контроль за воздействием на работников физических факторов (микроклимат), химических факторов (вредных веществ в воздухе рабочей зоны) не организован. Пункты 3.1, 3.2 программы производственного контроля, утвержденной главным инженером ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", не выполняется. Пунктом 3.1 программы производственного контроля предусмотрен контроль параметров химических факторов - вредных веществ 2 класса опасности 1 раз в месяц, вредных веществ 3 класса опасности 1 раз в 3 месяца, вредных веществ 4 класса опасности 1 раз в 3 месяца. Пунктом 3.2 программы производственного контроля предусмотрен контроль условий труда сотрудников предприятия, проведение инструментальных замеров показателей микроклимата 2 раза в год. Согласно представленным протоколам контроль параметров химических факторов и показателей микроклимата проведен один раз 03 сентября 2018 года;
-в нарушение п.3.3, п.3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" не проведены систематические мероприятия по дезинсекции, кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объекта составляет менее 2 раз в месяц. Мероприятия по дезинсекции проводятся силами специализированной организации ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции, представлено 2 наряда на проведение работ по дезинсекции по договору с ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции" за 2018 год;
-в нарушение п.13.1, 13.2 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", приложения 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда" к работе допущен оператор ФИО9, согласно личной медицинской книжке N... дата прохождения осмотра у отоларинголога от 24 августа 2012 года (срок прохождения истек 6 лет назад).
В ходе плановой выездной проверки 13 сентября 2018 года в 16 часов 00 минут при осмотре помещений, находящихся там вещей и документов на предприятии розничной торговли ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", расположенном по адресу: адрес, выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
-в нарушение пп.1.4, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п. 1.5, 2.4, 4.1 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" не обеспечено проведение производственного контроля за условиями труда на предприятии торговли в соответствии с программой производственного контроля, а именно производственный контроль за воздействием на работников физических факторов (микроклимат), химических факторов (вредных веществ в воздухе рабочей зоны) не организован. Пункты 3.1, 3.2 программы производственного контроля, утвержденной главным инженером ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", не выполняется. Пунктом 3.1 программы производственного контроля предусмотрен контроль параметров химических факторов - вредных веществ 2 класса опасности 1 раз в месяц, вредных веществ 3 класса опасности 1 раз в 3 месяца, вредных веществ 4 класса опасности 1 раз в 3 месяца. Пунктом 3.2 программы производственного контроля предусмотрен контроль условий труда сотрудников предприятия, проведение инструментальных замеров показателей микроклимата 2 раза в год. Согласно представленным протоколам контроль параметров химических факторов и показателей микроклимата проведен один раз 03 сентября 2018 года.
-в нарушение п.3.3, п.3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" не проведены систематические мероприятия по дезинсекции, кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объекта составляет менее 2 раз в месяц. Мероприятия по дезинсекции проводятся силами специализированной организации ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции, представлено 2 наряда на проведение работ по дезинсекции по договору с ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции" за 2018 год.
В ходе плановой выездной проверки 13 сентября 2018 года в 14 часов 00 минут при осмотре помещений, находящихся там вещей и документов в предприятии розничной торговли ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", расположенном по адресу: адрес, выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
-в нарушение пп.1.4, 14.1 СП 2. дата-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п.1.5, 2.4, 4.1 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" не обеспечено проведение производственного контроля за условиями труда на предприятии торговли в соответствии с программой производственного контроля, а именно производственный контроль за воздействием на работников физических факторов (микроклимат), химических факторов (вредных веществ в воздухе рабочей зоны) не организован. Пункты 3.1, 3.2 программы производственного контроля, утвержденной главным инженером ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", не выполняется. Пунктом 3.1 программы производственного контроля предусмотрен контроль параметров химических факторов - вредных веществ 2 класса опасности 1 раз в месяц, вредных веществ 3 класса опасности 1 раз в 3 месяца, вредных веществ 4 класса опасности 1 раз в 3 месяца. Пунктом 3.2 программы производственного контроля предусмотрен контроль условий труда сотрудников предприятия, проведение инструментальных замеров показателей микроклимата 2 раза в год. Согласно представленным протоколам контроль параметров химических факторов и показателей микроклимата проведен один раз 03 сентября 2018 года;
в нарушение п.3.3, п.3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" не проведены систематические мероприятия по дезинсекции, кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объекта составляет менее 2 раз в месяц. Мероприятия по дезинсекции проводятся силами специализированной организации ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции, представлено 2 наряда на проведение работ по дезинсекции по договору с ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции" за 2018 год;
в нарушение п.10.6 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" уборочный инвентарь для туалетов хранится совместно с уборочным инвентарем других помещений;
-в нарушение п.13.1, 13.2 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", приложения 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011года N 302н "Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда" к работе допущен оператор ФИО10, согласно личной медицинской книжке N... дата проведения исследования на туберкулез от 14 июня 2017 года (срок прохождения истек на 2 месяца).
В ходе плановой выездной проверки 11 сентября 2018 года в 16 часов 00 минут при осмотре помещений, находящихся там вещей и документов на предприятии розничной торговли ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", расположенном по адресу: адрес, выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а именно:
-в нарушение пп.1.4, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п. 1.5, 2.4, 4.1 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" не обеспечено проведение производственного контроля за условиями труда на предприятии торговли в соответствии с программой производственного контроля, а именно производственный контроль за воздействием на работников физических факторов (микроклимат), химических факторов (вредных веществ в воздухе рабочей зоны) не организован. Пункты 3.1, 3.2 программы производственного контроля, утвержденной главным инженером ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", не выполняется. Пунктом 3.1 программы производственного контроля предусмотрен контроль параметров химических факторов - вредных веществ 2 класса опасности 1 раз в месяц, вредных веществ 3 класса опасности 1 раз в 3 месяца, вредных веществ 4 класса опасности 1 раз в 3 месяца. Пунктом 3.2 программы производственного контроля предусмотрен контроль условий труда сотрудников предприятия, проведение инструментальных замеров показателей микроклимата 2 раза в год. Согласно представленным протоколам контроль параметров химических факторов и показателей микроклимата проведен один раз 03 сентября 2018 года.
В ходе плановой выездной проверки 11 сентября 2018 года в 13 часов 00 минут при осмотре помещений, находящихся там вещей и документов на предприятии розничной торговли ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", расположенном по адресу: адрес, выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а именно:
-в нарушение пп.1.4, 14.1 СП 2. дата-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п. 1.5, 2.4, 4.1 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" не обеспечено проведение производственного контроля за условиями труда на предприятии торговли в соответствии с программой производственного контроля, а именно производственный контроль за воздействием на работников физических факторов (микроклимат), химических факторов (вредных веществ в воздухе рабочей зоны) не организован. Пункты 3.1, 3.2 программы производственного контроля, утвержденной главным инженером ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", не выполняется. Пунктом 3.1 программы производственного контроля предусмотрен контроль параметров химических факторов - вредных веществ 2 класса опасности 1 раз в месяц, вредных веществ 3 класса опасности 1 раз в 3 месяца, вредных веществ 4 класса опасности 1 раз в 3 месяца. Пунктом 3.2 программы производственного контроля предусмотрен контроль условий"труда сотрудников предприятия, проведение инструментальных замеров показателей микроклимата 2 раза в год. Согласно представленным протоколам контроль параметров химических факторов и показателей микроклимата проведен один раз 03 сентября 2018 года;
- в нарушение п.3.3, п.3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" не проведены систематические мероприятия по дезинсекции, кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объекта составляет менее 2 раз в месяц. Мероприятия по дезинсекции проводятся силами специализированной организации ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции, представлено 2 наряда на проведение работ по дезинсекции по договору с ГБУЗ "Республиканский центр дезинфекции" за 2018 год.
Кроме того, 24 сентября 2018 года в 15 часов 30 минут при проведении проверки в отношении ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", расположенного по адресу: адрес, при рассмотрении представленных документов было установлено, что у ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" в реестре выданных Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан санитарно-эпидемиологических заключений отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на проект установленной окончательной санитарно-защитной зоны по адресам: адрес, адрес, адрес, что является нарушением п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов", а также на проект предельно-допустимых выбросов по вышеуказанным адресам, что является нарушением п. 4.2.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Было также установлено:
- программа производственного контроля разработана и внедрена не в полном объеме, так в представленной программе производственного контроля отсутствует контроль за соблюдением санитарных правил и норм, выполнение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния автозаправочных станций расположенных по адресам: адрес, адрес, адрес, в соответствии с п.п. 1.5, 2.1, 2.4.6) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния автозаправочных станций, расположенных по адресам: адрес, адрес, адрес, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не проводится лабораторный производственный контроль, а именно не проводятся лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух, что подтверждается отсутствием протоколов лабораторно-инструментального контроля, подтверждающих обеспечение соблюдения гигиенических нормативов за текущий период 2018 года в соответствии с п.п. 1.2, 2.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" Новая редакция, п.п.2.5, 2.6, 2.7, 4.1 а) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-03 "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест";
- в нарушение п. 2.4. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в программе производственного контроля включены не все санитарные правила и нормативы.
Юридическим лицом ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" не исполнены обязанности по организации работы предприятий розничной торговли в соответствии с действующими санитарными правилами.
По результатам проверки в отношении ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" составлен протокол за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, 30 октября 2018 года вынесено постановление в отношении ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" о назначении административного наказания по ст. 6.3 КоАП РФ.
Судебной инстанцией данное постановление должностного лица от 30 октября 2018 года N... о привлечении ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ признано законным и обоснованным.
Однако с таким выводом судебной инстанции частично согласиться нельзя по следующим основаниям.
Административная ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 160-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 20 Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ разработаны СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Согласно п. 2.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны, промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
В соответствии с п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Между тем, п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
Как следует из проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на АЗС- N... адрес), в границах санитарно-защитной зоне указанной АЗС отсутствуют жилые застройки.
На основании данного проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" получено санитарно-эпидемиологическое заключение N... N... 08.16 от 23 августа 2016 года.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"", Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 4.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 года N 18 "О введении в действие Санитарных правил -СП 1.1.1058-01" (вместе с "СП 1.1.1058-01.1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 года) установлено, на каких объектах и в каком объеме осуществляется производственный контроль с применением лабораторных исследований. Деятельность авто-заправочных станций, осуществляющих торговлю горюче-смазочными материалами, к таким объектам не отнесена.
Таким образом, поскольку Общество на территории АЗС- N... ( адрес) не осуществляет виды деятельности и не располагает объектами, перечисленными в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01, а также в границах санитарно-защитной зоны АЗС- N... отсутствует жилая застройка, ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" не может быть вменена обязанность по осуществлению лабораторных исследований за загрязнением атмосферного отдыха в зоне влияния указанной АЗС.
Также ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" для АЗС- N... ( адрес) получено санитарно - эпидемиологическое заключение N... 09.14 от 24 сентября 2014 года об установлении (окончательной) санитарно-защитной зоны АЗС- N... ; для АЗС- N... ( адрес) получено санитарно -эпидемиологическое заключение N... N... 12.16 от 27 декабря 2016 года об установлении (окончательной) санитарно-защитной зоны АЗС N... ; для АЗС-02005 ( адрес) получено санитарно -эпидемиологическое заключение N... N... 04.14 от 01 апреля 2014 года об установлении (окончательной) санитарно-защитной зоны АЗС- N...
Для АЗС- N... Уфа, ул. Комсомольская, д. 108) ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" получено санитарно - эпидемиологическое заключение N... N... 0008 дата от дата об установлении (окончательной) санитарно-защитной зоны АЗС- N...
Указанные санитарно - эпидемиологические заключения в отношении АЗС- N.., АЗС- N... АЗС- N.., АЗС- N... были выданы Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.
Таким образом, ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" в отношении АЗС- N.., АЗС- N.., АЗС- N... АЗС- N... требования санитарно-эпидемиологического законодательства исполнены в полном объеме.
Доказательства того, что санитарно-эпидемиологические заключения в отношении АЗС- N.., АЗС- N.., АЗС- N.., АЗС- N... отозваны, либо прекратили свое действие суду не представлены.
В отношении АЗС- N... установлено, что она была построена в 2003 году, что подтверждается техническим паспортом от 25 августа 2004 года.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" данные правила были введены в действие с 1 марта 2008 года.
Таким образом, СанПиН фактически предусматривает необходимость обоснования размещения объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, осуществляющими свою деятельность после 01 марта 2008 года.
Поскольку строительство АЗС- N... было осуществлено до 01 марта 2008 года, то требования СанПин в новой редакции к данному объекту не применяются.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 октября 2009 года N 61, предусматривалось, что содержащиеся в них требования предъявлялись к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Прежняя редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержала прямое указание на то, что требование об установлении вокруг объектов и производств санитарно-защитные зоны распространяется не только на проектируемые и строящиеся, но также на уже действующие промышленные объекты, возведенные (введенные в эксплуатацию) до начала действия положений данных СанПиН.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 сентября 2010 года N 122 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми из п. 1.2 исключены слова "и действующих", в связи с этим данный пункт изложен в следующей редакции: "требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека".
Из указанного следует, что с принятием новой редакции п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2. дата-03 фактически отменена обязанность хозяйствующих субъектов по установлению санитарно-защитных зон вокруг объектов, возведенных (введенных в эксплуатацию) до вступления данных СанПиН в силу.
Действующие в настоящее время нормативно правовые акты не устанавливают обязанности создания санитарно-защитной зоны вокруг действующих объектов, а лишь предписывают учитывать его положения при проектировании и реконструкции объектов, стадия готовности которых предполагает наличие у владельцев возможности такого учета, о Доказательств того, что АЗС находились в момент проверки на реконструкции, в материалы дела не представлено.
Таким образом, нарушения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 со стороны ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" в данном случае отсутствуют, поскольку проектная документация по строительству указанных АЗС была разработана в соответствии с действующим законодательством:
АЗС- N... ( адрес) принадлежит ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" на праве собственности, была введена в эксплуатацию в 2011 году, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от дата N N... что подтверждается свидетельством о регистрации права адрес от 27 января 2012 года;
АЗС N... ( адрес) принадлежит ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" на праве собственности, была введена в эксплуатацию в 2013 году, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от дата N N.., что подтверждается свидетельством о регистрации права адрес от 07 мая 2015 года.
Согласно п. 2.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
В материалах проверки отсутствуют сведения о том, что АЗС- N... является промышленным объектом, либо на АЗС- N.., АЗС N... находится какое - либо производство.
Также в материалах проверки отсутствуют сведения о том, что на границах санитарно-защитной зоны АЗС- N.., АЗС- N... находится жилая застройка.
Между тем, п. 5 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1 Л. 1200-03 предусмотрено, что для автозаправочных станций для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом для IV класса санитарно-защитная зона составляет 100 м.
Данный размер санитарно-защитной зоны является для АЗС- N.., АЗС- N... установленным (окончательным) в силу требований закона.
Действующим законодательством на ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" не возложена обязанность по установлению окончательной санитарно-защитной зоны для АЗС.
Учитывая вышеизложенное, указание на данные нарушения следует исключить.
Согласно материалам дела, по результатам проведенной на основании распоряжения N... от 17 августа 2018 года проверки в отношении объектов ООО "Лукойл - Уралнефтепродукт" вынесено предписание N... от 28 сентября 2018 года.
Согласно копии решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2019 года (по делу N А07-31613/2018), вступившего в законную силу 30 апреля 2019 года, по заявлению ООО "Лукойл - Уралнефтепродукт" п.п. 3,5 предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, в которых указано о необходимости обеспечения ежегодного проведения лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния ООО "Лукойл - Уралнефтепродукт", измерения физических воздействий на атмосферный воздух для объектов, расположенных по адресам: адреса; разработке установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров для объектов, расположенных по адресам: адрес а; адрес а; адрес; адрес. 1; адреса; адрес; адрес, признаны недействительными.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан ФИО4 N... от 30 октября 2018 года и решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" подлежат изменению в вышеуказанной части.
В остальной части постановление должностного лица и судебное решение подлежит оставлению без изменения, поскольку каких-либо существенных процессуальных нарушений при их вынесении не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решила:
частично удовлетворить жалобу исполняющего обязанности генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл -Уралнефтепродукт" Цыбизова Д.В.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан ФИО4 N... от 30 октября 2018 года и решение судьи Кировского районного суда г..Уфы Республики Башкортостан от 14 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл -Уралнефтепродукт", изменить, исключить из данных актов указание в объеме обвинения на выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки 24 сентября 2018 года нарушения, а именно то, что программа производственного контроля разработана и внедрена не в полном объеме, так в представленной программе производственного контроля отсутствует контроль за соблюдением санитарных правил и норм, выполнение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния автозаправочных станций, расположенных по адресам: адрес, адрес адрес, в соответствии с п.п. 1.5, 2.1, 2.4.6) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния автозаправочных станций расположенных по адресам: Республика Башкортостан, г..адрес, адрес, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не проводится лабораторный производственный контроль, а именно не проводятся лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух, что подтверждается отсутствием протоколов лабораторно-инструментального контроля, подтверждающих обеспечение соблюдения гигиенических нормативов за текущий период 2018 года в соответствии с п.п. 1.2, 2.12.
СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" Новая редакция, п.п.2.5, 2.6, 2.7, 4.1 а) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-03 "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
справка: судья Ивченкова Ю.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.