Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Раскатовой Н.Н, Кочергиной Т.В,
при секретаре Волковой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Пятовской А.Н. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 11 июня 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Пятовской А.Н. к Департаменту городского имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г.Москвы об обязании признать незаконным и отменить распоряжение, признании право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение,- отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Пятовская А.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г.Москвы об обязании признать незаконным и отменить распоряжение, признании право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение, мотивировав его тем, что Пятовская А.Н,... г.р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 21.07.2003 мать..,... г.р. лишена родительских прав в отношении Пятовской А.Н. Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 26.10.2016 отец..,... г.р. лишен родительских прав в отношении Пятовской А.Н.
Постановлением Мэра г. Череповца Вологодской области от 23.10.2007 N 3559 Пятовская А.Н, зарегистрированная по адресу:.., поставлена на жилищный учет.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 25.04.2013 N 1772 Пятовская А.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Вологодской области по договорам найма специализированных жилых помещений, и снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Мэра г. Череповца от 24.06.2008 N 2246 опекуном Пятовской А.Н. назначена... г.р, зарегистрированная по адресу:...
В иске истец указала, что проживает по месту жительства своего опекуна и имеет по вышеуказанному адресу временную регистрацию сроком с... г. по...
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 25.12.2018 г. N928-Р истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда г.Москвы, поскольку г.Москва не является местом жительства истца.
Не согласившись с данным отказом, Пятовская А.Н. обратилась в суд с иском в котором просила признать незаконным распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 25.12.2018 г. N928-Р, признать за ней право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г.Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, обязать Департамент труда и социальной защиты населения г.Москвы включить Пятовскую А.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда г.Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, обязать ДГИ г.Москвы предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.Москвы по договору найма специализированных помещений.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Пятовская А.Н. не явилась, направила своего представителя по доверенности Николаева А.А, который исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы по доверенности Сидорова Ю.Б. в судебном заседании суда первой инстанции иск не признала, полагала необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в связи с их необоснованностью.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Пак И.Р. иск не признала, полагала его не подлежащим удовлетворению в связи с необоснованностью исковых требований.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности Низкодубова Л.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку оснований для их удовлетворения не имеется.
Третье лицо Департамент строительства Вологодской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а разрешение иска оставил на усмотрение суда.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Пятовская А.Н.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене как постановленное без учета фактических обстоятельств дела и с нарушением норм материального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным и региональным законодательством, определяющим порядок предоставления жилья этой категории граждан, названо место жительства этих лиц. Город Москва, где истица временно пребывала на период обучения, проживания со своим опекуном, не является местом ее постоянного проживания, поскольку истцу предоставлена временная регистрация до... г. в г.Москве.
Кроме того, принимая во внимание, что Пятовская А.Н. постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 25 апреля 2013 г. N 1772 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Вологодской области по договорам найма специализированных жилых помещений, который формируется органом исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывая, что по смыслу статьи 20 ГК РФ у гражданина не может быть в один период времени более одного места жительства, суд пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 25.12.2018 г. об отказе во включении Пятовской А.Н,... г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договора найма специализированных жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также исходил из того, что переезд истца в г.Москву, где над ней была учреждена опека, не может являться обстоятельством, дающим безусловное основание на получение жилой площади в г. Москве по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Так, определение Пятовской А.Н. под опеку в другой регион нельзя расценивать как сознательный выбор места жительства данного лица, поскольку на тот момент Пятовская А.Н. являлась несовершеннолетней, ее пребывание по месту жительства по адресу опекуна было временным, на срок установления попечительства, каких-либо прав на это жилое помещение у нее не имеется; иных помещений на праве собственности или по договору социального найма, которые могли бы быть местом жительства, у Пятовской А.Н. не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они не основаны на положениях действующего материального законодательства.
Из материалов дела следует, что Пятовская А.Н,... г.р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 21.07.2003 мать..,... г.р. лишена родительских прав в отношении Пятовской А.Н. Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 26.10.2016 отец..,... г.р. лишен родительских прав в отношении Пятовской А.Н.
Постановлением Мэра г. Череповца Вологодской области от 23.10.2007 г. N 3559 Пятовская А.Н, зарегистрированная по адресу:.., поставлена на жилищный учет.
Постановлением Мэра г. Череповца от 24.06.2008 N 2246 опекуном Пятовской А.Н. назначена... г.р, зарегистрированная по адресу:...
Пятовская А.Н. зарегистрирована в г. Москва по адресу опекуна по месту пребывания на срок с... г. по... г.
По месту жительства истец зарегистрирована в комнате общей площадью 11,8 кв.м. в 2-х комнатной коммунальной квартире общей площадью 30,9 кв.м по адресу:... Правом пользования указанной комнатой имеют четыре человека. Таким образом, на долю истцу приходится жилая площадь менее 3 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается постановление мэра города Череповца от 18.08.2008 г. N 2767.
17.05.2019 г. Департаментом строительства Вологодской области было издано распоряжение N 745, которым был установлен факт невозможности проживания Пятовской А.Н, 2000 г.р, в жилом помещении по адресу:...
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Таким образом, поскольку была в установленном законом порядке компетентными органами власти признана невозможность проживания истца в сохраненном за ней жилом помещении в г. Череповце Вологодской области, при этом город Москва является местом жительства опекуна истца -... и под опеку в город Москву истец была передана постановлением мэра города Череповца от 24.06.2008 г. N 2246, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные Законом города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", для однократного предоставления истцу благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с чем отказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 25 декабря 2018 г. N 928-Р во включении Пятовской А.Н,... г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договора найма специализированных жилых помещений является незаконным.
При этом не имеет юридического значения то обстоятельство, что истец с 2013 года числится в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Вологодской области, поскольку истец до настоящего времени жилым помещением в Вологодской области обеспечена не была, в Вологодской области с 2008 года не проживает и не имеет все основания для обеспечения жилым помещением в городе Москве.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда не имелось оснований признавать распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 25 декабря 2018 г. N 928-Р об отказе во включении Пятовской А.Н,... г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договора найма специализированных жилых помещений законным и обоснованным, решение суда первой инстанции принято без учета указанных выше фактических обстоятельств дела и норм материального права, что является основанием для его отмены и принятия нового решения, которым следует признать распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 25 декабря 2018 г. N 928-Р об отказе во включении Пятовской А.Н,... г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договора найма специализированных жилых помещений -незаконным; признать за Пятовской А.Н,... г.р. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить Пятовскую А.Н,... г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
В то же время требование истца об обязании Департамент городского имущества города Москвы предоставить истцу, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено преждевременно, вопрос о предоставлении истцу жилого помещения Департаментом городского имущества города Москвы не рассматривался.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 11 июня 2019
г. отменить, принять новое решение.
Признать распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 25 декабря 2018 г. N 928-Р об отказе во включении Пятовской А.Н,... г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договора найма специализированных жилых помещений -незаконным.
Признать за Пятовской А.Н,... г.р. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить Пятовскую А.А,... г.р, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.