Судья Верховного Суда Республики Бурятия Раднаева Т.Н., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП Чебан В.В. на решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 26 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ч. 3 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Чебан В.В.,
установил:
постановлениями старшего государственного инспектора Байкальского МУГАДН Ушакова М.В. от 25 июля 2019 года N 03-2873, 01-2874 ИП Чебан В.В. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2, ч. 3 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административным наказаниям в виде административных штрафов в размере 30 000 руб. за каждое правонарушение.
Решением Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 26 августа 2019 г. постановления должностного лица изменены в части назначения административного наказания. ИП Чебан В.В. назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб. на основании ст. 4.4 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, ИП Чебан В.В. обратился в суд вышестоящей инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда, производство по делу прекратить, полагая, что требования законодательства о безопасности дорожного движения на деятельность индивидуального предпринимателя не распространяются.
В судебное заседание ИП Чебан В.В. не явился, извещался надлежаще.
Представитель Байкальского МУГАДН Климов М.А. просил оставить оспариваемое решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 12.31.1КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В силу ч. 2 ст. 4.4КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Согласно абз. 9 ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, помимо прочего, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.
Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ установлены обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом:
- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее - Правила, Перечень).
В силу пунктов 28, 29 данных Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, в силу ст. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" является путевой лист.
Статьей 6 указанного федерального закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Согласно пункту 2.5 Перечня к мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе.
В соответствии с пунктами 16, 17 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н по результатам прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" либо "прошел послерейсовый медицинский осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
В силу приведенных выше норм требование осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, а также проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств является необходимым условием его эксплуатации для осуществления перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, невыполнение которых образует объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 09 июля 2019 года в 12 часов 15 минут на 485 км + 150 м. ФАД Р-258 "Байкал" водитель "... " П.С. осуществлял перевозку груза на транспортном средстве марки "... " гос. номер "... " без путевого листа. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, а именно: протоколами об административном правонарушении N 03-3795 и 03-3194, актом результатов планового (рейсового) осмотра, обследования грузового ТС N 1937, объяснениями водителя "... " П.С, согласно которых последний путевку не получал, предрейсовый технический осмотр, предрейсовый медицинский осмотр не проходил, карточка водителя просрочена.
Согласно транспортной накладной на перевозку древесины от 09 июля 2019 года, перевозчиком груза является ИП Чебан, водитель "... " П.С. управлял транспортным средством, осуществлял сопровождение груза на основании доверенности б/н от 09 июля 2019 года, выданной ИП Чебан В.В.
Судом установлено, что ИП Чебан В.В. в нарушение вышеуказанных норм права выпустил на линию указанное транспортное средство без проведения предрейсового медицинского осмотра водителя, без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Факт совершения ИП Чебан В.В. административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11КоАП РФ.
Таким образом, ИП Чебан В.В. совершил административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 статьи 12.31.1КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 указанного Кодекса.
Правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности привлекаемого лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных доказательств.
Действия ИП Чебан В.В. квалифицированы по частям 2 и 3 статьи 12.31.1КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области безопасности дорожного движения.
Доводы жалобыИП Чебан В.В. о том, что требования законодательства о безопасности дорожного движения на деятельность индивидуального предпринимателя, в силу п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, не распространяются, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 23Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя в том числе обязательные предрейсовые медицинские осмотры, которые проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб; требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки (пункты 1, 3 и 4).
То есть обязанность прохождения медицинского осмотра распространяется на водителя транспортного средства, также обязанность прохождения медицинского осмотра распространяется на индивидуального предпринимателя в случаесамостоятельного управления им транспортным средством, осуществляющим перевозку. При этом обязанность поорганизации и проведению медицинских осмотров водителей (самих индивидуальных предпринимателей п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ)и технических осмотров транспортных средств возлагается как на юридических лиц,так и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями (позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 234-О абз. 4, 6, 10 п. 2.2).
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ИП Чебан В.В. к административной ответственности соблюдены
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 26 августа 2019 года отставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.