Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 20 июля 1998 г. N 2.2-15/2781
по проекту федерального закона
"О газоснабжении в Российской Федерации"
(1 чтение)
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы проект федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам, федеральным законам и основным
отраслевым законодательным актам
1. Статья 4 законопроекта предусматривает, что данный федеральный закон регулирует правоотношения в области газоснабжения. Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом. С учетом данной нормы Кодекса, полагали бы целесообразным уточнить в представленном законопроекте предмет правового регулирования, указав в названном законопроекте те отличия, которые не урегулированы статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. В статье 7 законопроекта неясно, что собой представляет Единая система газоснабжения (является ли она имущественным комплексом или организацией как разновидностью юридического лица).
3. При доработке статьи 9 проекта следует иметь в виду, что понятие компетенции какого-либо органа охватывает права и обязанности данного органа и сферы ведения, в которых эти полномочия реализуются. В этой связи в данной статье, по-видимому, более точно было бы говорить о полномочиях соответствующих органов государственной власти, поскольку в предлагаемом контексте сфера ведения ("область газоснабжения") сказывается самостоятельно.
Часть вторая данной статьи регламентирует полномочия Правительства Российской Федерации. Целевое предназначение данной нормы заключается в конкретизации установленных Конституцией Российской Федерации (статьи 112-115) и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (глава III) полномочий Правительства Российской Федерации применительно к области газоснабжения. Однако закрепляемые в данной норме положения, на наш взгляд, не позволяют в полной мере раскрыть полномочия Правительства России. При этом статья содержит закрытый перечень полномочий Правительства, что, по существу, ограничивает его самостоятельность в реализации функций органа, возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, в области газоснабжения.
Вместе с тем, закрепляемые в законопроекте полномочия, которыми наделяется Правительство требуют дополнительного обсуждения с точки зрения соответствия действующему законодательству. Так, например, абзац восемнадцатый данной части закрепляет за Правительством Российской Федерации право устанавливать порядок заключения государственных контрактов на поставку газа для государственных нужд. В этой связи, следует иметь в виду, что порядок заключения государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 525-534), а полномочия Правительства Российской Федерации в области поставок продукции для государственных нужд в Федеральном законе "О поставках продукции для федеральных государственных нуждах".
4. Абзац 13 части 2 статьи 9 законопроекта правильнее изложить в следующей редакции: "основы ценообразования на газ ...", а так же уточнить, что за надбавки в пользу газораспределительных организаций имеет право устанавливать Правительство, каков характер этого платежа.
5. Так как субъекты Российской Федерации согласно статье 9 Закона Российской Федерации "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" самостоятельно определяют направления использования и расходования средств своих бюджетов, то правильнее указать в части 2 статьи 18 законопроекта, что финансирование программ может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных средств, в том числе средств частных инвесторов.
В части 2 статьи 18 законопроекта следует также определить, что понимается под "использованием надбавок в пользу газораспределительных организаций", каков характер этих платежей и кем они устанавливаются.
6. В соответствии с частью второй статьи 11 проекта отнесение газовых месторождений к объектам федерального значения осуществляется на основании совместного решения Правительства Российской Федерации и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. С учетом положений части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, согласно которой в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти следует обратить внимание, что предлагаемый подход не отвечает в полной мере характеру иерархической подчиненности и распределения компетенции между органами, находящимися на различных уровнях системы исполнительной власти.
7. Положения статей 12, 14, закрепляющие порядок, согласно которому соответствующие решения Правительства Российской Федерации могут приниматься лишь по предложению подчиненного ему федерального органа исполнительной власти, фактически ограничивает самостоятельность Правительства России в решении вопросов, относящихся к его компетенции.
8. В статье 12 законопроекта полагали бы необходимым уточнить, в каком смысле употребляется понятие "фонд".
9. В статье 14 законопроекта следует, по нашему мнению, в соответствии с положениями пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установить порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.
10. В статье 15 законопроекта необходимо более конкретно определить, кто является собственником Единой системы газоснабжения, поскольку в статье 7 (пункт 1) законопроекта также не указано, в чьей собственности находится имущество Единой системы газоснабжения.
11. В статье 16 законопроекта следует уточнить, о каком разделении Единой системы газоснабжения идет речь.
12. В статье 17 проекта необходимо определить, об "операциях" или сделках говорится в данной статье. Кроме того, необходимо уточнить правомерность употребления в данном случае термина "акции собственника".
13. Представляется нежелательным в законодательном акте устанавливать конкретные формы нормативных актов, принимаемых Правительством по регулированию отдельных вопросов (часть первая статьи 19). Подобная конкретизация не позволяет Правительству Российской Федерации в должной мере реализовать его правомочия по изданию постановлений и распоряжений и обеспечению их исполнения, закрепленные в Конституции Российской Федерации (статья 115), Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" (статья 23).
14. В части 4 статьи 19 законопроекта необходимо определить, о финансировании из каких бюджетов идет речь.
15. В статье 24 законопроекта необходимо определить, что такое "внутренние расчетные цены". При этом обращаем внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" цены (тарифы) на газ и услуги по его транспортировке устанавливает Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
16. Статья 25 законопроекта, предусматривающая, что акцизы не устанавливаются на определенные виды природного газа не соответствует Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации", согласно которому проекты законодательных актов Российской Федерации, регулирующие отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не должны содержать положения, устанавливающие особый порядок налогообложения, включая освобождение от налогов: изменение режима налогообложения должно осуществляться только путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу.
17. Второе предложение статьи 26 правильнее изложить в следующей редакции: "Указанные тарифы дифференцируются..." (далее по тексту).
18. В статье 27 законопроекта правильнее вместо термина "дотация" (пособие, сумма средств, выделяемых из бюджета) употребить термин "компенсация", как более соответствующий контексту статьи.
19. Содержание статьи 29 законопроекта является предметом земельного законодательства, в связи с чем подлежит исключению.
20. В статье 33 (часть четвертая) законопроекта необходимо уточнить, могут ли соответствующие органы нести установленную ответственность. Содержание части четвертой данной статьи следует привести в соответствие с положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими ответственность за самовольное строительство.
В части четвертой названной статьи проекта необходимо определить, в чем выражается причинение вреда со стороны органов государственной власти для возложения на них материальной ответственности.
21. Ряд статей проекта (статьи 11, 12, 14, 22, 31, 32 и другие) затрагивают вопросы компетенции федеральных органов исполнительной власти. В этой связи, обращаем внимание, что регулирование в федеральном законе полномочий федеральных органов внутри системы исполнительной власти может служить основанием для отклонения данного закона Президентом Российской Федерации.
Замечания технико-юридического и
лингвостилистического характера
После устранения вышеназванных замечаний по тексту потребуется его соответствующая юридико-техническая доработка при подготовке законопроекта ко второму чтению.
По проекту постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" замечаний не имеется.
Первый заместитель
начальника Управления |
В.А.Рощин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.