Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего ФИО9,
судей ФИО3, Таргына А.О,
при секретаре ФИО5-М,
переводчике ФИО6,
с участием представителей административного истца ФИО10, ФИО7, представителя административного ответчика ФИО8, заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО9 административное дело по административному иску Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва к Государственной инспекции труда в ** об оспаривании предписания по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО10 на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
Хурал представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания, вынесенного Государственной инспекцией труда в ** на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ N-И, об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: устранить нарушения ст.ст. 22, 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), работодателю выплатить невыплаченную часть заработной платы работника ФИО1 за январь, февраль, апрель, май, июль и август 2018 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ; устранить нарушения ст.236 ТК РФ, начислить и оплатить денежную компенсацию за задержку невыплаченной части заработной платы в январе, феврале, апреле, мае, июле и августе 2018 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ; устранить нарушения ст. 57 ТК РФ, установить в трудовом договоре работника ФИО1 сокращенную рабочую неделю согласно ст. 320 ТК РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ; устранить нарушение ст.152 ТК РФ, оплатить сверхурочные часы, отработанные работником ФИО1 с октября 2017 года по сентябрь 2018 года включительно в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание в адрес Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва было направлено ДД.ММ.ГГГГ и было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ. В предписании имеется предупреждение об административной ответственности за невыполнение в срок предписания органа, осуществляющего государственный контроль, по ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ. Поводом для проведения внеплановой проверки явилось обращение в Государственную инспекцию труда в ** о нарушении трудовых прав ФИО1, которая является депутатом Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва пятого созыва от избирательного округа Строительный N.
Решением Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва ФИО1 была избрана на должность секретаря Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва. ДД.ММ.ГГГГ решением Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва N были внесены изменения и дополнения в Устав муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва", согласно которым секретарь Хурала представителей осуществляет свои полномочия на общественных началах.
Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении ходатайства административного истца о применении мер предварительной защиты в рамках административного дела об оспаривании предписания.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении административного искового заявления Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.
Не согласившись с решением суда, представитель Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва по доверенности ФИО10 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и вынести новое решение об удовлетворении требований административного иска, указывая, что Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить, поскольку спор между работодателем и работников относительно правильности начисления заработной платы обладает признаками индивидуального трудового спора. Требования, изложенные в предписании, незаконны и вынесены с превышением полномочий. Судом первой инстанции не дана оценка доводам административного истца о том, что при проведении проверки глава - председатель Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва не присутствовала, указание на нее в акте проверки необоснованно. Судом не исследовано, что согласно дополнительному соглашению с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут и трудовые отношения были прекращены. ДД.ММ.ГГГГ решением Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва N были внесены изменения и дополнения в Устав муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва", согласно которым секретарь Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва осуществляет свои полномочия на общественных началах, поэтому не состоит в трудовых отношениях с Хуралом представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Согласно ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
В соответствии ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательные для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статьей 381-197 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может заменить собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Как следует из материалов дела, решением Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 избрана на должность секретаря Хурала представителей. Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Хурал представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва является органом местного самоуправления, осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва".
Решением Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения в Устав, в том числе в часть 4 ст. 18 Устава, согласно которой секретарь Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва осуществляет свои полномочия на общественных началах.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между Хуралом представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва и ФИО1 расторгнут трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, последний рабочий день ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении внеплановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в ** выявлено, что ФИО1 работает на основании трудового договора в Хурале представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва в должности секретаря.
Предписанием N-И от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в ** представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
- устранить нарушения ст.ст. 22, 136 Трудового кодекса Российской Федерации, работодателю выплатить невыплаченную часть заработной платы работника ФИО1 за январь, февраль, апрель, май, июль и август 2018 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- устранить нарушения ст. 236 ТК РФ, работодателю начислять и оплатить денежную компенсацию за задержку невыплаченной части заработной платы в январе, феврале, апреле, мае, июле и августе 2018 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- устранить нарушения ст. 57 ТК РФ, работодателю установить в трудовом договоре работника ФИО1 сокращенную рабочую неделю согласно ст. 320 ТК РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- устранить нарушение ТК РФ, работодателю оплатить сверхурочные часы, отработанные работником ФИО1 с октября 2017 года по сентябрь 2018 года включительно в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что предписание Государственной инспекции труда в ** является законным, с чем судебная коллегия по административным делам не согласна по следующим основаниям.
Решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу иск прокурора ** Республики Тыва в интересах ФИО1 к Хуралу представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, пересчитать и выплатить заработную плату удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ названное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено в связи с отказом прокурора от иска.
Решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО1 к Хуралу представителей ** Республики Тыва о признании незаконным дополнительного соглашения, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, процентов за нарушение работодателем сроков выплаты заработной платы и компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Таким образом, поскольку решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, которым отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным дополнительного соглашения, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, процентов за нарушение работодателем сроков выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, подтверждается факт того, что ФИО1, занимая должность секретаря Хурала представителей ** Республики Тыва, в январе, феврале, апреле, мае, июле и августе 2018 года осуществляла свои полномочия на общественных началах, то оснований для начисления ей заработной платы за указанный период не имеется, соответственно предписание государственного инспектора труда является незаконным.
Следовательно, обжалуемое решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска Хурала представителей Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять новое решение следующего содержания:
Административное исковое заявление Хурала представителей ** Республики Тыва к Государственной инспекции труда в ** об оспаривании предписания удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в ** от ДД.ММ.ГГГГ N-И.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.