Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе судьи Бажанова А.О., рассмотрев 8 октября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело N 2-226/2016 по частной жалобе УФССП России по Республике Мордовия на определение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 августа 2019 г.,
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указала, что 21 мая 2019 г. на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Саранска Республики Мордовия, в отношении Администрации городского округа Саранск возбуждено исполнительное производство N "N", предмет исполнения - обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Кочетковой М.С. благоустроенное жилое помещение не ниже нормы, т.е. не менее 33 квадратных метров общей площади в границах города Саранска по договору найма специализированного жилого помещения.
27 июня 2019 г. в отношении должника вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрация городского округа Саранск, полагая, что ею предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда, просила освободить от уплаты исполнительского сбора.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 августа 2019 г. заявленные Администрацией городского округа Саранск требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным выше определением суда, УФССП России по Республике Мордовия подало частную жалобу, в которой просило отменить определение суда, принять новое определение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме ввиду следующего: Администрация городского округа Саранск на протяжении длительного времени нарушает права и законные интересы Кочетковой М.С.; вывод суда первой инстанции о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора ошибочен; материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения решения суда в срок, предусмотренный для добровольного исполнения; отсутствие денежных средств, не может свидетельствовать о полноте принятых мер, направленных на исполнение решения суда, и не может служить безусловным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора; должником не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для надлежащего исполнения решения суда; судом первой инстанции не дана объективная оценка обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права; у суда первой инстанции отсутствовали основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
В возражениях на частную жалобу Администрация городского округа Саранск просила оставить без изменения определение суда, частную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания.
Проверив согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 2 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации N 229-ФЗ от 02 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон N 229-ФЗ) предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Часть 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ устанавливает, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда Республики Мордовия от 22 июня 2016 г. (вступило в законную силу 12 октября 2016 г.) на Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить Кочетковой М.С. благоустроенное жилое помещение не ниже нормы, т.е. не менее 33 квадратных метров общей площади в границах города Саранска по договору найма специализированного жилого помещения.
21 мая 2019 г. в отношении городской администрации возбуждено исполнительное производство N "N", о чем вынесено соответствующее постановления, которым установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена Администрацией городского округа Саранск 3 июня 2019 г.
27 июня 2019 г. в отношении Администрации городского округа Саранск вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что администрация города выполняет возложенное государством полномочие по учёту и обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, а расходные обязательства, возникающие у нее в связи с осуществлением переданных ей полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии фактической возможности исполнения судебного решения у Администрации городского округа Саранск в срок, предоставленный для добровольного исполнения решения суда, впрочем как и вины в его неисполнении.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Из статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающим, в том числе предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Согласно пункту 40 статьи 35
Решения Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. N 177 "Об утверждении Устава городского округа Саранск" Администрация городского округа Саранск осуществляет отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 6 Решения Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. N 195 "Об учреждении Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск" (вместе с "Положением о Департаменте по социальной политике Администрации городского округа Саранск") одной из задач Департамента является обеспечение в пределах своей компетенции реализации отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке Администрации городского округа Саранск, в том числе по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, проживающих на территории городского округа Саранск, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции, на основании представленных должником доказательств - копий обращений о выделении из республиканского бюджета субвенций, необходимых для приобретения жилых помещений от 28 января 2014 г, 27 августа 2015 г, 11 ноября 2016 г, 2 ноября 2017 г, 18 октября 2018 г, сделан обоснованный вывод о том, что Администрация городского округа Саранск, как субъект исполнения обязанности возложенной государством, предпринимала необходимые действия, направленные на получение дополнительного финансирования для исполнения судебных решений об обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку Администрация городского округа Саранск исполнить решение суда самостоятельно вне установленной законом процедуры возможности не имело по независящим от нее обстоятельствам, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями должника, не имеется.
Доводы частной жалобы о том, что оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора не имелось, отклоняются как несостоятельные.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин. Следует исходить из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождения от уплаты этого сбора в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что установленные по делу обстоятельства в совокупности дают основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, что не противоречит действующему законодательству.
Доводы частной жалобы о незаконности, необоснованности определения суда первой инстанции, о допущенных процессуальных нарушениях, отклоняются, т.к. сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, которые не вызывают сомнений в их правильности.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции, вопреки доводам частной жалобы, сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного определения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены обжалуемого определения.
Доводы частной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам и по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили надлежащую оценку суда.
В соответствии со статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения.
Таким образом, определение суда подлежит оставлению без изменения, а частная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 августа 2019 г. оставить без изменения, частную жалобу УФССП России по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья А.О. Бажанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.