Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Юрьевой А.В,
судей Саркисовой О.Б, Рыжих Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевцовым С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Юрьевой А.В. дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на заочное решение Жуковского районного суда Калужской области от 14 мая 2019 года по иску заместителя военного прокурора Калужского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности зарегистрировать право собственности и право оперативного управления на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛА:
21 февраля 2019 года заместитель военного прокурора Калужского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации, предъявил к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации иск о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности принять меры по оформлению и регистрации права собственности на недвижимое имущество - здание военного комиссариата Тарусского района Калужской области общей площадью 558,5 кв.м, инв. N, расположенное по адресу: "адрес", в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу; на федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - обязанности принять меры по оформлению и регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество - вышеуказанное здание военного комиссариата Тарусского района Калужской области за федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что в нарушение требований действующего законодательства о защите государственной собственности ответчики не приняли мер по оформлению и государственной регистрации права собственности и права оперативного управления на указанное недвижимое имущество, что может повлечь его незаконное изъятие из состава федеральной собственности и причинить ущерб интересам и обороноспособности государства.
Истец в судебное заседание не явился.
Представители Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Центральное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Заочным решением суда исковые требования удовлетворены, постановлено обязать Министерство обороны Российской Федерации принять меры по оформлению и регистрации права собственности на недвижимое имущество - здание военного комиссариата Тарусского района Калужской области общей площадью 558,5 кв.м, инв. N, расположенное по адресу: "адрес", в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу;
обязать федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принять меры по оформлению и регистрации права оперативного управления на указанное недвижимое имущество за федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене заочного решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель военного прокурора Калужского гарнизона просит заочное решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав представителя военного прокурора Калужского гарнизона Танова Г.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Разрешая исковые требования, суд исходил из того, что право собственности на каждый объект недвижимости, принадлежащий Министерству обороны Российской Федерации, используемый в интересах Российской Федерации, подлежит обязательной государственной регистрации. Однако до настоящего времени ответчиками не исполняются возложенные на них обязанности по управлению и распоряжению указанным имуществом, по оформлению и государственной регистрации права собственности и права оперативного управления на недвижимое имущество.
С решением суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сведения о собственнике нежилого здания военного комиссариата Тарусского района, расположенного по адресу: "адрес", площадью 558,5 кв.м, инв. N в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений от 7 декабря 2018 года.
По результатам проведенной военной прокуратурой Калужского гарнизона проверки исполнения законодательства о защите государственной собственности было установлено, что военный комиссариат Тарусского района занимает и использует в своей деятельности вышеназванное недвижимое имущество.
Из материалов дела следует, что федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Калужская квартирно-эксплуатационная часть" передало, а федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации приняло имущество и документацию согласно списку, в котором в п.382 значится здание военного комиссариата Тарусского района по адресу: "адрес" площадью 558,5 кв.м, 1875 года постройки, о чем составлен акт. В соответствии с приказом Министра обороны от 17 декабря 2010 года N1781 указанное здание военного комиссариата состоит на балансе федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом NПр/71 от 27 декабря 2018 года федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны Российской Федерации (ссудодатель) передало в безвозмездное пользование военному комиссариату Калужской области (ссудополучателю), кроме прочего, вышеназванное здание военного комиссариата Тарусского района Калужской области.
В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 года N 1132).
В силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с пунктом 2 раздела II Приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учитывая изложенное, указанное здание в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (введен в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования, то есть с 31 января 1998 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Установлено и не оспорено сторонами, что здание военного комиссариата Тарусского района Калужской области используется по назначению в интересах Министерства обороны Российской Федерации, в собственность иных хозяйствующих субъектов не выбывало. Доказательств тому, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь лицом, осуществляющим в отношении спорного недвижимого имущества правомочия собственника, каким-либо способом выразило согласие на передачу данного имущества третьим лицам, не представлено.
Доказательств, подтверждающих доводы истца о наличии предпосылок к незаконному отчуждению указанного имущества ввиду отсутствия регистрации права собственности и права оперативного управления на недвижимое имущество, также не представлено.
Кроме того, согласно ответу заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации учреждением проводятся мероприятия по постановке указанного объекта на государственный кадастровый учет в рамках государственного контракта в целях последующей регистрации права собственности и права оперативного управления.
Доводы истца о неисполнении приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1871 в части регистрации права оперативного управления на федеральное недвижимое имущество указанные выводы не опровергают и не являются основаниями для удовлетворения иска.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 (пунктами 2, 4 части 1), Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Жуковского районного суда Калужской области от 14 мая 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления заместителя военного прокурора Калужского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности зарегистрировать право собственности и право оперативного управления на недвижимое имущество отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.