Письмо Президента РФ от 10 ноября 1998 г. N Пр-1480
Отклоняю принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и представленный в соответствии со статьей 107 Конституции Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Статьей 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения статья 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" закрепляет, в частности, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В противоречие с названными задачами и принципами вступают положения Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее именуется - Закон), касающиеся снижения требований к возрасту лиц, допускаемых к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, а также лиц, получающих право на управление транспортными средствами категории "Д" (пункты "а" и "б" статьи 1 Закона).
Кроме того, федеральным органам исполнительной власти предоставляются полномочия по установлению для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и получивших право на управление транспортными средствами категории "Д" в девятнадцатилетнем возрасте, особого порядка труда и отдыха, а также особого режима движения управляемых ими транспортных средств. Причем из текста Закона не вытекает, что это должно быть направлено только на уменьшение нагрузки на девятнадцатилетних водителей.
Предлагаемые Законом изменения в части допуска к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "В" и категории "С" лиц, достигших семнадцатилетнего возраста и прошедших соответствующую подготовку, не смогут обеспечить потребности военной службы в лицах, уже имеющих водительские удостоверения, так как далеко не все указанные лица будут призваны на военную службу. Вместе с тем названные изменения вступают в противоречие со статьей 27 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Пунктом 1 этой статьи предусмотрено, что право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". С учетом предлагаемых Законом изменений это могут быть лица семнадцатилетнего возраста (для транспортных средств категорий "В" и "С") и лица девятнадцатилетнего возраста (для транспортных средств категории "Д"). Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с Женевской конвенцией о дорожном движении 1949 г. и Венской конвенцией о дорожном движении 1968 г. минимальный возраст для получения водительского удостоверения на право управления автомобилем - 18 лет, а для получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий "С", "Д" и "Е" - 21 год.
Положение пункта "а" статьи 1 Закона, возлагающее на учебные организации Российской оборонной спортивно-технической организации задачу подготовки к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами, противоречит части первой статьи 17 Федерального закона "Об общественных объединениях", в соответствии с которой не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц. Кроме того, предоставление Российской оборонной спортивно-технической организации преимущественного права заниматься по направлениям военных комиссариатов подготовкой лиц, достигших семнадцатилетнего возраста, к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "В" и категории "С" противоречит части второй статьи 17 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Не может быть признано соответствующим статье 19 Конституции Российской Федерации положение, установленное пунктом "а" статьи 1 Закона, в соответствии с которым право сдавать экзамены и получать водительские удостоверения на право управления транспортными средствами категории "В" и категории "С" с семнадцатилетнего возраста предоставляется отдельным лицам, в то время как все остальные могут реализовать это право только с восемнадцатилетнего возраста.
В связи с этим полагаю невозможным подписание и обнародование Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 10 ноября 1998 г. N Пр-1480
Текст письма официально опубликован не был