Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98083786-2 "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
Досье на проект федерального закона
Характеристика современной ситуации с импортом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Сельское хозяйство и в целом агропромышленный комплекс Российской Федерации переживает один из самых сложных периодов в своей истории.
Кризисные явления в отечественном агропромышленном производстве значительно усугубляются все возрастающей и практически бесконтрольной торговой экспансией и товарной интервенцией по освоению рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России.
В связи с сокращением отечественного производства возросли закупки за рубежом мясных, молочных и других продуктов. По данным Государственного таможенного комитета за 1997 года общий объем закупок по импорту продовольствия составил 13,7 млрд. долларов США, почти на 10% больше, чем в 1996 году.
Удельный вес импорта продовольствия в потреблении увеличился в 1997 году по сравнению с 1991 годом по мясу и мясопродуктам с менее 15 процентов до 35 процентов, по сахару белому (включая сырец) с 59 до 72 процентов, по маслу растительному с 38 до 50 процентов, по рыбе и рыбопродуктам с 10 до 37 процентов.
Страна практически утратила продовольственную независимость. На долю импорта в 1997 году приходилось почти половина всего продовольственного фонда страны. Для снабжения крупных городов половина (в Москве - 70%, Санкт-Петербурге - 60%) продовольствия завозится из-за рубежа. В мировой практике именно 30-35% импорта в реализации продовольственных товаров свидетельствуют о критической черте потери продовольственной безопасности.
Импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран Западной Европы и Северной Америки на российский рынок оказывает сильнейшее экономическое воздействие на отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства. Без реальной защиты государства российский товаропроизводитель не может противостоять западному аграрному сектору, имеющему значительную государственную поддержку.
Так, по экспертным оценкам нерегулируемый импорт сахара только за 1996 год привел к потерям бюджетных доходов в объеме 1 триллиона рублей, а из-за несовершенства мер таможенной защиты внутреннего рынка готовой мясной продукции недопоступление доходов в федеральный бюджет только за 1997 год превысило 435 миллиардов рублей.
Ценовой демпинг при поставках мяса птицы, контрактные цены на которое при поставках в Россию на 15-20% ниже среднеоптовых цен в странах производителях, повлек за собой рост объемов его импорта за последние 7лет в 16 раз и резкое сокращение отечественного производства. В настоящее время более трети птицефабрик не работают и лишь 20% из них имеют полную загрузку.
Одновременно это повлекло спад отечественного производства. Так посевные площади под сахарной свеклой сократились за последние 5 лет на треть, а объемы производства сахара из отечественного сырья в 1997 году были самыми низкими за последние 40 лет, спад производства отечественными мясоперерабатывающими предприятиями привел к сокращению более 5000 рабочих мест.
Также необходимо отметить, что значительная часть реализуемого импортного продовольствия не соответствует действующим российским стандартам качества. Так, по результатам выборочных поверок Госторгинспекции МВЭС России импортного продовольствия в 1 квартале 1998 года забраковано 100% муки, 93,7% мяса всех видов, 92,9% хлеба и хлебобулочных изделий, 53,1% масла растительного, 52,3% макаронных изделий.
В настоящее время отсутствуют специальные законодательные акты в области государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Поэтому крайне необходимо законодательно ввести цивилизованные правила защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства от воздействия недобросовестной зарубежной конкуренции.
С целью реформирования существующей системы импортного контроля, создания механизма защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и внутреннего продовольственного рынка от недобросовестной торговой экспансии, с учетом возможного вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, и подготовлен настоящий проект федерального закона "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Принятие данного Федерального закона продиктовано необходимостью введения более четкой правовой регламентации деятельности Правительства Российской Федерации в такой области внешнеэкономической деятельности, как регулирование импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Анализ существующей системы законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности показывает, что обособление мер государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия оправдано с точки зрения сложности и противоречивости действующей системы принятия решений в этой области. Кроме того, объективно необходимо переходить к системе увязки проблем развития внутреннего рынка с проблемами формирования экспортно-импортной политики. Поэтому разработка проекта данного федерального закона рассматривается как средство реформирования системы принятия решений на федеральном уровне, выявления слабых мест и их возможного устранения в целях повышения эффективности и обоснованности функционирования системы государственного регулирования экспортно-импортных операций в стране.
Предлагаемое название проекта федерального закона базируется на существующей нормативно-правовой базе: группа понятий "сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие" заимствована из Федеральных законов Российской Федерации "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" и "О государственном регулировании агропромышленного производства". Однако между этими законами существует разночтение - в Федеральном законе "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" в названии товарной группы прилагательное "сельскохозяйственный" используется в единственном числе, в Федеральном законе "О государственном регулировании агропромышленного производства" - во множественном. В данном проекте принята версия употребления прилагательного "сельскохозяйственный" в единственном числе.
С учетом изложенного вместо ранее предлагавшегося названия законопроекта "О государственном регулировании импорта продовольствия" предлагается назвать его "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Разработка целей и задач государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (статья 1 и 2 главы 1) основана на системном подходе, предполагающем учет всех интересов, возникающих в этой сфере. Поэтому речь идет не только о защите экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного комплекса, но и о потребителях продовольствия. Поскольку продовольствие входит в группу стратегически важных для страны товаров, то существует объективная возможность использования в политических целях "продовольственного оружия", поэтому обеспечение продовольственной безопасности является одним из целей данного законопроекта.
Классификация мер государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая предполагает подразделение на меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, достаточно противоречиво представлена в действующих законодательных актах Российской Федерации. Так, в Таможенном кодексе Российской Федерации" от 18 июня 1993 г. выделяются 11 таможенных платежей, в т.ч. таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, различные таможенные сборы и др. (статья 110). В свою очередь, таможенная пошлина в Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. подразделяется по базе начисления на адвалорные, специфические и комбинированные и по порядку введения - единые, сезонные и особые (специальные, антидемпинговые и компенсационные) пошлины (статьи 3-4, 6-7). В Законе Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. предусматривается таможенно-тарифное регулирование (статья 14) в виде установления только экспортных и импортных пошлин, количественные ограничения (статья 15), государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных товаров (статья 17), защитные меры в форме количественных ограничений или введения специальной повышенной таможенной пошлины (статья 18), запреты и ограничения (статья 19), стандарты и требования (статья 20), участие Российской Федерации в международных экономических санкциях (статья 21).
Отметим, что имеющиеся противоречия существующего законодательства в значительной степени сняты вступившим в действие 14 апреля 1998 года Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".
В связи с противоречивостью законодательной базы для обоснованной классификации мер государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в настоящем проекте федерального закона принята следующая их классификация: особенности применения мер таможенно-тарифного регулирования (глава 2), особенности применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер (глава 3).
Проведенный анализ сложившейся практики введения ставок ввозных таможенных пошлин показал, что одной из причин нестабильности экономической ситуации в стране является отсутствие регламентированности в деятельности Правительства Российской Федерации в этой области. В результате - нарушаются интересы импортеров продукции, поскольку изменение ставок ввозных таможенных пошлин может произойти в любой момент времени. Не производится достаточная увязка применяемых ставок с состоянием и перспективами развития АПК России. Поэтому в настоящем проекте федерального закона предусматривается упорядочивание деятельности Правительства Российской Федерации в этой области путем ежегодного публичного предоставления информации о ситуации с импортом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предлагаемых мерах и оценки их эффективности.
Содержание проекта федерального закона. Законопроект "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" устанавливает основы государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целях создания условий для обеспечения продовольственной безопасности страны: порядок осуществления защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства; права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации в этой сфере.
Законопроектом вводится положение, обязывающее Правительство Российской Федерации одновременно с внесением на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представлять в Государственную Думу информацию о влиянии импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на продовольственную безопасность Российской Федерации и о мерах по защите интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и обеспечения населения продовольствием.
Одним из важнейших положений законопроекта является то, что им предусматривается направление части средств, получаемых от уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для финансирования мер по государственной поддержке и регулированию отечественного агропромышленного производства, реконструкции и перевооружения соответствующих отечественных производств. Объемы использования этих средств определяются федеральным бюджетом на соответствующий год.
В проекте федерального закона определяются особенности применения ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие и их таможенного оформления предусматривая, в том числе создание специализированных таможенных постов по таможенному оформлению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Это позволит минимизировать сроки прохождения таможенного оформления и сертификации, ограничит возможности поставок низкокачественной импортной продукции на внутренний рынок, обеспечит контроль за своевременностью и правильностью уплаты таможенных платежей.
Вводится положение о дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в зависимости от степени их переработки. Эта мера призвана стимулировать поставки сырья для промышленной переработки, что обеспечит загрузку мощностей отечественной перерабатывающей промышленности, сохранение рабочих мест и др.
Предусматривается также, что средневзвешенная ставка таможенного тарифа на ввозимую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие не может быть снижена Правительством Российской Федерации по сравнению с фактическим уровнем предшествующего года более чем на 1 процент.
В проекте уточняются особенности применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с учетом специфики агропромышленного производства. Так, предусматривается, что заявление о проведении расследования для введения особых видов пошлин может быть направлено от группы производителей или объединения производителей, на долю которых приходится не менее 25 процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего вида сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия производимого в Российской Федерации, а также органами власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим создаются условия появления реальных возможностей не только для учета интересов производителей в государственных органах власти, но и для формализации отраслевых интересов на федеральном уровне, поскольку такое объединение создает механизм для отечественных товаропроизводителей по отстаиванию своих экономических интересов.
Законопроектом также предусмотрено уточнение мер в области стандартов и требований в отношении качества ввозимой сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия, контроля их качества.
Таким образом, настоящий законопроект конкретизирует, исходя из особенностей аграрной сферы экономики России, систему импортного контроля, т.е. совокупность мер и механизм реализации федеральными органами исполнительной власти, установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, порядка регулирования ввоза в пределы Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также меры по защите экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Правовая основа разработки проекта настоящего федерального закона. Правовой основой разработки проекта настоящего федерального закона является Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", Федеральные законы "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", "О государственном регулировании агропромышленного производства", настоящий Федеральный закон, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в случае его вступления в действие, не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и следовательно на законопроект не требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Согласование проекта федерального закона. Разработка настоящего проекта федерального закона начата группой членов Комитета Совета Федерации по аграрной политике в порядке законодательной инициативы в соответствии с поручением палаты от 7 августа 1996 года. (Выписка из протокола N 25 заседания Совета Федерации 7 августа 1996 года. К вопросу о Федеральном законе "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами")
Необходимость осуществления мер по защите внутреннего рынка в целом и в том числе отечественных сельскохозяйственных производителей зафиксирована в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1997 года N 198-СФ "О неотложных мерах по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики", постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 54-СФ "О мерах по активизации государственной промышленной политики и созданию условий для экономического роста в Российской Федерации" вновь подтверждена необходимость подготовки указанного законопроекта.
Проект федерального закона "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" рассмотрен и одобрен Комитетом Совета Федерации по аграрной политике.
Проект федерального закона разработан членами Совета Федерации, членами Комитета Совета Федерации по аграрной политике Колесниковым В.М., Назарчуком А.Г., Савченко Е.С. при участии группы специалистов Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства под руководством д.э.н. Жоголевой Е.Е. и работников аппарата Комитета Совета Федерации по аграрной политике.
Обоснование необходимости принятия федерального закона "О
государственном регулировании импорта сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия"
В настоящее время отсутствуют специальные законодательные акты в области государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Поэтому крайне необходимо установить правовые основы защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства от воздействия недобросовестной зарубежной конкуренции.
Необходимость принятия федерального закона "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" продиктована тем, что действующее законодательство в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности не учитывает специфики агропромышленного производства и особенностей функционирования внутреннего продовольственного рынка. Как следствие на практике не реализуются меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, предусмотренные федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства", что ведет к:
спаду отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и вытеснению его импортными поставками, подрывая продовольственную безопасность страны;
ухудшению экономического положения и условий деятельности отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства;
нарушению прав потребителей продовольствия в следствии реализации, в ряде случаев, на внутреннем рынке импортной продукции, которая не соответствует действующим российским стандартам качества;
отсутствию надлежащих мер со стороны Правительства Российской Федерации по регулированию импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечению защиты национальных экономических интересов.
Назначение данного Федерального закона продиктовано необходимостью введения более четкой правовой регламентации деятельности Правительства Российской Федерации в такой области внешнеэкономической деятельности, как регулирование импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Анализ существующей системы законодательства в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности показывает, что обособление мер государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия оправдано с точки зрения сложности и противоречивости действующей системы принятия решений в этой сфере. Кроме того, объективно необходимо переходить к системе увязки проблем развития внутреннего рынка с проблемами формирования экспортно-импортной политики. Поэтому разработка проекта данного федерального закона рассматривается как средство реформирования системы принятия решений на федеральном уровне, выявления слабых мест и их возможного устранения в целях повышения эффективности и обоснованности функционирования системы государственного регулирования экспортно-импортных операций в стране.
Разработка целей и задач государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (статья 1 и 2 главы 1) основана на системном подходе, предполагающем учет всех интересов, возникающих в этой области. Поэтому речь идет не только о защите экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного комплекса, но и о потребителях продовольствия. Поскольку продовольствие входит в группу стратегически важных для страны товаров, то существует объективная возможность использования в политических целях "продовольственного оружия", поэтому обеспечение продовольственной безопасности является одним из целей данного законопроекта.
Проект федерального закона "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" основан на нескольких концептуальных положениях, которые и определяют его содержание.
Законопроект "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" устанавливает основы государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целях создания условий для обеспечения продовольственной безопасности страны; порядок осуществления защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства; права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации в этой сфере.
Законопроектом вводится положение, обязывающее Правительство Российской Федерации одновременно с внесением на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представлять в Государственную Думу информацию о влиянии импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на продовольственную безопасность Российской Федерации и о мерах по защите интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и обеспечения населения продовольствием.
Одним из важнейших положений законопроекта является то, что им предусматривается направление части средств, получаемых от уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для финансирования мер по государственной поддержке и регулированию отечественного агропромышленного производства, реконструкции и перевооружения соответствующих отечественных производств. Объемы использования этих средств определяются федеральным бюджетом на соответствующий год.
В проекте федерального закона определяются особенности применения ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие и их таможенного оформления предусматривая, в том числе создание специализированных таможенных постов по таможенному оформлению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Это позволит минимизировать сроки прохождения таможенного оформления и сертификации, ограничит возможности поставок низкокачественной импортной продукции на внутренний рынок, обеспечит контроль за своевременностью и правильностью уплаты таможенных платежей.
Вводится положение о дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в зависимости от степени их переработки. Эта мера призвана стимулировать поставки сырья для промышленной переработки, что обеспечит загрузку мощностей отечественной перерабатывающей промышленности, сохранение рабочих мест и др.
Предусматривается также, что средневзвешенная ставка таможенного тарифа на ввозимую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие не может быть снижена Правительством Российской Федерации по сравнению с фактическим уровнем предшествующего года более чем на 1 процент.
В проекте уточняются особенности применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с учетом специфики агропромышленного производства. Так, предусматривается, что заявление о проведении расследования для введения особых видов пошлин может быть направлено от группы производителей или объединения производителей, на долю которых приходится не менее 25 процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего вида сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия производимого в Российской Федерации, а также органами власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим создаются условия появления реальных возможностей не только для учета интересов производителей в государственных органах власти, но и для формализации отраслевых интересов на федеральном уровне, поскольку такое объединение создает механизм для отечественных товаропроизводителей по отстаиванию своих экономических интересов.
Законопроектом также предусмотрено уточнение мер в области стандартов и требований в отношении качества ввозимой сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия, контроля их качества.
Таким образом, настоящий законопроект конкретизирует, исходя из особенностей аграрной сферы экономики России, систему импортного контроля, т.е. совокупность мер и механизм реализации федеральными органами исполнительной власти, установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, порядка регулирования ввоза в пределы Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также меры по защите экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Законопроект разработан в развитие Федеральных законов "О государственном регулировании агропромышленного производства" и "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" и предусматривает уточнение ряда положений указанных федеральных законов.
Законопроект не противоречит действующему законодательству в данной области сфере правового регулирования, а дополняет его, исходя из особенностей аграрной сферы и ее места в экономике страны.
Реализация проекта федерального закона "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в случае его вступления в действие, не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и следовательно на законопроект не требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Практическая значимость законопроекта состоит в том, что его принятие и вступление в силу формирует правовую основу государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия декларированного в федеральном законе "О государственном регулировании агропромышленного производства" (статья 17), конкретизирует ряд положений федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" с учетом специфики агропродовольственной системы и законодательно вводит цивилизованные правила защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и потребителей продовольствия от воздействия недобросовестной зарубежной конкуренции.
Закон позволит добиться равноправных условий конкуренции, расширить сбыт отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что стимулирует рост производства продукции национального агропромышленного производства и соответственно повысит уровень продовольственной безопасности Российской Федерации.
Предусмотренные в законопроекте механизмы обеспечат снижение уровня ввоза сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по заниженным ценам, а направление части средств, получаемых от уплаты пошлин при введении защитных мер на развитие отечественного агропромышленного производства, реконструкции и перевооружения соответствующих отечественных предприятий создаст условия для повышения производственной активности и роста конкурентоспособности отечественного продовольствия.
Необходимо отметить, что предлагаемые в законопроекте механизмы государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия позволяют не только обеспечить защиту экономических интересов отечественных товаропроизводителей агропромышленного комплекса, но и не приведут к уменьшению насыщения внутреннего рынка и доступности продовольствия для населения.
Справка
о состоянии законодательства в сфере правового регулирования импорта
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Регулирование импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется на основе базового законодательства и определяется Федеральным законом от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", Федеральным законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Таможенным Кодексом Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1 (с изменениями от 19 июня, 27 декабря 1995 г.), Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г.), рядом указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что до настоящего времени не приняты законодательные акты, регулирующие импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства Российской Федерации то настоящий проект федерального закона призван ликвидировать данный правовой "пробел". Он разработан в развитие федеральных законов "О государственном регулировании агропромышленного производства" и "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" и предусматривает дополнение ряда положений, содержащихся в указанных федеральных законов.
Законопроект не противоречит действующему законодательству, а дополняет его, исходя из особенностей аграрной сферы и ее места в экономике страны.
Законопроект не противоречит международным договорам Российской Федерации и основополагающим принципам деятельности Всемирной торговой организации.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения или
дополнения которых потребует принятие федерального закона "О
государственном регулировании импорта сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия"
Принятие федерального закона "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения законов и иных нормативных правовых актов.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо
для реализации закона "О государственном регулировании импорта
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
Реализация указанного законопроекта в случае его вступления в силу потребует разработки и принятия ряда постановлений Правительства Российской Федерации:
"Об утверждении методики расчета пороговых цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие и порядка их установления и применения";
"О порядке создания и деятельности специализированных таможенных постов по таможенному оформлению ввозимых на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
"О перечнях сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащих обязательной сертификации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.