Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Сосновского А.В.
судей Флюг Т.В, Порохового С.П.
при секретаре Беляниновой А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности предоставить документацию, организовать проведение кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка,
по апелляционным жалобам представителей ответчиков ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 27 февраля 2019 года,
Заслушав доклад судьи Порохового С.П, объяснения представителя ответчиков ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Заверяева А.Н, военного прокурора Петросяна А.П, судебная коллегия
установила:
Заместитель военного прокурора Хабаровского гарнизона, действующий в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "ДТУИО" МО РФ) о возложении обязанности предоставить документацию, организовать проведение кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка.
Военной прокуратурой Хабаровского гарнизона проведена проверка соблюдения должностными лицами ФГКУ "ДТУИО" МО РФ требований законодательства о государственной собственности и землепользовании.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым N расположенном по "адрес", располагаются казарменно-жилищный фонд, воинские части и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность Минобороны России. Вышеуказанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "ДТУИО" МО РФ. Собственником земельного участка граница указанного земельного участка не установлена, отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, а также сведения о согласовании границ, что может привести к незаконному захвату третьими лицами части земельного участка. Ранее земельный участок с кадастровым N находился на балансе ФГУ "Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации. Просит обязать ФГКУ "ДТУИО" МО РФ представить в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации техническую документацию на земельный участок с кадастровым N необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ; обязать Министерство обороны Российской Федерации после вступления решения суда первой инстанции по настоящему делу в законную силу на основании документов, представленных Департаментом имущественных отношений Министерства обороны, организовать проведение в 2019 году кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес", в том числе путем заключения государственного контракта с уполномоченным органом.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 27 февраля 2019 года исковые требования заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации удовлетворены.
Постановлено возложить обязанность на ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации представить в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации техническую документацию на земельный участок с кадастровым N, необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ в срок до 01.03.2020 года; на Министерство обороны Российской Федерации после вступления решения суда первой инстанции по настоящему делу в законную силу на основании документов, представленных Департаментом имущественных отношений Министерства обороны, организовать проведение кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес", в том числе путем заключения государственного контракта с уполномоченным органом в срок до 01.03.2020 года.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению ответчика, действующим законодательством не предусмотрен императивный порядок постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет в определенный срок. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии со ст.ст.14, 15 ФЗ от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на основании волеизъявления собственника либо пользователя земельного участка. Технический и государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим до вступления в силу ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Объекты недвижимости, государственный кадастровый или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости с присвоением органом регистрации прав условного номера в порядке, установленном в соответствии с ФЗ 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными. Спорный земельный участок имеет статус ранее учтенного, государственный кадастровый номер присвоен 27.04.1993 года. При таких обстоятельствах предусмотренные законом основания для возложения на ответчика обязанности по проведению кадастровых (межевых) и землеустроительных работ у суда отсутствовали.
Предъявляя иск, прокурор в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представил доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о существовании угрозы утраты либо нерационального использования земельного участка вследствие невыполнения кадастровых и землеустроительных работ.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ "ДТУИО" МО РФ не согласился с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов указал, что спорный земельный участок имеет статус ранее учтенного, государственный кадастровый номер присвоен 27.04.1993 года. При таких обстоятельствах предусмотренные законом основания для возложения на ответчика обязанности по проведению кадастровых (межевых) и землеустроительных работ у суда отсутствовали.
Военный прокурор Хабаровского гарнизона в письменных возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ "ДТУИО" МО РФ просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ФГКУ "ДТУИО" МО РФ Заверяев А.Н. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Военный прокурор Хабаровского гарнизона Петросян А.П. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены, неявка разбирательству дела не препятствует.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на земельном участке с кадастровым N, расположенном по "адрес", располагаются казарменно-жилищный фонд, воинские части и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность Минобороны России.
Вышеуказанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "ДТУИО" МО РФ.
Ранее земельный участок с кадастровым N находился на балансе ФГУ "Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно выписки предоставленной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю от 29.01.2019 года имеется зарегистрированный земельный участок кадастровый N по "адрес" площадью 4285000, также указаны кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости (57 объектов), вид разрешенного использования: для нужд обороны. В графе особые отметки указано, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о частях земельного участка отсутствуют".
Спорный земельный участок включен в составленный ФГКУ "ДТУИО" МО РФ перечень земельных участков, подлежащих оформлению с уточнением местоположения границ в первоочередном порядке, при выделении дополнительных лимитов бюджетных средств на указанные цели.
Согласно ст. 209-210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст.129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, находятся в федеральной собственности (п.10 ст.1 ФЗ от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне").
Согласно ст.6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу положений ст. 125, 214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 года N 1082, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции правомочия собственника в отношении имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Землеустройство включает в себя в числе прочего мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, и проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ст.ст.68-70 Земельного кодекса РФ).
Согласно ч.2 ст.8 ФЗ от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений.
В силу пп.4.1-4.2 ст.1 ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в интересах Российской Федерации, являющейся собственником спорного земельного участка, отнесенного к землям обороны, в целях предупреждения незаконного захвата третьими лицами части земельного участка, незаконной постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым N, и передаче их в собственность (пользование) сторонним лицам, организация проведения кадастровых (межевых) работ с уточнением границ земельного участка является необходимой.
Соглашаясь с необходимостью уточнения границ спорного земельного участка, судебная коллегия вместе с тем, не может согласиться с доводами истца и выводами суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
Как следует из приведенных норм материального права землеустройство, кадастровые работы и государственный кадастровый учет в отношении земельных участков осуществляются на основании заявления собственника либо пользователя земельного участка в пределах их компетенции.
При этом сроки проведения кадастровых (межевых) работ в отношении земельных участков, имеющих статус ранее учтенных, действующим законодательством не предусмотрены, в связи с чем, Минобороны России как орган государственной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества Вооруженных Сил РФ вправе устанавливать срок и порядок проведения таких работ в соответствии с предоставленной ему свободой усмотрения, в том числе исходя из выделяемых лимитов бюджетного финансирования. Факт ведения подготовительных работ, направленных на приведение сведений в отношении земельного участка в соответствие с требованиями закона, подтверждается представленными ФГКУ "ДТУИО" МО РФ списками (перечнем), земельных участков, требующих уточнения местоположения границ в первоочередном порядке.
Исходя из системного толкования положений ст.ст.1, 2, 9 Гражданского кодекса РФ произвольное вмешательство в правоотношения, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, недопустимо.
На основании ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч.3 ст.35 ФЗ от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.1, 10 Гражданского кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство всех перед законом и судом. В соответствии с ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст.ст.35, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В соответствии со ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.12 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного или оспариваемого права и характеру нарушения, а также гарантировать восстановление нарушенных прав.
Лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение или оспаривание субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, он должен быть правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Избранный способ защиты гражданского права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру его нарушения.
Прокурор, равно как и иные лица, участвующие в деле, в силу требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Между тем, обращаясь в суд с настоящим иском, заместитель военного прокурора Хабаровского гарнизона не представил достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих как о наличии в действиях (бездействии) ответчиков признаков неправомерного недобросовестного поведения, так и о существовании реальной угрозы незаконного захвата и незаконной постановки на кадастровый учет части спорного земельного участка, уменьшения его площади, нарушения права собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленного прокурором иска и полагает необходимым отменить решение суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 27 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности предоставить документацию, организовать проведение кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка, отменить с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы до 01.10.2019 года в Президиум Хабаровского краевого суда, с 01.10.2019 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.В. Сосновский
Судьи Т.В. Флюг
С.П. Пороховой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.