Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Субхангулова А.Н,
при ведении протокола помощником судьи ИЗР
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Уфимского района Республики Башкортостан к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан о признании незаконным решений, обязании восстановить вид разрешенного использования земельных участков
по апелляционным жалобам ЕИА, АЯГ, КДД, БДВ, ЕЕМ, КАЕ, СДС, ГАЮ, ГГК, представителя ЛЕН, ЯЕП, ГВА - ЕПА на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А, объяснения КАЕ, ЯЕО, КДД, представителя ГВА, ТАБ, ЛЕН, ЕЕМ, ЯЕП - ЕПА, представителя ЕИА - МЛИ, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Управления Росреестра по Республике Башкортостан - БАХ, прокурора ФЮЮ, считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Уфимского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан о признании незаконным решений, обязании восстановить вид разрешенного использования земельных участков.
В обосновании административного иска указано, что прокуратурой Уфимского района во исполнение поручения прокуратуры Республики от дата N... проведена проверка исполнения земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата N... земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 73636 кв.м, на праве аренды сроком на 3 года предоставлен АРР Указанным постановлением установлены следующие характеристики земельного участка с кадастровым номером N... : категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для проектирования и строительства конюшни; местоположение - адрес, в районе д. Федоровка; площадь - 73636 кв.м. В последующем на основании постановления администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N...
Управлением земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и АРР заключен договор купли-продажи N... земельного участка с кадастровым номером 02:47:190103:32. В дальнейшем АРР принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером N... на 5 обособленных земельных участков площадью 17613 кв.м, 15433 кв.м, 15168 кв.м, 16352 кв.м, 9069 кв.м. дата филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по адрес принято решение о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами N... В дальнейшем администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан АРР выданы выписки из градостроительного регламента сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан N N... на земельные участки с кадастровыми номерами 02 N... соответственно. В последующем филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по адрес приняты решения N... об учете изменении объектов недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства". дата филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по адрес принято решение N... об учете изменении объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства". В последующем указанным органом принято решение N N... об учете изменении объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства". В
дальнейшем в период времени с октября 2013 года по июнь 2017 года произведено преобразование земельных участков с кадастровыми номерами N.., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства. дата произведено преобразование земельных участков с кадастровыми номерами N... путем объединения в один участок с присвоением земельного участка кадастрового номера N... Административный истец указывает, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие чего исключается возможность их изменения и использования для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применения порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ" (далее - Закон N 191-ФЗ).
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного в пп.1 п.3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). В нарушение указанных требований закона, а также ст. 16, п. 5 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан принят
В нарушение указанных требований закона, а также ст. 16, п. 5 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан приняты решения об учете изменений объектов недвижимости (изменении вида разрешенного использования земельного участка). О допущенных нарушениях земельного законодательства прокуратуре Уфимского района стало известно только в ходе проверки, проведенной по поручению прокуратуры республики от дата N...
Административный истец просит признать незаконными (недействительными) решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан от дата N... об учете изменении объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства"; решение N Ф/13-215593 от дата филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по адрес об учете изменении объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства"; решение N... от дата филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан об учете изменении объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства"; обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан восстановить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N... ;...
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
административные исковые требования и.о. прокурора адрес Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Признать незаконными (недействительными) решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ:
- от дата N... об учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства";
- от дата N... об учете изменении объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства";
- от дата N... об учете изменении объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства".
Указанное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N... на "Для проектирования и строительства конюшни". В апелляционной жалобе Егоши
В апелляционной жалобе ЕИА просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе АЯГ, КДД, БДВ, ЕЕМ, КАЕ, СДС, ГАЮ, ГГК, представителя ЛЕН, ЯЕП, ГВА - ЕПА также ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Закона N 101-ФЗ.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.
Пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, в настоящее время такие федеральные законы не приняты, в связи с чем представляется невозможным изменение вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Между тем, из материалов дела следует, что постановлением главы Администрации муниципального района адрес N... от дата внесены изменения в разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N... Установлены следующие характеристики этого земельного участка: местоположение земельного участка - адрес, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для проектирования конюшни, площадь земельного участка -73636 кв.м.
Постановлением главы Администрации муниципального района Уфимский район N... от дата согласовано место размещения объекта, АРР предоставлен земельный участок с кадастровым номером N... площадью 73636 кв.м. на праве аренды сроком на 3 года.
дата на основании постановления администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N... от дата между Управлением земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и АРР заключен договор купли-продажи N... -ОЛЬ-13 земельного участка с кадастровым номером N.., находящийся по адресу: адрес для проектирования и строительства конюшни, общей площадью 73636 кв.м.
дата АРР принято решение о разделе указанного земельного участка с кадастровым номером N... на 5 обособленных земельных участков площадью 17613 кв.м, 15433 кв.м, 15168 кв.м, 16352 кв.м, 9069 кв.м.
дата филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по адрес принято решение о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами N...
дата администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан АРР выданы выписки из градостроительного регламента сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N N... на земельные участки с кадастровыми номерами N... соответственно.
дата филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по адрес приняты решения N... об учете изменении объектов недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства".
дата филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по адрес принято решение N... об учете изменении объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства".
дата филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по адрес принято решение N... об учете изменении объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства".
В последующем в период времени с октябрь 2013 года по ноябрь 2017 года произведено разделение земельных участков с кадастровыми номерами N... категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства.
дата произведено объединение земельных участков с кадастровыми номерами N... и N... в один участок с присвоением земельному участку кадастрового номера 02:47:190103:120.
При таких обстоятельствах, вопреки позиции подателей апелляционных жалоб, правомерно заключение суда первой инстанции о том, что в нарушение требований закона, в том числе ст. 16, п. 5 ч.2 ст. 26 Закона N 221-ФЗ (действовавшего на момент принятия органом кадастрового учета оспариваемых решений) филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан приняты решения об учете изменений объектов недвижимости, которыми вид разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения изменен с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства".
Изложенное, в том числе согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, согласно которой до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки; изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию; предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства участки могут включаться в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов"; до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Ссылки в жалобах на градостроительный регламент сельского поселения Ольховский сельсовет от дата N.., которым предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков на "территории, предназначенные для дачного хозяйства", в обоснование своей позиции о правомерности решений о государственном кадастровом учете изменений в виде разрешенного использования, судебной коллегией не принимаются как не опровергающие того факта, что спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования которых может быть изменен только после перевода данных земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, чего в рассматриваемом случае сделано не было.
Судебная коллегия отмечает, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, в последующем в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Между тем, в нарушении перечисленных требований законодательства филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан приняты решения об учете изменений объектов недвижимости, которыми вид разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения изменен с "Для проектирования и строительства конюшни" на "Для дачного строительства".
Таким образом, доводы апелляционных жалоб о законности оспариваемых решений административного ответчика являются несостоятельными.
Аргументы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным иском судебная коллегия также отклоняет.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Нормами главы 22 КАС РФ предусмотрена возможность обжалования прокурором действий (бездействия), в том числе, органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В силу статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).
Поскольку о допущенных нарушениях земельного законодательства прокуратуре Уфимского района стало известно только в ходе проверки, проведенной по поручению Прокуратуры Республики Башкортостан от дата N.., что подтверждается указанным поручением, имеющимся в материалах дела, при этом с административным иском прокурор обратился в суд дата, то трехмесячный срок обращения с настоящим иском в суд, установленный 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Иные доводы апелляционных жалоб по существу направлены на переоценку правильных выводов суда первой инстанции и обстоятельств дела, оснований для которой не имеется. Аргументы жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы ЕИА, представителя ЛЕН, ЯЕП, ГВА - ЕПА, АЯГ, КДД, БДВ, ЕЕМ, КАЕ, СДС, ГАЮ, ГГК - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
А.Н. Субхангулов
Справка: судья ШРР
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.