Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Князевой О.Е.
при секретаре Мерцаловой Ю.Ю.
с участием прокурора Андреевой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 августа 2019 года административное дело N2а-9608/2019 по апелляционной жалобе Никуленкова С. П. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 08 августа 2019 года по административному исковому заявлению Никуленкова С. П. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Никуленкова С.П, представителя административного истца Слесаревой Е.И, действующей на основании доверенности от 15 августа 2019 года сроком на один год, представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка Иванова С.С, действующего на основании доверенности от 23 июля 2019 года сроком на 3 месяца, заключение прокурора Андреевой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никуленков С. П. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:
-отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 01 августа 2019 года N43 об отказе в регистрации Никуленкова С.П. в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка;
-обязать Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка зарегистрировать Никуленкова С.П. в качестве кандидата.
В обоснование заявленных требований Никуленков С.П. указал, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 01 августа 2019 года N43 ему отказано в регистрации депутатом Муниципального совета внутригородского муниципального округа Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка в связи с тем, что им не указаны сведения о судимости, а если судимость снята или погашена, также сведения о снятии или погашении судимости. По мнению Никуленкова С.П, решение является незаконным, так как решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2019 года по делу N2а-9238/2019 суд определилсроки для рассмотрения вопроса о его регистрации кандидатом. 31 июля 2019 года он представил в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка дополнительные сведения о себе в части судимости. На заседание комиссии по рассмотрению вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты его не пригласили и не уведомили о дате принятия решения. О принятом решении ему стало известно по телефону 02 августа 2019 года, а копию оспариваемого решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка получил 05 августа 2019 года.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 08 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Никуленков С.П. просит решение отменить по основаниям, указанным в административном иске, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения административного истца и представителя административного истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, и представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее -Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 21 июня 2019 года N16 назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Указанное решение вступило в силу с момента опубликования в официальном издании муниципального округа Черная речка в газете Черная речка 21 июня 2019 года N5.
Согласно подтверждению о получении документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка 04 июля 2019 года в 13 часов 06 минут приняла от Никуленкова С.П.: заявление о согласии баллотироваться на 1-м листе; копию паспорта на 3-х листах; копию документа, подтверждающего сведения об образовании на 1-м листе; копию документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности на 1-м листе; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах на 1-м листе; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде (л.д.45-47).
Согласно подтверждению о получении документов для регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка 08 июля 2019 года в 13 часов 00 минут приняла от Никуленкова С.П.: справку об открытии избирательного счета; подписные листы на 2-х листах; протокол об итогах сбора подписей избирателей на 1-ом листе; данные об изменениях сведений о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию на 2-х листах; выписку из лицевого счета на 1-м листе; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата на 3-х листах; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде на 2-х листах (л.д.56-57).
Решением избирательной комиссии муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 15 июля 2019 года N40-2 Никуленкову С.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 (л.д.25).
Указанное решение отменено решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2019 года по тем основаниям, что на момент принятия избирательной комиссией решения отсутствовали официальные сведения о судимости Никуленкова С.П, на избирательную комиссию муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка судом возложена обязанность в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о регистрации Никуленкова С.П. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка (л.д.17-26).
Решением избирательной комиссии муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 01 августа 2019 года N45 Никуленкову С.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 по тем основаниям, что в заявлении о согласии баллотироваться он не указал сведения о судимости и сведения о дате погашения судимости (л.д.42).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что обращаясь с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, Никуленков С.П. скрыл сведения о своей судимости, и представил об этом сведения по истечении сроков, установленных для представления документов.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов). Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Статьёй 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии.
В соответствии с пунктом 2.1 этой же статьи если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В заявлении от 2 июля 2019 года о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва избирательному округу N2, поданном 04 июля 2019 года, Никуленков С.П. указал, что судимости не имеет (л.д.48).
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга по делу N2а-9238/2019, вступившим в законную силу 31 июля 2019 года, установлено, что Никуленков С.П. скрыл сведения о судимости и не указал о вынесенном в отношении него приговоре 17 сентября 1996 года Ленинским районным судом г.Мурманска по части 1 статьи 147 УК РСФСР (л.д.17-26).
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Содержание понятия "сведения о судимости кандидата" определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона N67-ФЗ и такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, и статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 10 марта 2016 года N450-О, для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора (наряду с освещением иных данных, таких как гражданство, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и др, - статья 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
В заявлении, поданном Никуленковым С.П. в избирательную комиссию 31 июля 2019 года также не указана дата снятия или погашения судимости (л.д.9).
При таких обстоятельствах у избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка имелось безусловное основание для отказа 01 августа 2019 года Никуленкову С.П. в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2, предусмотренное пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о не предоставлении административному истцу срока для устранения недостатков заявления и принятии избирательной комиссией решения в его отсутствие без извещения о времени заседания избирательной комиссии не являются основанием для отмены решения избирательной комиссии.
При этом судебная коллегия учитывает, что заявление Никуленкова С.П. рассматривалось повторно на основании решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2019 года, которым были установлены факты сокрытия административным истцом сведений о своей судимости.
В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидата либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае сокрытия сведений о судимости.
Решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Черная речка от 01 августа 2019 года N43 принято в пределах сроков, установленных вступившим в законную силу решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга по административному делу N2а-9238/2019.
Доводы апелляционной направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 8 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никуленкова С. П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.