судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Мотиной И.И,
судей: Синани А.М,
Харченко И.А,
при секретаре Побережной Д.Н,
представителей ответчика: Васюкова А.В,
Лесик Е.А,
Шаповаловой Т.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Мирошниченко Марии Артуровны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Дом ребенка "Елочка" о перерасчете заработной платы, взыскании заработной платы и надбавки, третье лицо - Министерство здравоохранения Республики Крым, по апелляционной жалобе Мирошниченко Марии Артуровны на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 июня 2019 года,
установила:
в апреле 2019 года Мирошниченко М.А. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Дом ребенка "Елочка" о перерасчете заработной платы, взыскании заработной платы и надбавки, мотивируя свои требования тем, что на основании приказа N от 06.12.2017 и трудового договора от 07.12.2017 истец принята на должность специалиста по социальной работе в ГБУЗ РК "Дом ребенка "Елочка". Согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19.06.2009 N 355 "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2007 N 39 "Об утверждении штатных нормативов медицинского, педагогического и прочего персонала домов ребенка" на 1 должность специалиста по социальной работе приходится 50 детей. Большую половину 2018 года в доме ребенка находилось не менее 90 детей. Средняя численность детей за 2018 год в ГБУЗ РК "Дом ребенка "Елочка" составляла 83 ребенка. В ГБУЗ РК "Дом ребенка "Елочка" была вакантная должность специалиста по социальной работе, но истец выполняла функции специалиста по социальной работе в отношении всех детей. Ввиду указанных обстоятельств истцу установлена надбавка за увеличенный объем работ.
Таким образом, заработная плата истца состояла из оклада "данные изъяты" рублей и надбавки за увеличенный объем работы в размере 50% - "данные изъяты" рублей, а всего "данные изъяты" рублей. В период работы истцу стало известно, что в июне 2018 года в адрес ГБУЗ РК "Дом ребенка "Елочка" поступило письмо из планово-экономического управления отдела оплаты труда Министерства здравоохранения Республики Крым о не выполнении ГБУЗ РК "Дом ребенка "Елочка" Указа Президента Российской Федерации N 597 от 07.05.2012 в части социальных работников. В соответствии с этим Указом целевой показатель заработной платы социального работника с начала 2018 года должен составлять "данные изъяты" рублей. С 12.02.2018 на основании приказа N истец также занимала должность юрисконсульта (по внутреннему совместительству) на 0,5 ставки, что составляло - "данные изъяты" рубля. Всего по двум должностям (с февраля до июня 2018 г..) заработная плата истца составляла "данные изъяты" рублей. С июня 2018 года, истцу установлена надбавка за интенсивность труда в размере 40% к окладу. Таким образом, при начислении истцу надбавки за увеличенный объем работы в размере 50 % от оклада и 40 % за интенсивность (всего 90%), ее заработная плата по должности специалиста по социальной работе составила "данные изъяты" рублей, а совместно с занимаемой должностью юрисконсульта - "данные изъяты" рублей. Считает, что достижение целевого показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации за счет суммирования заработной платы юрисконсульта к заработной плате специалиста по социальной работе, является неправомерным. 25.01.2019 истец уволена по соглашению сторон. При получении полного расчета ей стало известно, что образовавшаяся задолженность по заработной плате специалиста по социальной работе в расчет не включена.
Считая, что заработная плата специалиста по социальной работе должна составлять не менее "данные изъяты" рублей, истец обратилась в Государственную инспекцию по труду и отдел оплаты труда планово-экономического управления Министерства здравоохранения Российской Федерации. В ответе от 05.03.2019 Инспекция по труду РК рекомендовала истцу обратиться в суд. На основании изложенного просила обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы за период с 01.01.2018 по 25.01.2019 исходя из размера должностного оклада "данные изъяты" рублей в месяц и взыскать в ее пользу заработную плату за период с января 2018 года по январь 2019 года в размере "данные изъяты" копеек, а также надбавку за увеличенный объем работы в размере "данные изъяты" копеек.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 июня 2019 года в удовлетворении иска Мирошниченко М.А. отказано.
В обоснование апелляционной жалобы Мирошниченко М.А, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что бюджетом Министерства здравоохранения Республики Крым заложены выплаты специалисту по социальной работе, объем которых соответствовал требованиям Указа Президента РФ N 597 от 07.05.2012. Суд не исследовал факт, что ее заработная плата частично состояла из заработной платы, выплачиваемой за выполнение обязанностей юрисконсульта. Считает недопустимым достижение целевого показателя, установленного Указом, за счет суммирования заработной платы юрисконсульта и заработной платы специалиста по социальной работе.
В возражениях на апелляционную жалобу Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Дом ребенка "Елочка" и Министерства охраны здоровья Республики Крым просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчика, поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что согласно трудовому договору N от 07.12.2017 и приказу о приеме на работу от 07.12.2017 N-л, Мирошниченко М.А. принята на работу в ГБУЗ Республики Крым "Дом ребенка "Елочка" на должность специалиста по социальной работе, с окладом "данные изъяты" рублей.
В соответствии с приказом о приеме на работу от 12.02.2018 N-л, Мирошниченко М.А. принята на работу в ГБУЗ Республики Крым "Дом ребенка "Елочка" на должность юрисконсульта по совместительству, с окладом "данные изъяты" рубля на основании трудового договора от 12.02.2018 N.
Истцу установлена надбавка за увеличенный объем работы в размере 50 % и надбавка за интенсивность труда в размере 40% к окладу.
Приказами от 25.01.2019 N-л и N-л трудовые договоры прекращены на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по соглашению сторон.
Как следует из соглашения о расторжении трудовых договоров N от 18.01.2019, ГБУЗ Республики Крым "Дом ребенка "Елочка" и истец пришли к соглашению о расторжении трудовых договоров и их прекращении с 25.01.2019. На момент подписания соглашений стороны претензий друг к другу не имели.
Неоднократными проверками Министерства здравоохранения Республики Крым и Инспекции по труду Республики Крым нарушений при выплате истцу заработной платы не выявлено.
Отказывая в удовлетворении иска Мирошниченко М.А, суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (статья 129 ТК РФ).
В соответствии со статьей 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 ТК РФ).
К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 ТК РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу статьи 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, суд исходил из того, что система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (статья 143 ТК РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (например, статья 146 ТК РФ - оплата труда в особых условиях; статья 147 ТК РФ - оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; статья 148 ТК РФ - оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; статья 149 ТК РФ - оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (статья 191 ТК РФ). Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В соответствии с п. 1 раздела 3 Положения о порядке и условиях начисления выплат стимулирующего характера в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым "Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Елочка", все выплаты стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются в соответствии с приказом главного врача с учетом результатов деятельности учреждения. Выплаты стимулирующего характера производятся в пределах финансового обеспечения в сроки, установленные для выплаты заработной платы (п. 2). Механизмы распределения стимулирующих выплат работникам учреждения могут быть на основе бальной оценки, в процентном или абсолютном размерах к должностному окладу. Выплаты стимулирующего характера максимальными размерами не ограничены (п. 4)
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе; работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), врачей - до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановлено Правительству Российской Федерации обеспечить увеличение заработной платы отдельных категорий работников.
Пунктом 3 Указана Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.
Данный указ не возлагает на работодателя обязанность изменить существенные условия трудового договора.
Пунктом 15 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, изложенных в Приказе Росстата от 20.12.2017 N 846 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предусмотрено, что работник, принятый на одну ставку, но получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается как один человек (целая единица). При этом работник, состоящий в списочном составе организации и выполняющий работы на условиях внутреннего совместительства, включая совмещение профессий (должностей), учитывается один раз по месту основной работы, в фонде заработной платы по графе 3 показывается сумма заработной платы с учетом оплаты труда по совместительству (совмещению); в графе 4 из графы 3 выделяется сумма, начисленная работнику за работу на условиях внутреннего совместительства (совмещения).
Если работник по основной работе относится к одной категории, а по внутреннему совместительству - к другой, чем основная работа, то он должен быть отражен один раз - по той категории, к которой относится его основная работа.
Материалы дела не содержат доказательств нарушения ответчиком трудовых прав истца в части размера и срока выплаты заработной платы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мирошниченко Марии Артуровны без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.