Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3380/2019 по административному исковому заявлению ООО "Порядковый", Коршунова Г Н, Коршунова А Г об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость помещений по адресу: *** в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 7 689 010 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 7 574 712руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 15 910 526руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 16 434 088 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 20 273 555 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками помещений. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ ООО "Порядковый" является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов. В соответствии со ст.400 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащих объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 12 295 700 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 12 123 235,74 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 26 060 529 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 26 868 636,59 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 32 752 949,34 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику ИП КУРТЕЕВУ А.В. за составлением отчета об оценке рыночной стоимости помещений. В отчете об оценке от 21.05.2019г. определена рыночная стоимость помещений, которая меньше кадастровой, данная стоимость указана в административном иске, поданном в Московский городской суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, Административные истцы обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истцов административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат помещения по адресу: ***с кадастровыми номерами *******, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости.
Актуальная кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 12 295 700 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 12 123 235,74 руб.
- помещение с кадастровым номером ** равной рыночной стоимости в размере 26 060 529 руб.
- помещение с кадастровым номером ** равной рыночной стоимости в размере 26 868 636,59 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 32 752 949,34 руб.
Административные истцы в силу требований главы 30, главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации являются плательщиками налога на имущество организаций и физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, административные истцы имеют правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке, составленный ИП КУРТЕЕВЫМ А.В. от 21.05.2019г, в котором определена рыночная стоимость помещений в размере, указанном при обращении в суд с административным иском.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административного истца, указал на несоответствие представленных отчетов об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объектов недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включать проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 08 июля 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам в ООО "Центр делового консультирования".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 1907-187ЭН от 08 августа 2019 года, отчет об оценке, представленный административными истцами и составленный ИП КУРТЕЕВЫМ А.В. от 21.05.2019г, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, данный вывод эксперта не оспаривали.
Рыночная стоимость помещений по адресу: *** определена экспертом в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 7 682 126 руб.
- помещение с кадастровым номером ***3 равной рыночной стоимости в размере 6 576 060 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 16 110 053 руб.
- помещение с кадастровым номером ***равной рыночной стоимости в размере 16 603 278 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 20 191 435 руб.
Представитель административных истцов с заключением судебной экспертизы согласился.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражений к заключению эксперта не представил, каких-либо ходатайств не заявлял. О назначении по делу дополнительной или повторной судебной оценочной экспертизы стороны в порядке ст.83 КАС РФ не просили.
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
С учетом изложенного, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта. Оснований для удовлетворения требований административных истцов об установлении кадастровой стоимости в соответствии с отчетом об оценке, составленным ИП КУРТЕЕВЫМ А.В. от 21.05.2019г, не имеется, поскольку заключением судебной оценочной экспертизы данный отчет признан не соответствующим законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. В данной части суд в удовлетворении требований отказывает.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости ( статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 27 мая 2019г.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости помещений.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость помещений по адресу: *** в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 7 682 126 руб.
- помещение с кадастровым номером ** равной рыночной стоимости в размере 6 576 060 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 16 110 053 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 16 603 278 руб.
- помещение с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 20 191 435 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 мая 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.