Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Дмитришиной А.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3540/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "РОНИМЕКС", общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест Озерковский", общества с ограниченной ответственностью "Исеть", Слюсаренко Татьяны Ивановны к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "РОНИМЕКС", общество с ограниченной ответственностью "ПромИнвест Озерковский", общество с ограниченной ответственностью "Исеть", Слюсаренко Т.И. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: ***, в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 123738445 руб. 76 коп.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 59413621 руб. 19 коп.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 99313112 руб. 71 коп.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 17425419 руб. 49 коп.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 58102615 руб. 25 коп.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 67829933 руб. 05 коп.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 52186566 руб. 95 коп.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4534603 руб. 39 коп.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются соответственно сособственниками указанных нежилых помещений и не согласны с их кадастровой стоимостью, считают её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 15 апреля 2019 года NО-КД-76/05.12, подготовленный оценщиком ООО "Консул Групп-оценка".
В ходе рассмотрения дела административные истцы общество с ограниченной ответственностью "Фирма "РОНИМЕКС", общество с ограниченной ответственностью "ПромИнвест Озерковский", общество с ограниченной ответственностью "Исеть", Слюсаренко Т.И. подали дополнительное административное исковое заявление, в котором просят установить кадастровую стоимость, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, следующих нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 138181000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 67386000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 115291000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 21033000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 63495000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 85852000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 56715000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4784000 руб.
В судебном заседании представитель всех административных истцов общества с ограниченной ответственностью "Фирма "РОНИМЕКС", общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест Озерковский", общества с ограниченной ответственностью "Исеть", Слюсаренко Т.И. - Желновод П.П. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы - Синицына И.И. в озражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные нежилые помещения, расположенные в одном здании по адресу: ***, принадлежат на праве собственности административным истцам, в частности: нежилые помещения с кадастровыми номерами ***, ***, ***принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "РОНИМЕКС"; нежилые помещения с кадастровыми номерами ***, ***принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "ПромИнвест Озерковский"; нежилое помещение с кадастровым номером ***принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Исеть", нежилое помещение с кадастровым номером ***принадлежат на праве собственности Слюсаренко Т.И.; нежилое помещение с кадастровым номером ***принадлежит на праве общей долевой собственности обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "РОНИМЕКС", обществу с ограниченной ответственностью "ПромИнвест Озерковский", обществу с ограниченной ответственностью "Исеть", Слюсаренко Т.И, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении спорных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г. в отношении спорных нежилых помещений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административные истцы предоставили отчет об оценке от 15 апреля 2019 года NО-КД-76/05.12, подготовленный оценщиком ООО "Консул Групп-оценка". В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 26 июня 2019 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 25 июля 2019 года N208/07/2019, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое Бюро" Титовым С.Б.:
1). Отчет об оценке от 15 апреля 2019 года NО-КД-76/05.12, подготовленный оценщиком ООО "Консул Групп-оценка", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
2). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, составляет:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 138181000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 67386000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 115291000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 21033000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 63495000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 85852000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 56715000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4784000 руб.
Административные истцы согласились с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считают их объективными и достоверными. Вследствие этого подали дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просят у становить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика не согласился с выводами оценочной судебной экспертизы относительно определения размера рыночной стоимости нежилых зданий, предоставил письменные замечания на заключение оценочной судебной экспертизы и заявил ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы.
На основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ протокольным определением Московского городского суда от 18 сентября 2019 года отказано в назначении по делу повторной оценочной судебной экспертизы, ввиду отсутствия для её назначения правовых оснований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 25 июля 2019 года N208/07/2019, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое Бюро" Титовым С.Б, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что п ри составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Рассмотрев письменные замечания административного ответчика, письменные ответы эксперта, суд считает указанные замечания необоснованными по следующим основаниям:
- в заключении экспертом проанализированы объект оценки и объекты-аналоги относительно их количественных и качественных характеристик. Принятые экспертом объекты-аналоги сопоставимы с объектом оценки по своим количественным и качественным характеристикам. На страницах 32-33 заключения экспертом приведены выводы анализа фактических данных о ценах сделок и предложений по состоянию на дату определения рыночной стоимости, критерии отбора объектов-аналогов. Полученная величина рыночной стоимости объектов оценки в рамках сравнительного и доходного подходов соответствует сложившимся условиям рынка коммерческой недвижимости в городе Москве на дату оценки. Так, на странице 37 заключения эксперт приводит удельные показатели стоимости принятых к расчетам объектов-аналогов, которые составили 210-244 тыс. руб. за 1 кв.м. с учетом НДС, что соответствует рыночному диапазону цен предложений единых объектов недвижимости. Указанный диапазон цен также соответствует рыночным диапазонам, на которые ссылается административный ответчик в своих замечаний (198-394 тыс. руб. за 1 кв.м.). На страницах 70-74 заключения эксперт привел описание подобранных объектов-аналогов для расчета ставки арендной платы. Все объект-аналоги и объекты исследования относятся к одному сегменту рынка - офисные помещения класса "В", диапазон ставок предложений по аренде составляет 27-35 тыс. руб. за 1 кв.м. в год с учетом НДС, без учета НДС 23-31 тыс. руб. за 1 кв.м. в год. Приведенные в замечаниях административным ответчиком предложения по аренде и продаже недвижимости не сопоставимы с объектами оценки по своим ценообразующим факторам и дате оценки, включают в себя НДС;
- эксперт правомерно определилрыночную стоимость нежилых помещений без учета налога на добавленную стоимость, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цен, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке. Тогда как в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации. Вследствие этого само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации данного имущества, не образует объект обложения налога на добавленную стоимость. Такой объект налогообложения возникает только при реализации этого имущества.
На основании изложенного, оценивая приведенные выводы оценочной судебной экспертизы, всесторонне, в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным заключение оценочной судебной экспертизы, поскольку выводы эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объектов оценки. Экспертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; эксперт сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", что подтверждается квалификационным аттестатом N*** г.; эксперт является членом некоммерческого партнерства СРО "Деловой союз судебных экспертов", регистрационный номер в реестре N*** г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; стаж работы в области оценки с 2008 г, работает экспертом-оценщиком в обществе с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое Бюро".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 15 апреля 2019 года NО-КД-76/05.12, подготовленного оценщиком ООО "Консул Групп-оценка", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в размере их рыночной по состоянию на 1 января 2018 года, определенном в оценочной судебной экспертизе.
Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Р езультаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденные распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, применяются с 1 января 2019 года. Датой обращения административных истцов в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений является 31 мая 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2018 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Фирма "РОНИМЕКС", общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест Озерковский", общества с ограниченной ответственностью "Исеть", Слюсаренко Татьяны Ивановны уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, нежилых помещений, расположенных в одном здании по адресу: ***, в частности:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 138181000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 67386000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 115291000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 21033000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 63495000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 85852000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 56715000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4784000 руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Фирма "РОНИМЕКС", общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест Озерковский", общества с ограниченной ответственностью "Исеть", Слюсаренко Татьяны Ивановны в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений считать 31 мая 2019 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.