Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Урмаевой Т.А., судей коллегии Семенова Б.С., Мирзаевой И.И., при секретаре Мархаевой С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Арсентьева Е.Г. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 11 июня 2019 года по иску Арсентьева Евгения Георгиевича к ООО "ЖЭУ-4" о возложении обязанностей, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И, выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арсентьев Е.Г, обращаясь в суд с иском к ООО "ЖЭУ-4", просил обязать безвозмездно устранить недостатки в обслуживании дома: представить акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по "... " по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.10.2015 г.N761/пр за 2017 год на сумму 1661216,92 руб, за 2018 год на сумму 1 628148,47 руб.; в анкете дома по "... " на сайте Мой дом Реформа ЖКХ опубликовать информацию по выполненным работам по Форме 2.3 приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 22.12.2014 г.N882/пр.
Исковые требования мотивированы тем, что на сайте Мой дом.Реформа ЖКХ в анкете дома по "... " за 2017г, 2018г. не раскрыта информация по выполненным работам по форме 2.3 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22.12.2014 N882/пр. Согласно п. 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290) акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ являются обязательными документами. Не раскрытие ответчиком информации, не предоставление актов нарушают его права.
В судебном заседании истец Арсентьев Е.Е. исковое заявление поддержал.
Представитель ответчика ООО "ЖЭУ-4" Энис А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что управляющая организация разместила отчеты о выполнении Договора управления за 2017г. и 2018г. на сайте ГИС ЖКХ - dom.gosuslugi.ru и на сайте ulan-ude-eg.ru. Приёмка выполненных работ по акту является не правом, а обязанностью заказчика, то есть, собственников помещений в МКД, отсутствие подписанных актов выполненных работ со стороны жильцов МКД в запрашиваемый период не является виной управляющей организации и не доказывает невыполнение и/или неоказание услуг, предусмотренных перечнем работ и услуг.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Арсентьев Е.Е. просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывает на процессуальные нарушения допущенные судом в ходе рассмотрения дела, при составлении решения и ведении протокола судебного заседания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Арсентьев Е.Г. доводы жалобы поддержал и пояснил, что его исковые требования заключались в том, что он просил предоставить акты выполненных работ по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.10.2015 г.N761/пр за 2017г. и 2018г, о чем он говорил на общих собраниях. Письменно с требованием предоставить акты обращался в ЖЭУ 2018г, однако ему были предоставлены акты за 2017г. не по утвержденной форме. Предложений ознакомиться с актами в ЖЭУ не было.
Представитель ООО "ЖЭУ-4" Муркина Е.В. не согласилась с доводами апелляционной жалобы и пояснила, что управляюща компания размещала информацию на трех сайтах: "Мой дом. Реформа ЖКХ", ГИС ЖКХ и на сайте Администрации г.Улан-Удэ, хотя обязанность размещать информацию на сайте ГИС ЖКХ возложена только на города федерального значения. Акты по форме утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.10.2015 г.N761/пр составляются с 2017г. отдельно по каждому виду работ. Арсентьеву предлагали ознакомиться с ними в ЖЭУ, т.к. их большое количество, но он не пришел.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Арсентьев Е.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "... "
Многоквартирный жилой дом по адресу: "... " находится в управлении управляющей организацией ООО "ЖЭУ-4".
Между собственником квартиры Арсентьевым Е.Г. и ООО "ЖЭУ-4" заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: "... ".
Согласно ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с ч.2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.201 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: обеспечения собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в частности, раскрытием информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731; приемом и рассмотрением заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме (абзац 4 подпункта "з").
Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010N 731, установлен перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц.
Так, в соответствии с п. 3 указанного Постановления, управляющая организация, товарищество собственников жилья и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с положениями Приказа Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами") формой 2.3. предусмотрено раскрытие сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом.
Разрешая исковые требования в части требований опубликования информации по выполненным работам, суд установив, что на сайте ГИС ЖКХ -dom.gosuslugi.ru и на сайте ulan-ude-eg.ru по форме размещены отчеты о выполнении Договора управления за 2017г. и 2018г, пришел к выводу о том, что ответчиком выполнены установленные в законе требования о раскрытии вышеназванной информации, в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требований в данной части.
Оснований не согласиться с данным выводом суда у судебной коллегии не имеется.
Обратного, истцом не представлено. Доводы о недостоверности размещенных сведений, на что ссылается истец, не свидетельствует о невыполнении управляющей организацией требований о раскрытии информации. Достоверность отчетов о выполнении Договора управления не являлась предметом рассмотрения настоящего дела.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда относительно отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд исходил из того, что размещение актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на сайте Реформа ЖКХ не основаны на законе.
Вместе с тем, истец не просил размещение указанных актов на сайте.
Как следует из пояснений истца в суде первой инстанции (л.д.67) истец ссылался на не предоставление указанных актов. В суде апелляционной инстанции истец также подтвердил, что он просил предоставить акты, о чем заявлял на общих собраниях собственников помещений МКД и обращался с заявлением в ЖЭУ.
Согласно пункту 5 указанного выше Стандарта, управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
На основании пункта 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
Действующее законодательство предусматривает необходимость наличия в составе технической документации на многоквартирный дом документов (актов) о приемке результатов работ, смет, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пп. "б" п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491);
Согласно Приказу Минстроя России N 761/пр от 26.10.2015 в соответствии с п. 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждена форма акта.
Согласно данной норме сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах и являются составной частью технической документации на МКД.
Таким образом, с момента вступления в силу Приказа Минстроя России N 761/пр от 26.10.2015 оформление выполненных при содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома работ должно производиться управляющими организациями актами по форме, утвержденной указанным приказом. В силу положений ст. 5 Жилищного кодекса РФ указанный приказ Минстроя России является частью жилищного законодательства, а утвержденная форма акта обязательна к соблюдению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Из пояснений представителя ООО "ЖЭУ-4" следует, что указанные акты составляются с 2017г. отдельно по каждому виду работ.
В материалы дела представлено обращение Арсентьева Е.Г. от 23.03.2018 в ООО "ЖЭУ-4" о предоставлении актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по форме, утвержденной Приказом Минстроя России N 761/пр от 26.10.2015.
На данное заявление ООО "ЖЭУ-4" направило Арсентьеву Е.Г. акты приемки выполненных работ по текущему ремонту, однако не по утвержденной форме, что не оспаривалось представителем ответчика в суде апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, требования истца о предоставлении ему вышеуказанных актов по форме, утвержденной Приказом Минстроя России N 761/пр от 26.10.2015, за 2017г. являются обоснованными.
Вместе с тем, поскольку от Арсентьева Е.Г. не было письменного запроса или запроса в электронном виде о предоставлении актов за 2018г, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом первой инстанции не допущено.
Вопреки доводам жалобы, решение суда соответствует требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Процессуальное законодательство не обязывает приобщение к материалам дела нормативных актов, находящихся в свободном доступе, в связи с чем, доводы жалобы относительно отсутствия в деле приказа Приказом Минстроя России N 761/пр от 26.10.2015 подлежат отклонению.
Довод апелляционной жалобы о необъективности судьи, вынесшего обжалуемое решение, основанием к его отмене не является, поскольку доказательств заинтересованности судьи в исходе дела не представлено.
Из представленных материалов усматривается, что в судебном заседании было обеспечено равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастие, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.
Не исследование судом первой инстанции содержащихся на флэш-карте записей общих собраний собственников помещений МКД по "... " не влияет на законность решения, поскольку данные записи не имеет правого значения по заявленным требованиям.
О фальсификации доказательств в суде первой инстанции истцом не заявлялось.
Существенных нарушений составления протокола судебного заседания нет.
Согласно протоколу судебного заседания от 11.06.2019 в судебном заседании принимал участие представитель ответчика Энис А.В. и давал пояснения. Замечаний на протокол судебного заседания не поступало.
Несвоевременная сдача дела в отдел судопроизводства также не влияет на законность решения и не может свидетельствовать о фальсификации дела, на что ссылается заявитель в жалобе.
На основании изложенного решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении истцу актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по "... " по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.10.2015 г.N761/пр за 2017 год подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 11 июня 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Арсентьева Евгения Георгиевича к ООО "ЖЭУ-4" о предоставлении актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по "... " по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.10.2015 г.N761/пр за 2017 год.
Принять в данной части новое решение.
Обязать ООО "ЖЭУ-4" предоставить Арсентьеву Евгению Георгиевичу акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по "... " по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.10.2015 г.N761/пр за 2017 год.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.