Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В.
судей
коллегии Назимовой П.С, Казанцевой Т.Б.
при секретаре Петровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по
административному иску Курневой Е.В. в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к МКУ "Иволгинское районное управление образования" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению действий
по апелляционной жалобе Курневой Е.В.
на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 26 июля 2019 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С, ознакомившись с апелляционной жалобой, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, Курнева Е.В. просила признать незаконным бездействие МКУ "Иволгинское районное управление образования" (далее также - Управление образования) по непринятию мер по обеспечению ее детей местами в дошкольных образовательных учреждениях; просила возложить на административного ответчика обязанность по предоставлению сыну ФИО1 и дочери ФИО2 мест в дошкольных образовательных учреждениях с учетом территориальной доступности.
Требования основаны на том, что 29 мая 2017 года сын административного истца ФИО1,... года рождения, и дочь ФИО2,... года рождения, поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования. Курнева Е.В. обратилась в Управление образования с заявлением о предоставлении ее детям мест в муниципальном дошкольном учреждении " "... "" (с. Нижняя Иволга Иволгинского района), на что административный ответчик сообщил Курневой Е.В. об отказе в удовлетворении ее заявления со ссылкой на необходимость соблюдения соответствующего порядка учета детей и комплектования квот в детские дошкольные учреждения. Заявителю были предложены путевки в другие муниципальные дошкольные учреждения - детские сады " "... "" (с. Тапхар) и " "... "" (с. Верхняя Иволга). Однако указанные учреждения территориально удалены от места проживания семьи заявителя. Оспариваемые действия Управления образования нарушают конституционные права детей Курневой Е.В. на получение доступного бесплатного дошкольного образования. Административный ответчик в соответствии со своими полномочиями не предпринимает надлежащих и достаточных мер по обеспечению детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, что требует судебного пресечения.
В судебном заседании административный истец Курнева Е.В. требования поддержала.
Представитель административного ответчика МКУ "Иволгинское районное управление образования" Дылыкова Т.Д. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Районным судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Курнева Е.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что непредоставление детям мест в МБДОУ свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права детей на доступное бесплатное дошкольное образование.
В заседании судебной коллегии Курнева Е.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель административного ответчика МКУ "Иволгинское районное управление образования" Дылыкова Т.Д. возражала против отмены решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Курнева Е.В. является матерью несовершеннолетних ФИО1,... года рождения, и Курневой ФИО2,... года рождения; проживают в Иволгинском районе, ДНТ " "... "", Республики Бурятия.
ФИО1 и ФИО2 с 29 мая 2017 года состоят в очереди на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные организации; с учетом территориальной доступности предпочтительно - детский сад " "... "" (с. Нижняя Иволга Иволгинского района).
Судом установлено, что 4 июня 2019 года Курнева Е.В. обратилась в МКУ "Иволгинское районное управление образования" с заявлением о предоставлении ее детям мест в указанном муниципальном дошкольном учреждении.
Из ответа Управления образования от 14 июня 2019 года следует, что вопрос о зачислении детей Курневой Е.В. в детский сад может решиться при наличии свободных мест. Заявителю были предложены путевки в другие муниципальные дошкольные учреждения - детский сад " "... "" (п. Тапхар) и " "... "" (с. Верхняя Иволга).
Не согласившись с отказом Управления образования в предоставлении ее детям мест в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности, Курнева Е.В. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Управление образования обязано обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, с возраста, установленного законодательством.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком незаконного бездействия не допущено, поскольку им совершены все необходимые действия по реализации прав детей заявителя на получение дошкольного образования. В свою очередь, невозможность предоставления детям Курневой Е.В. мест в детском саду обусловлена отсутствием свободных мест и наличием очередности.
Судебная коллегия считает такие выводы ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, а также гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9 Федерального закона N 273-ФЗ), получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, а правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 3 и 4 названной выше статьи).
Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
В настоящем случае административный ответчик имеет обязанность представить детям Курневой Е.В. места в дошкольных образовательных учреждениях в пределах доступности их посещения. Предлагаемое Управлением образования Курневой Е.В. дошкольные образовательные учреждения, расположенные в с. Тапхар и с. Верхняя Иволга, этому принципу не отвечают, поскольку находятся в других населенных пунктах, в значительной отдаленности от места жительства семьи заявителя, при отсутствии доступного общественного транспорта.
Абзацем четвертым пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения заключается в безопасной физической досягаемости образования либо посещении учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо в получении доступа к образованию посредством современных технологий.
При рассмотрении дела суд первой инстанции неправомерно принял во внимание доводы Управления образования о наличии очередного (первоочередного, внеочередного) порядка предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях, об отсутствии в них свободных мест, о превышении предельных норм комплектования и осуществлении органом местного самоуправления мероприятий по расширению сети детских садов.
Все указанные обстоятельства не свидетельствует о необоснованности заявленных Курневой Е.В. требований и не имеют решающего значения для разрешения спора, учитывая установление факта нарушения прав несовершеннолетних Курневых Ардана и Александры на получение гарантированного государством общедоступного дошкольного образования.
Положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ обязывают органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном выше постановлении от 15 мая 2006 года констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Между тем административный ответчик в нарушение требования части 10 статьи 226 КАС РФ не представил доказательств принятия соответствующих мер.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).
Однако и эта норма международного права не была применена судом по настоящему административному делу.
Исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов его обучения, образовательного учреждения, следует сделать вывод о том, что группы кратковременного пребывания или иные вариативные формы обучения не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня; в любом случае выбор конкретной формы обучения согласно базовым принципам в сфере образования законом отнесен только к компетенции родителей.
Таким образом, судебная коллегия считает, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (достижение детьми требуемого возраста, соответствующее заявление родителя), уполномоченный орган обязан обеспечить детей местами в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования. Непредоставление же детям таких мест указывает о ненадлежащем исполнении уполномоченным органом возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права ФИО1 и ФИО2 на получение доступного и бесплатного дошкольного образования.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 26 июля 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Курневой Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКУ "Иволгинское районное управление образования", выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению ФИО1,... года рождения, ФИО2,... года, местами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на МКУ "Иволгинское районное управление образования" обязанность предоставить ФИО1,... года рождения, ФИО1,... года, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.