Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Ериной Н.П. и Лесновой И.С,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Гришиной Л.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы, назначении досрочной пенсии по старости по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 августа 2019 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Гришина Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы, назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование требований истец указала, что 12 апреля 2019 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением ответчика N132647/19-325 от 24 апреля 2019 г. истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом - 12 лет. По мнению ответчика, ее стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом составляет 11 лет 9 месяцев 27 дней.
Ответчиком не засчитаны в стаж периоды временной работы, как работы на территории зоны проживания с льготным социально- - экономическим статусом: с 23 июня 1997 г. по 29 октября 1997 г. в качестве подсобного рабочего в АОЗТ "Саранская пивоваренная компания", с 30 октября 1997 г. по 11 февраля 1998 г. - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ "Саранская пивоваренная компания", с 20 февраля 1998 г. по 25 мая 1998 г. и с 26 мая 1998 г. по 1 сентября 1998 г. в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ "Саранская пивоваренная компания".
С учетом уточнения исковых требований и отказа от части исковых требований, просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика N132647/19-325 от 24 апреля 2019 г. в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы, как периодов работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом с 20 февраля 1998 г. по 25 мая 1998 г. и с 26 мая 1998 г. по 1 сентября 1998 г. в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ "Саранская пивоваренная компания"; возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж указанные периоды работы, как периоды работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 апреля 2019 г.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 августа 2019 г. принят отказ Гришиной Л.П. от части исковых требований, производство по делу в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж периоды работы, как периоды работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом с 23 июня 1997 г. по 29 октября 1997 г. - в качестве подсобного рабочего в АОЗТ "Саранская пивоваренная компания" (временно), с 30 октября 1997 г. по 11 февраля 1998 г. - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ "Саранская пивоваренная компания", прекращено.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 августа 2019 г. исковые требования Гришиной Л.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N132647/19-325 от 24 апреля 2019 г. в части не включения в стаж Гришиной Л.П. периодов работы с 20 февраля 1998 г. по 25 мая 1998 г. (3 месяца 6 дней), с 26 мая 1998 г. по 1 сентября 1998 г. (3 месяца 6 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АЗОТ "Саранская пивоваренная компания" по срочному договору, как работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и в части отказа в назначении досрочной пенсии.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность включить Гришиной Л.П. периоды работы с 20 февраля 1998 г. по 25 мая 1998 г. (3 месяца 6 дней), с 26 мая 1998 г. по 1 сентября 1998 г. (3 месяца 6 дней) - в качестве оператора в цехе розлива в АЗОТ "Саранская пивоваренная компания" по срочному договору, в стаж работы на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом и назначить Гришиной Л.П. досрочную пенсию по старости по нормам статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1) с учетом норм статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 апреля 2019 г.
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Гришиной Л.П. взысканы судебные расходы в размере 300 руб.
Начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Сурков Н.А. подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что суд не принял во внимание, что Гришина Л.П. работала по срочному трудовому договору, то есть характер работы истца носил временный характер, а согласно требованиям закона необходимо осуществление именно постоянной работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Кроме того, Гришиной Л.П. не представлено документальных доказательств, обосновывающих свои исковые требования.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Гришина Л.П. просит решение суда оставить без изменения, а доводы жалобы - без удовлетворения. Считает, что доводы ответчика о том, что работа по срочному трудовому договору не является постоянной, основаны на неверном толковании норм права.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Романовой В.Ф, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы истца Гришиной Л.П, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12 апреля 2019 г. Гришина Л.П. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в порядке статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 (л.д. 61-65).
Решением ответчика N 132647/19-325 от 24 апреля 2019 г. ей отказано в назначении пенсии по старости по нормам статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 с учетом норм статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку отсутствует необходимый стаж работы (проживания) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Требуется не менее 12 лет, имеется 11 лет 9 месяцев 27 дней (л.д. 7).
Не засчитаны в стаж периоды временной работы, как работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом: с 23 июня 1997 г. по 29 октября 1997 г. в качестве подсобного рабочего в АОЗТ "Саранская пивоваренная компания" (временно), с 30 октября 1997 г. по 11 февраля 1998 г. - в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ "Саранская пивоваренная компания" (временно), с 20 февраля 1998 г. по 25 мая 1998 г. и с 26 мая 1998 г. по 1 сентября 1998 г. в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ "Саранская пивоваренная компания" (по срочному договору), поскольку исходя из целей Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 с учетом положений Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. N403, право на назначение пенсии по старости предоставляется гражданам Российской Федерации при условии постоянного проживания (работы) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, обоснованным и законным.
Так, согласно части 1 статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).
Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым поселок Ялга Республики Мордовия расположен на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно справке Администрации городского округа Саранск N346 от 26 июля 2018 г. АОЗТ "Саранская пивоваренная компания" располагалось по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Российская, д. 12, что относится к зоне с льготным социально - экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 14).
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на фактических обстоятельствах дела и сделаны при правильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из трудовой книжки на имя истца, с 20 февраля 1998 г. по 1 сентября 1998 г. Гришина Л.П. работала в качестве оператора в цехе розлива в АОЗТ "Саранская пивоваренная компания" по срочному трудовому договору (л.д. 8-12).
Согласно справке, выданной АО "САН ИНБев" Саранский филиал N282 от 22 июня 2018 г, Гришина Л.П. действительно, постоянно, работала на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом в ЗАО "Саранская пивоваренная компания", с июня 1997 г. (приказ о приеме от 30 июня 1997 г. N50-л) по 29 октября 1997 г. (приказ об увольнении от 4 ноября 1997 г. N74-л), с 30 октября 1997 г. (приказ о приеме от 5 ноября 1997 г. N76-л) по 11 февраля 18998 г. (приказ об увольнении от 5 марта 1998 г. N09-л), с 20 февраля 1998 г. (приказ о приеме от 13 апреля 1998 г. N18-л) по 1 сентября 1998 г. (приказ об увольнении от 1 сентября 1998 г. N53-л) (л.д. 18).
За период работы в вынужденных отпусках по вине работодателя, на курсах повышения квалификации, в ученических отпусках, в отпуске по уходу за ребенком, на больничных, в отпусках без сохранения заработной платы, в льготных отпусках не была.
Справка выдана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", приказов по личному составу, лицевых счетов, карточке ФТ-2.
Саранский филиал ОАО "Объединенные пивоваренные заводы" является с 30 апреля 2003 г. правопреемником ЗАО "Саранская пивоваренная компания" на основании решения общего собрания акционеров о реорганизации в форме слияния от 6 марта 2003 г. ОАО "САН Интербрю" Саранский филиал со 2 марта 2004 г. является правопреемником Саранского филиала ОАО "Объединенные пивоваренные заводы" на основании решения общего собрания акционеров о реорганизации в форме слияния от 9 января 2004 г. ОАО "САН Интербрю" Саранский филиал с 29 декабря 2006 г. переименовано в ОАО "САН ИНБев" Саранский филиал на основании решения акционеров от 26 сентября 2006 г. ОАО "САН ИНБев" с 12 октября 2015 г. переименовано в АО "САН ИНБев" (приказ от 12 октября 2015 г. NОД0001-151012-003).
В справке N206-а от 17 мая 2019 г, выданной АО АБ "ИнБев" Саранский филиал, также указано, что Гришина Л.П. действительно работала на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом в ЗАО "Саранская пивоваренная компания" с 23 июня 1997 г. по 1 сентября 1998 г. АО "САН ИнБев" 1 марта 2019 г. переименовано в АО АБ ИнБев Эфес" (приказ от 1 марта 2019 г. NОД1-20190301-001) (л.д. 19).
Данные обстоятельства, подтверждаются приложенными выписками из приказов по личному составу (л.д. 21-22), справкой о заработной плате (л.д. 20), расчетными листами на имя Гришиной Л.П. (л.д. 23-37).
У судебной коллегии отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам.
Таким образом, факт и обстоятельства работы истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом подтверждены рядом доказательств, имеющихся в материалах дела.
Согласно части 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом (абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ).
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 ТК РФ. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 названного кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (часть 2 статьи 58 ТК РФ).
Частью 2 статьи 59 ТК РФ определен перечень конкретных случаев, когда допускается заключение срочного трудового договора по соглашению сторон.
Принимая во внимание указанное правовое регулирование и учитывая, что истец с 20 февраля 1998 г. по 1 сентября 1998 г. состояла в трудовых отношениях с ЗАО "Саранская пивоваренная компания", где она работала полный рабочий день, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что работа Гришиной Л.П. по срочному трудовому договору в указанный период являлась её постоянным местом работы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства и, как не опровергающие правильности выводов суда, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
К тому же, доводы жалобы фактически повторяют основания отказа пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии истцу, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении суда и по изложенным в решении мотивам обоснованно отклонены.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Н.П. Ерина
И.С. Леснова
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 октября 2019 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия В.И. Литюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.