Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Ю.П. Тамарова,
судей А.О. Бажанова и С.И. Филимонова,
при секретаре С.В. Ермаковой,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 октября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело N 2-1420/2017 по частной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия на определение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи С.И. Филимонова, судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указала, что 27 июня 2019 г. в рамках исполнительного производства "N"-ИП судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия вынесено постановление о взыскании с Администрации городского округа Саранск исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Считая, что Администрацией городского округа Саранск предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда и необеспечение жилым помещением не может расцениваться как уклонение от исполнения решения, просило освободить от взыскания исполнительского сбора.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 августа 2019 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным определением суда, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее также - УФССП России по Республике Мордовия) подало частную жалобу, в которой просило отменить определение суда, принять новое определение об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего: отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие объективных причин невозможности исполнения требований исполнительного документа и совершение должником всех возможных действий с целью исполнения требований исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения; суд обязал должника предоставить гражданке С.А. Ляпиной жилое помещение вне очереди; нарушаются права и законные интересы гражданки на протяжении длительного периода времени; материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения решения суда в срок, предусмотренный для добровольного исполнения; должником не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для надлежащего исполнения решения суда; безосновательное освобождение должника от ответственности приведет к снижению эффективности исполнительного производства; отсутствие у должника денежных средств не является обстоятельством, исключающим или уменьшающим ответственность административного истца, поскольку не относится к непреодолимой силе; исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
В возражениях на частную жалобу Администрация городского округа Саранск просила оставить определение суда без изменения, частную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия без удовлетворения.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Н.В. Лопаткина не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представила, и отложить разбирательство дела не просила.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия А.В. Сероглазова доводы частной жалобы поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск С.А. Ионов просил оставить без изменения определение суда первой инстанции.
Заинтересованное лицо С.А. Ляпина не возражала относительно удовлетворения частной жалобы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия.
Рассмотрев на основании части первой статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью второй статьи 112 Федерального закона Российской Федерации N 229-ФЗ от 2 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью двенадцатой статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть первая статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Часть третья статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ устанавливает, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части седьмой статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью третьей настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июня 2017 г. (вступило в законную силу 3 августа 2017 г.) на Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить С.А. Ляпиной благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. на территории города Саранск.
8 апреля 2019 г. в отношении городской администрации возбуждено исполнительное производство "N"-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
27 июня 2019 г. в отношении Администрации городского округа Саранск вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Из представленных в суд документов следует, что у Администрации городского округа Саранск отсутствует свободное жилье, в связи с чем не имелось возможности представить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства в установленный срок. В отношении городской администрации за период с 2012 г. по май 2019 г. вынесено 314 вступивших в законную силу решений Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия по обеспечению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приобретение жилых помещений возможно у организаций - застройщиков путем проведения тендерных процедур в рамках выделенных бюджету городского округа субвенций. Указанная процедура занимает длительное время. Согласно материалам дела, в бюджете Администрации городского округа Саранск денежные средства на приобретение жилья для С.А. Ляпиной на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора отсутствовали. Администрация городского округа Саранск неоднократно обращалась к Председателю Правительства Республики Мордовия, Главе Республики Мордовия с просьбой о предоставлении субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджету городского округа Саранск для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
В силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии фактической возможности исполнения судебного решения у Администрации городского округа Саранск в срок, предоставленный для добровольного исполнения решения суда, впрочем как и вины в его неисполнении.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Из части восьмой статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающим, в том числе предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с частью первой статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Согласно пункту 40 статьи 35 Решения Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. N 177 "Об утверждении Устава городского округа Саранск" Администрация городского округа Саранск осуществляет отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 6 Решения Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. N 195 "Об учреждении Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск" (вместе с "Положением о Департаменте по социальной политике Администрации городского округа Саранск") одной из задач Департамента является обеспечение в пределах своей компетенции реализации отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке Администрации городского округа Саранск, в том числе по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, проживающих на территории городского округа Саранск, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции, на основании представленных должником доказательств - копий обращений о выделении из республиканского бюджета субвенций, необходимых для приобретения жилых помещений от 28 января 2014 г, 27 августа 2015 г, 11 ноября 2016 г, 2 ноября 2017 г, 18 октября 2018 г, сделан обоснованный вывод о том, что Администрация городского округа Саранск, как субъект исполнения обязанности возложенной государством, предпринимала необходимые действия, направленные на получение дополнительного финансирования для исполнения судебных решений об обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку Администрация городского округа Саранск исполнить решение суда самостоятельно вне установленной законом процедуры возможности не имело по независящим от нее обстоятельствам, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями должника, не имеется.
Доводы частной жалобы о том, что оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора не имелось, отклоняются как несостоятельные.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин. Следует исходить из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождения от уплаты этого сбора в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что установленные по делу обстоятельства в совокупности дают основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, что не противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предоставление жилого помещения, приобретаемого на средства республиканского бюджета, не зависит исключительно от действий должника - Администрации городского округа Саранск и у нее реальной возможности исполнить в течение установленного пятидневного срока решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия в отношении С.А. Ляпиной не имелось вследствие объективных обстоятельств.
В данном случае Администрация городского округа Саранск приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не имеется, и она может быть освобождена об взыскания исполнительского сбора.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Доводы частной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам и по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили надлежащую оценку суда.
В соответствии со статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения.
Таким образом, определение суда является законным и не может быть отменено по доводам частной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 августа 2019 г. оставить без изменения, частную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.