Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе судьи Тамарова Ю.П., рассмотрев 22 октября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело N 2-1242/2019 по частной жалобе Администрации городского округа Саранск на определение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 сентября 2019 г.,
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительного сбора.
В обоснование заявления указала, что решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия по делу N 2-1242/2019, вступившим в законную силу 10 июля 2019 г, были удовлетворены исковые требования А.В.В. об обязании Администрации городского округа Саранск предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. в границах города Саранска.
На основании указанного решения судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия возбуждено исполнительное производство N15581/19/13028-ИП и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
19 августа 2019 г. в рамках вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия вынесено постановление о взыскании с Администрации городского округа Саранск исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Между тем отношения по предоставлению взыскателю жилого помещения связаны с наделением органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансовое обеспечение этого государственного полномочия осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов из республиканского бюджета Республики Мордовия.
В целях исполнения многочисленных судебных решений Администрация городского округа Саранск неоднократно обращалась к Главе Республики Мордовия и Председателю правительства Республики Мордовия с просьбой предоставить бюджету городского округа Саранск субвенций для исполнения решения судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копиями писем.
Считает, что в действиях Администрации городского округа Саранск отсутствует вина, поскольку у неё отсутствовала реальная возможность для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, то есть предоставления по договору найма специализированного жилого помещения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного производства.
В связи с этим просила суд освободить Администрацию городского округа Саранск от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия от 19 августа 2019 г. N 13028/19/29722, вынесенного в рамках исполнительного производства от 29 июля 2019 г. N 15581/19/13028-ИП.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 сентября 2019 г. заявление должника Администрации городского округа Саранск об освобождении от уплаты исполнительского сбора оставлено без удовлетворения.
В частной жалобе Администрация городского округа Саранск просила определение суда отменить, ссылаясь на то, что согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 5 февраля 2009 г. N250-О-П, является обязательным во всех случаях. Таким образом, Администрация городского округа Саранск может исполнять обязательства по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, только исходя из выделяемых субвенций.
В целях исполнения многочисленных судебных решений Администрация г.о. Саранск неоднократно обращалась к Главе Республики Мордовия и Председателю Правительства Республики Мордовия с просьбой предоставить бюджету городского округа Саранск субвенции для исполнения указанных решения судов, что подтверждается копиями писем, что свидетельствует о совершении ею всех предусмотренных действующим законодательством действий, для исполнения решения суда и требований судебного пристава-исполнителя.
На основании части 2 статьи 140, части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания, ведения аудиопротоколирования и протокола.
Проверив на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность определения судьи в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 мая 2019 г, вступившим в законную силу 10 июля 2019 г, на Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить А.В.В. относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м.
Во исполнении данного решения суда был выдан исполнительный лист Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 июля 2019 г. серии ФС N 019744624.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Лопатиной Н.В. от 29 июля 2019 г. на основании указанного исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство N 15581/19/13028-ИП в отношении должника Администрации городского округа Саранск. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления
Поскольку требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником исполнены не были судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Лопатиной Н.В. вынесено постановление от 19 августа 2019 г. о взыскании с Администрации городского округа Саранск исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрацией городского округа Саранск неоднократно (28 января 2014 г, 27 августа 2015 г, 11 ноября 2016 г, 2 ноября 2017 г, 18 октября 2018 г.) направлялись Главе Республики Мордовия и Председателю Правительства Республики Мордовия обращения о выделении соответствующих субвенций которые необходимы для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам специализированного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом администрация предоставляла информацию судебному приставу-исполнителю о мерах, принятых во исполнение судебного решения.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Оставляя заявление Администрации городского округа Саранск без удовлетворения, суд пришёл к выводу о том, что доказательств, которые бы могли служить основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, представлено не было, в связи, с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований.
С данным выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин. Следует исходить из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учётом характера совершённого правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Согласно пункту 3 данной статьи расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счёт и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьёй 140 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлению контроля за распоряжением ими.
Пунктом 1 статьи 6 данного Закона Республики Мордовия установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие обращение Администрации городского округа Саранск за получением из республиканского бюджета Республики Мордовия субвенций для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых были приняты судебные решения.
Таким образом, следует, что Администрация городского округа Саранск приняла все зависящие от неё меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не имеется, и она может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора.
В связи с этим доводы жалобы заслуживают внимания, а обжалуемое определение судьи подлежит отмене, с вынесением нового определения об удовлетворении заявления Администрации городского округа Саранск.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 сентября 2019 г. отменить.
Заявление Администрации городского округа Саранск об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию городского округа Саранск от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия от 19 августа 2019 г. N 13028/19/29722, вынесенного в рамках исполнительного производства от 29 июля 2019 г. N 15581/19/13028-ИП.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путём подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.