Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Александровой А.В.,
при секретаре Федорове В.С,
с участием истца Андреевой А.С, представителя ответчика Ивановой О.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Ангелины Сергеевны к казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о взыскании компенсации стоимости проезда, поступившее по апелляционной жалобе истца Андреевой Ангелины Сергеевны и апелляционной жалобе ответчика казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И, судебная коллегия
установила:
Андреева А.С. обратилась в суд с иском к казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее КУ ЧР "ЦПМСП", учреждение) о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... за период с 01 января 2015 года по 03 ноября 2018 года в размере 299394 руб. 40 коп, указывая, что страдает заболеванием 5 стадии, в связи с чем по жизненным показаниям получает заместительную почечную терапию методом программного... три раза в неделю в ОП ООО "... центр "Б.Браун Авитум Руссланд", расположенном по адресу:... Поскольку истец проживает в.., по состоянию здоровья не может ездить на общественном транспорте, к месту проведения процедуры и обратно она вынуждена добираться нанятым ею автомобильным транспортом с сопровождающим лицом. Терапия методом... отнесена к специализированной медицинской помощи, подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения. В Чувашской Республике данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным заболеванием в рамках Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2015 года N 496 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2016 год", в 2015 году - в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2014 года N 473 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг.".
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 года N 323 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим заболеванием, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... и обратно" (далее также Порядок от 11 августа 2016 года N 323) определяет порядок предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим заболеванием, являющимся инвалидами, на выплату денежной компенсации стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования, кроме такси, в междугородном и пригородном сообщениях на территории Чувашской Республики к месту проведения процедуры программного... в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно, устанавливает, что инвалиды первой группы и дети - инвалиды из числа страдающих заболеванием имеют право на получение компенсации для сопровождающего их лица, выплата осуществляется КУ ЧР "ЦПМСП" на основании поданных гражданином в отдел социальной защиты населения указанного учреждения по месту жительства гражданина заявления по форме и документов согласно списку. Истец за период с 01 января 2015 года по 03 ноября 2018 года не может получить денежную компенсацию стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования к месту проведения процедуры... в медицинской организации ОП ООО "... центр "Б.Браун Авитум Руссланд" и обратно для себя и на сопровождающее лицо в размере 299394 руб. 40 коп.
В судебном заседании истец Андреева А.С, ее представитель Ильин В.А. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика КУ "ЦПМСП" Иванова О.Р. исковые требования не признала ввиду их необоснованности.
Третьи лица Отдел социальной защиты населения Моргаушского района КУ ЧР "ЦПМСП", Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, Министерство здравоохранения Чувашской Республики явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 июня 2019 года постановлено:
"взыскать с Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в пользу Андреевой Ангелины Сергеевны компенсацию стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... за период с 01.10.2018г. по 03.11.2018г. в размере 7344 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Андреевой Ангелины Сергеевны к Казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... за период с 01.01.2015г. по 30.09.2018г. в размере 292050 руб. 40 коп, отказать".
Указанное решение обжаловано истцом Андреевой А.С. на предмет отмены по мотивам незаконности, необоснованности, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что в нарушение Порядка от 11 августа 2016 года N 323 истец не подала до 30 ноября 2016 года заявление с документами, тогда как она неоднократно обращалась в Моргаушское районное отделение Центра предоставления мер социальной поддержки, но ее заявление и приложенные к нему документы не принимали, суд необоснованно не принял копии обращений истца и ответов на них во внимание. Поскольку пункт 1.3 Порядка от 11 августа 2016 года N 323 ограничивал права истца на получение компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... и обратно с учетом места ее жительства до внесения изменений постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2018 года N 63, указанная компенсация стоимости проезда должна выплачиваться истцу за весь спорный период. Суд необоснованно отказал во взыскании компенсации расходов на проезд.
Также на решение суда от 27 июня 2019 года подана апелляционная жалоба КУ ЧР "ЦПМСП" на предмет отмены по мотивам незаконности, необоснованности, неправильного применения норм материального и процессуального права. Оспаривая решение, ответчик ссылается на то, что суд не принял во внимание внесенные с 04 ноября 2018 года изменения в Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 года N 323 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим заболеванием, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... и обратно", с учетом которых компенсация стоимости проезда носит заявительный характер, предназначается для проживающих в Чувашской Республике страдающих заболеванием инвалидов, предоставляется за проезд автомобильным транспортом общего пользования в междугородном/пригородном сообщениях на территории Чувашской Республики по месту проведения процедуры программного... в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно в связи с приобретением проездных документов за счет собственных средств, которые являются обязательными для исполнения ответчиком.
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики представило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя, апелляционную жалобу учреждения поддерживает.
Заслушав истца Андрееву А.С, представителя учреждения Иванову О.Р, поддержавших свои апелляционные жалобы, признав возможным на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела при имеющейся явке в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения, изучив материалы дела, рассматривая дело по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Постанавливая решение, суд первой инстанции исходил из того, что истечение установленных пунктом 1.4 Порядка от 11 августа 2016 года N 323 сроков подачи заявления и документов и представление неполного перечня документов, указанных в пункте 1.3 указанного Порядка, в силу его п. 1.6 является основанием для отказа в выплате компенсации, тогда как в предусмотренные сроки истец в спорный период с заявлениями о компенсации ей расходов на проезд не обращалась, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Андреевой А.С. о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... за период с 01 января 2015 года по 30 сентября 2018 года, при этом удовлетворил требования о взыскании в пользу истца компенсации стоимости проезда за период с октября 2018 года по 03 ноября 2018 года, поскольку 10 января 2019 года Андреева А.С. в установленном порядке обратилась в орган социальной защиты с заявлением о выплате денежной компенсации стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования за предшествующий квартал (с 01 октября 2018 года по 31 декабря 2018 года).
Судебная коллегия выводы суда в части удовлетворения требований Андреевой А.С. полагает необоснованными ввиду следующего.
Андреева А.С. обратилась в суд с иском в связи с отказом ответчика компенсировать ей стоимость проезда к месту проведения процедуры программного... за период с 01 января 2015 года по 03 ноября 2018 года.
Как следует из материалов дела, 07 ноября 2017 года Андреева А.С. обратилась в отдел социальной защиты населения Моргаушского района КУ ЧР "ЦПСМП" с заявлением о компенсации расходов на проезд к месту проведения процедуры... и обратно за период с 01 января 2015 года по 30 сентября 2017 года.
13 ноября 2017 года ей направлен ответ о невозможности предоставления ей компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... и обратно, поскольку расстояние между г. Чебоксары и населенным пунктом... менее 50 км, в то время как компенсация стоимости на проезд предоставляется гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим заболеванием, являющимся инвалидами, на проезд междугородным автомобильным транспортом общего пользования к месту проведения процедуры программного... в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно (л.д. 67).
12 ноября 2018 года истец обратилась в отдел соцзащиты с заявлением о компенсации стоимости проезда за период с 01 января 2015 года по 04 октября 2018 года.
16 ноября 2018 года ей дан ответ об отказе в назначении денежной компенсации за указанные периоды (л.д. 69). Согласно решению Отдела социальной защиты населения Моргаушского района КУ ЧР "ЦПМСП" N 1 от 16 ноября 2018 года в выплате денежной компенсации отказано в связи с проездом автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (л.д. 70).
Заявленные истцом требования о выплате денежной компенсации на проезд к месту проведения процедуры... за период с 01 января 2015 года по 03 ноября 2018 года удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ к основным принципам охраны здоровья отнесены доступность и качество медицинской помощи.
Указанный принцип обеспечивается в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10 Федерального закона N 323-ФЗ).
Какие-либо нормативы и критерии относительно приближенности и транспортной доступности Федеральным законом N 323-ФЗ не установлены.
Статьей 16 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено среди прочего создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию; специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Проведение терапии методом... является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 года N 17н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология". Порядком не предусмотрена доставка пациентов до места проведения заместительной терапии методом... и обратно как одно из мероприятий по ее (медицинской помощи) оказанию.
Доставление гражданина в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде процедур.., непосредственно к специализированной медицинской помощи не относится.
Из п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.
Согласно ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 3.1) бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти; 3.2) бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования; 4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Разделом 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2017 года N 1492, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих заболеванием, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом... и обратно.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года N 541 (утратил силу 07 января 2019 года), транспортировка граждан предусматривалась при оказании скорой медицинской помощи, при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения пациенту диагностических исследований, оказания консультативной помощи при отсутствии возможности их проведения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь.
Аналогичные положения содержали Программы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, на 2016 год, на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Транспортировка граждан для проведения процедуры... в программах не предусматривалась.
Порядок выплаты денежной компенсации расходов инвалида на проезд к месту проведения процедуры... установлен нормативным правовым актом Чувашской Республики - Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 года N 323 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим заболеванием, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... и обратно".
При его утверждении Порядком от 11 августа 2016 года N 323 в п. 1.1 предусматривалось, что он определяет порядок предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим заболеванием, являющимся инвалидами (далее - гражданин), на выплату денежной компенсации стоимости проезда междугородным автомобильным транспортом общего пользования к месту проведения процедуры программного... в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно (далее соответственно - компенсация, проезд).
До внесения изменений в указанный Порядок Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 октября 2018 года N 418 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 года N 323", вступившим в силу 04 ноября 2018 года, предоставление денежной компенсации стоимости проезда пригородным транспортом предусмотрено не было.
В действующей с 04 ноября 2018 года редакции (в редакции указанного Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 октября 2018 года N 418) предусмотрено, что настоящий Порядок определяет порядок предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим заболеванием, являющимся инвалидами (далее - гражданин), на выплату денежной компенсации стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) в междугородном и пригородном сообщениях на территории Чувашской Республики к месту проведения процедуры программного... в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно (далее также соответственно - компенсация, проезд).
Согласно п. 1.3 Порядка при отсутствии у гражданина документов, подтверждающих расходы на проезд, выплата компенсации осуществляется в размере стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) в междугородном и пригородном сообщениях на территории Чувашской Республики от места жительства к месту проведения процедуры программного... в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно, рассчитанном исходя из регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики, утвержденных Кабинетом Министров Чувашской Республики. При продолжительности проведения процедуры программного... более одного дня компенсация выплачивается в размере стоимости однократного проезда.
В соответствии с п. 1.2 Порядка инвалиды I группы и дети-инвалиды из числа граждан имеют право на получение компенсации для сопровождающего их лица.
Решением Отдела социальной защиты населения Моргаушского района КУ ЧР "ЦПМСП" от 10 января 2019 года истцу Андреевой А.С. назначена денежная компенсация на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 года N 323 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим заболеванием, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... и обратно" за период с 04 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года.
Истец осуществляет поездки на процедуру... в пригородном сообщении (с.Моргауши - г.Чебоксары).
Согласно имеющемуся в материалах дела сообщению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 06 июня 2019 года расстояние от начального пункта ("автовокзал Никитана" с. Моргауши Чувашской Республики) до конечного пункта (кольцо "Роща" г.Чебоксары Чувашской Республики) составляет 45 км (л.д. 98).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.
При изложенных обстоятельствах, поскольку нормативными правовыми актами РФ не установлена обязанность субъекта РФ по выплате гражданину денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного.., федеральными и территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи оплата проезда в этом случае не предусмотрена, то субъект РФ, в данном случае Чувашская Республика, в пределах своих полномочий вправе самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей, устанавливать порядок предоставления гражданам денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры... и обратно. Такой порядок установлен Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 года N 323 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим заболеванием, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... и обратно", которое федеральному законодательству не противоречит и в редакции, действовавшей до 04 ноября 2018 года, оспорено не было.
С учетом изложенного апелляционная жалоба КУ ЧР "ЦПМСП" подлежит удовлетворению, решение суда от 27 июня 2019 года подлежит отмене в части взыскания с КУ ЧР "ЦПМСП" в пользу истца компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... за период с 01 октября 2018 года по 03 ноября 2018 года в размере 7344 руб. с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении этих требований. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца на решение суда от 27 июня 2019 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 июня 2019 года отменить в части взыскания с казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в пользу Андреевой Ангелины Сергеевны компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... за период с 01 октября 2018 года по 03 ноября 2018 года в размере 7344 руб. и принять в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Андреевой Ангелины Сергеевны к казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного... за период с 01 октября 2018 года по 03 ноября 2018 года.
Апелляционную жалобу Андреевой Ангелины Сергеевны на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 июня 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи Г.И. Алексеева
А.В. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.