Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н.,
судей Орловой И.Н, Степановой З.А,
при секретаре судебного заседания Карлиной О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике к Иванову Д.Е. о взыскании обязательных платежей, поступившее по апелляционной жалобе Иванова Д.Е. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 10 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Уряднова С.Н, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция ФНС N 5 по Чувашской Республике (далее - МИ ФНС N 5 по ЧР) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Иванову Д.Е. о взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме 48519 руб. 51 коп, мотивируя исковые требования тем, что за ответчиком в 2017 году были зарегистрированы транспортное средство.., за которое начислен транспортный налог за 2017 год в сумме 48 000 руб. и пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога за период с 4 декабря 2018 года по 19 декабря 2018 года в размере 193 руб. 20 коп, а также недвижимое имущество - квартира по адресу: "адрес", за которое начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 325 руб. и пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога за период с 4 декабря 2018 года по 19 декабря 2018 года в сумме 1 руб. 31 коп.
4 июля 2018 году Иванову Д.Е. было направлено налоговое уведомление N об уплате налога за 2017 год с исчисленной суммой к уплате транспортного налога в размере 48000 руб, налога на имущество физических лиц в сумме 325 руб.
В установленный законодательством срок налог им уплачен не был.
В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ Иванову Д.Е. было направлено требование об уплате налога и пени N по состоянию на 20 декабря 2018 года с предложением погасить задолженность в срок до 12 февраля 2019 года.
Указанное требование ответчиком также не было исполнено.
25 февраля 2019 года МИ ФНС N 5 по ЧР обращалась к мировому судье судебного участка N 2 Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа. Указанным судьей 18 марта 2019 года был вынесен такой приказ, однако определением этого же судьи от 4 апреля 2019 года судебный приказ был отменен.
По состоянию на 28 мая 2018 года сумма задолженности по налогам не была уплачена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с Иванова Д.Е. сумму задолженности по обязательным платежам перед бюджетом: транспортный налог за 2017 год в сумме 48 000 руб, налог на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 325 руб, пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 19 декабря 2018 года в сумме 193 руб. 20 коп, пени по налогу на имущество за период с 4 декабря 2018 года по 19 декабря 2018 года в сумме 1 руб. 31 коп.
Чебоксарский районный суд, рассмотрев предъявленные исковые требования, 10 июля 2019 года принял решение, которым постановил:
"Взыскать с Иванова Д.Е. сумму задолженности по обязательным платежам перед бюджетом:
- транспортный налог за 2017 г. в сумме 48 000 руб. 00 коп.
- налог на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 325 руб. 00 коп.;
- пени по транспортному налогу с 04.12.2018 г. по 19.12.2018 г. в сумме 193 руб. 20 коп.;
- пени по налогу на имущество с 04.12.2018г. по 19.12.2018г. в сумме 1 руб. 31 коп. Код налога:
- транспортный налог за 2017 г. в сумме 48 000 руб. КБК 18210604012022100110, ОКТМО 97644442;
- налог на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 325 руб. 00 коп. КБК 18210601030101000110, ОКТМО 97644442;
- пени по транспортному налогу с 04.12.2018 по 19.12.2018 в сумме 193руб. 20 коп. коп.; КБК 18210604012022100110, ОКТМО 97644442;
-пени по налогу на имущество с 04.12.2018г. по 19.12.2018г. в сумме 1 руб. 31 коп. КБК 18210601030102100110, ОКТМО 97644442;
Указанные суммы подлежат зачислению на расчетный счет 40101810900000010005 в Отделение НБ Чувашской Республики (получатель УФК по ЧР (МИ ФНС России N5 по ЧР) БИК 049706001 ИНН 2116810181.
Взыскать с Иванова Д.Е. госпошлину в доход местного бюджета в размере 1 941 руб.".
С принятым по делу решением не согласился административный ответчик Иванов Д.Е, подавший апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с решением суда в части взыскания транспортного налога и пени по транспортному налогу по тому основанию, что автомобиль выбыл из его владения 26 декабря 2016 года, что подтверждается договором купли-продажи, представленным им суду. Полагает, что нет его вины в непостановке покупателем транспортного средства на учет на свое имя.
МИ ФНС N 5 по ЧР представила письменные возражения на апелляционную жалобу административного ответчика, в которых просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Иванов Д.Е. не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного истца МИ ФНС N 5 по ЧР Осипов А.В. в судебном заседании требования, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу административного ответчика, поддержал.
Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, проверив решение суда в соответствии требованиями ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны в установленные законом сроки уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 1 ст.362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, за административным ответчиком в период с 17 апреля 2016 года по 24 января 2018 года в органах ГИБДД числилось зарегистрированным транспортное средство...
Налоговой инспекцией на основании сведений поступивших из ОГИБДД за налоговый период (2017 год) был начислен транспортный налог на зарегистрированное в органах ОГИБДД на имя Иванова Д.Е. транспортное средство...
По состоянию на 28 мая 2018 года за налогоплательщиком Ивановым Д.Е. числится задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 48 000 руб, на которую начислена пени за период с 4 декабря 2018 года по 19 декабря 2018 года в сумме 193 руб. 20 коп.
Расчет этой задолженности административным ответчиком не оспорен.
Установив указанные обстоятельства, проанализировав действующее законодательство о налогах и сборах, суд пришел к выводу о том, что, поскольку за Ивановым Д.Е. в 2017 году было зарегистрировано транспортное средство, он является лицом, обязанным уплачивать транспортный налог.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, основанными на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Довод апелляционной жалобы Иванова Д.Е. о том, что начисление на него транспортного налога за 2017 год является незаконным, поскольку новый собственник автомобиля не исполнил свою обязанность по постановке транспортного средства на учет, не может повлечь отмены принятого по делу решения. Этот довод лишь свидетельствует о неправильном толковании административным ответчиком положений действующего законодательства.
Как указано выше, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога налоговым законодательством поставлена в зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия (или отсутствия) у лица транспортного средства.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, прежний собственник транспортного средства в случае его продажи не лишен права прекратить регистрацию транспортного средства за собой.
Согласно п. 56.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент) изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства.
Вместе с тем, в соответствии с п.60.4 этого же Административного регламента регистрация транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Из указанных положений Административного регламента следует, что каких-либо препятствий для прекращения регистрации автомобиля... за административным ответчиком у Иванова Д.Е. после продажи им транспортного средства 26 декабря 2016 года не имелось.
Учитывая, что решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно, оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Иванова Д.Е. не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, районным судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Иванова Д.Е. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 10 июля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Уряднов
Судьи: И.Н. Орлова
З.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.