Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев жалобу Кандейкина П.В. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 1 Красночетайского района Чувашской Республики от 27 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ООО "КСО "Красночетайская" Кандейкина П.В.,
установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 1 Красночетайского района Чувашской Республики от 27 июня 2019 года генеральный директор ООО "КСО "Красночетайская" Кандейкин П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В апелляционном порядке указанное постановление не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, Кандейкин П.В. просит постановление мирового судьи отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Таким образом, обязанность, предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Аналогичные требования закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 названной статьи).
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Красночетайского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено следующее.
Распоряжением администрации Красночетайского района Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 393 ФИО1 принята на должность муниципальной службы ведущим специалистом - экспертом отдела экономики, имущественных и земельных отношений администрации района с 26 декабря 2012 года.
Распоряжением администрации от 8 июля 2013 года N 188 ФИО1 переведена на должность ведущего специалиста-эксперта в отдел общественной инфраструктуры и ЖКХ с 8 июля 2013 года, распоряжением от 6 февраля 2014 года N 34 - ведущим специалистом-экспертом отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ.
Указанная должность согласно постановлению главы администрации Красночетайского района Чувашской Республики N 325 от 20 июня 2013 года "Об утверждении перечня должностей муниципальной службы администрации Красночетайского района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие Красночетайского района обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (в редакции от 13 ноября 2014 года, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "КСО "Красночетайская" к административной ответственности) включена в Перечень должностей муниципальной службы в администрации Красночетайского района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации Красночетайского района обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также в утвержденный постановлением администрации Красночетайского района N 359 от 26 июля 2012 года Перечень должностей муниципальной службы в администрации Красночетайского района Чувашской Республики, после увольнения с которых граждане в течение двух лет имеют право замещать на условиях трудового договора должности или выполнять работы (оказывать услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско - правового договора в организациях, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Таком образом, должность, на которую была назначена ФИО1, подпадает под требования части 4 статьи 12 ФЗ N 273-ФЗ и накладывает на работодателя обязанность по сообщению в 10-дневный срок на протяжении двух лет после её увольнения с муниципальной службы в установленном законом порядке по последнему месту службы о принятии на работу бывшего муниципального служащего.
После увольнения 2 сентября 2016 года из администрации Красночетайского района ФИО1 приказом N 6 от 3 июля 2017 года принята на работу в ООО "КСО "Красночетайская" на должность инженера ПТО (производственно-технического отдела), о чем оформлена запись в трудовой книжке. 23 августа 2017 года в трудовую книжку на основании приказа N 4 от 23 августа 2017 года внесена запись об увольнении ФИО1 в соответствии со статьей 77 части 1 пункта 3 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д 49).
Согласно информации Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ от 3 мая 2018 года в региональной базе данных на застрахованное лицо ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сведения для включения в индивидуальный лицевой счет за июль и август месяцы 2017 года предоставлены страхователем - ООО "КСО "Красночетайская".
Таким образом, принимая во внимание оформление приказов о приеме на работу и увольнении на основании положении Трудового кодекса Российской Федерации, внесение записей в трудовую книжку, осуществление пенсионных отчислений за работника ФИО1, между ФИО1 и ООО "КСО "Красночетайская" сложились трудовые отношения, регулируемые Трудовым кодексом Российской Федерации.
Трудовой договор с ФИО1 в письменной форме не оформлен, однако согласно статье 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Таким образом, между сторонами фактически заключен трудовой договор.
По данному факту 21 июня 2019 года постановлением и.о. прокурора Красночетайского района в отношении должностного лица - генерального директора ООО "КСО "Красночетайская" Кандейкина П.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина директора ООО "КСО "Красночетайская" Кандейкина П.В. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 июня 2019 года, распоряжением главы администрации Красночетайского района Чувашской Республики ФИО2 от 26 декабря 2012 года N 393 о приеме на работу ФИО1, распоряжением главы администрации Красночетайского района Чувашской Республики ФИО2 от 8 июля 2013 года N 188 о переводе ФИО1 на другую работу, распоряжением главы администрации Красночетайского района Чувашской Республики ФИО2 от 6 февраля 2014 года N 34 о переводе ФИО1 на другую работу; распоряжением главы администрации Красночетайского района Чувашской Республики ФИО2 от 2 сентября 2016 года N 278 об увольнении ФИО1 с работы, должностной инструкцией главного специалиста - эксперта отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Красночетайского района от 15 июля 2014 года N 3, копией трудовой книжки ФИО1, письменными объяснениями ФИО1 о трудоустройстве в ООО "КСО "Красночетайская", выпиской из ЕГРЮЛ ООО "КСО "Красночетайская" и иными доказательствами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении мировой судья правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО "КСО "Красночетайская" Кандейкина П.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.
Довод жалобы Кандейкина П.В. об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку ФИО1 проработала в ООО "КСО "Красночетайская" всего лишь 2 месяца, о предыдущем месте работы она не сообщала, а также, что стоимость её услуг не превышала 100000 рублей, а следовательно, она не подпадала под действие Федерального закона о противодействии коррупции, не могут быть приняты во внимание.
Так, на момент поступления на работу в трудовой книжке ФИО1 имелись сведения о замещении должности муниципальной службы.
Предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы,
Утверждение заявителя о заключении с ФИО1 договора оказания услуг от 3 июля 2017 года на срок с 3 июля 2017 года по 23 августа 2017 года противоречит установленным фактическим обстоятельствам дела, согласно которым между ФИО1 и ООО "КСО "Красночетайская" в рассматриваемый период сложились трудовые отношения и фактически заключен трудовой договор, и свидетельством наличия обстоятельств, исключающих административную ответственность генерального директора ООО "КСО "Красночетайская" Кандейкина П.В, не является.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятого по делу постановления.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, который в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел составляет шесть лет, соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 19.29 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 1 Красночетайского района Чувашской Республики от 27 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ООО "КСО "Красночетайская" Кандейкина П.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Чувашской Республики Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.