Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Медведкиной В.А.
Судей
Князевой О.Е.
Петровой А.В.
При секретаре
Параконном А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 06 мата 2019 года по гражданскому делу N 2-790/2019 по иску прокурора Зеленоградского Административного округа Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью "Агроторг" о возложении обязанности провести мероприятия по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности торговых объектов.
Заслушав доклад судьи Князевой О.Е, объяснения представителя истца Ермаковой Е.С, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зеленоградского Административного округа Москвы обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - ООО "Агроторг"), просил обязать ответчика провести категорирование объектов - торговых центров сети "Пятерочка", расположенных по адресам: "адрес", а также обязать ООО "Агроторг" в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объектов разработать паспорта безопасности объектов - торговых центров сети "Пятерочка", расположенных по адресам: "адрес"
В обоснование требований указано, что прокуратурой округа в рамках осуществления надзора за обеспечением антитеррористической защищенности объектов массового пребывания граждан проведена проверки антитеррористической защищенности торговых центров сети "Пятерочка" (ООО "Агроторг"), расположенных по адресам: "адрес"
Указанные торговые объекты включены в Перечень торговых объектов, расположенных на территории Зеленоградского административного округа Москвы, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности.
До настоящего времени категорирование указанных объектов не проведено, паспорта антитеррористической защищенности объектов не оформлены.
Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиком установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан. Непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушают права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2019 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал ООО "Агроторг" провести категорирование объектов - торговых центров сети "Пятерочка", расположенных по адресам: "адрес".
Обязал ООО "Агроторг" в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объектов разработать паспорта безопасности объектов - торговых центров сети "Пятерочка", расположенных по адресам: "адрес"
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считая его необоснованным, указывая на то, что у ответчика обязанность по категорированию объектов и разработке паспортов безопасности объектов не возникла, ввиду не направления уведомления о включении торгового объекта в перечень объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты. Просил постановить по делу новый судебный акт об отказе в исковых требования в полном объеме.
Представитель ООО "Агроторг" о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее - Требования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)", разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
Представители уполномоченных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления включаются в состав комиссии по согласованию. Учитывая значительное количество торговых объектов в субъектах Российской Федерации, подлежащих обследованию и категорированию, и значительно меньшее количество специалистов уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Минпромторг России полагает целесообразным обязать правообладателя торгового объекта (территории) информировать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о присвоенной комиссией торговому объекту (территории) категории. Данное предложение учтено вносимыми в постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 изменениями.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 13 указанного Постановления всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что прокуратурой округа в рамках осуществления надзора за обеспечением антитеррористической защищенности объектов массового пребывания граждан проведена проверки антитеррористической защищенности торговых центров сети "Пятерочка" (ООО "Агроторг"), расположенных по адресам: "адрес"
Указанные торговые объекты включены в Перечень торговых объектов, расположенных на территории Зеленоградского административного округа Москвы, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности.
Перечень торговых объектов, расположенных на территории Зеленоградского административного округа Москвы и подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности, утвержден префектом Зеленоградского АО г.Москвы 13 апреля 2018 года.
Требования о необходимости провести категорирование объектов и оформить паспорта антитеррористической защищенности объектов направлялись директорам магазинов сети "Пятерочка", расположенных по вышеуказанным адресам, главами Управ районов округа в апреле 2018 и июне 2018.
До настоящего времени категорирование указанных объектов не проведено, паспорта антитеррористической защищенности объектов не оформлены.
Разрешая спор, суд первой инстанции, изучив представленные сторонами в материалы дела доказательства, проанализировав все установленные по делу обстоятельства, исходил из того, что выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиком установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан, непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушают права неопределенного круга лиц и представляют угрозу для граждан и общества, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца.
Оснований не соглашаться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 Требований постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N 1273 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и координацию данной деятельности.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, руководствуясь критериями, изложенными в пункте 12 Требований, на основе предложений органов местного самоуправления формирует перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
Утверждается Перечень высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, являющимся председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 14 указанного Постановления, для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований настоящих требований.
Следовательно, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения Перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный Перечень.
На основании данного уведомления правообладатель торгового объекта (территории) в течение 1 месяца создает комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта (территории).
Из материалов дела усматривается, что уведомления о включении объектов в Перечень торговых объектов, расположенных на территории района Крюково города Москвы, и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности и о выполнении комплекса мероприятий были вручены уполномоченным представителям ООО "Агроторг", оснований сомневаться, в том, что лица, фактически принявшие уведомления и поставившие свою подпись в подтверждение факта получения соответствующих уведомлений, были уполномочены на получение уведомлений, у судебной коллегии не имеется.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы судебного решения, а также на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь положениями статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.