Дата вступления в законную силу - 23 августа 2019 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Акшибаевой В.В., с участием генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Жилпромстрой" Трафимова А.П., представителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора - государственного инспектора отдела промышленного и государственного энергетического надзора по Республике Калмыкия Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Очирова Э.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Очирова Э.Г на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении (N *), предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
установил:
13 июня 2019 года государственным инспектором отдела промышленного и государственного энергетического надзора по Республике Калмыкия Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Очировым Э.Г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Жилпромстрой" (далее - ООО "Жилпромстрой", Общество) составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июня 2019 года производство по делу об административном правонарушении (N *), предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении указанного Общества прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе представитель Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжского управления Ростехнадзора) Очиров Э.Г. просит об отмене постановления судьи. Указывает, что ООО "Жилпромстрой" зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов Нижне-Волжского управления Ростехнадзора как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект - участок механизации; прокуратурой города Элисты выявлены нарушения требований промышленной безопасности, в том числе связанные с эксплуатацией данным юридическим лицом крана стрелового автомобильного * в строительстве многоквартирного дома по ул. *, осуществляемого данным Обществом; факт эксплуатации подтверждается фотографией из сети Интернет. Выявленные нарушения создают угрозу жизни, здоровью граждан, причинения вреда животным, растениям, окружающей среде.
В судебном заседании представитель Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Очиров Э.Г. поддержал доводы жалобы, просил об отмене постановления судьи и назначении Обществу административного наказания в виде административного приостановления деятельности Общества в части эксплуатации крана стрелового автомобильного *.
Генеральный директор ООО "Жилпромстрой" Трафимов А.П. в судебном заседании поддержал свой письменный отзыв на жалобу должностного лица и просил отказать в ее удовлетворении, оставив без изменения обжалуемое судебное решение.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы судебного производства по делу об административном правонарушении N *, иные материалы, поступившие из Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, прихожу к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 7 мая 2019 года заместителем прокурора города Элисты Г. на основании поручения прокуратуры Республики Калмыкия вынесено решение о проведении в отношении ООО "Жилпромстрой" проверки соблюдения требований законодательства в сфере промышленной безопасности, охраны труда в связи с публикацией в сети Интернет фотоиллюстрации с изображением лежащего на земле автокрана вблизи от строительной площадки многоквартирного дома по ул. *. По результатам проверки 21 мая 2019 года указанным должностным лицом на основании п. 39 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ материалы направлены заместителю руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в связи с наличием в действиях Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения данных материалов государственным инспектором отдела промышленного и государственного энергетического надзора по Республике Калмыкия Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Очировым Э.Г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Жилпромстрой" 13 июня 2019 года составлен протокол N * по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, который в тот же день с материалами дела определением данного должностного лица передан на рассмотрение в Элистинский городской суд в связи с необходимостью применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности Общества в части эксплуатации крана стрелового автомобильного *, * г.в, зав. N *, рег. N *.
Согласно указанному выше протоколу об административном правонарушении по результатам проведения проверки ООО "Жилпромстрой" установлены следующие нарушения требования промышленной безопасности:
1) ст. 9, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - допущена эксплуатация крана стрелового автомобильного *, год изг. * г, зав. N *, рег. N * с просроченным сроком службы (срок след. обследования - сентябрь 2018 г.);
2) ст. 147 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ - кран стреловой автомобильный *, год изг. * г, зав. N *, рег. N *, не снят с учета в связи с передачей другому владельцу;
3) ст. 9.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ - у машиниста крана Л. (удост. N * от 26.06.2006 г.) просрочена очередная проверка знаний;
4) ст. 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ - не осуществляется производственный контроль за безопасной эксплуатацией ПС в составе ОПО в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. N 263;
5) ст. 150 (а) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ - не установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание ПС, грузозахватных органов, приспособлений и тары в работоспособном состоянии;
6) ст. 150 (б) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ - не обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены;
7) ст. 150 (г) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ - не разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования;
8) ст. 150 (д) Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ - не обеспечено наличие у специалистов настоящих ФНП, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации ПС, у персонала - производственных инструкций;
9) ст. 150 (д) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ - не созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требований настоящих ФНП, должностных инструкций, персоналом - производственных инструкций.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ООО "Жилпромстрой" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, судья городского суда указал на отсутствие в материалах дела доказательств эксплуатации Обществом опасного производственного объекта - крана стрелового автомобильного *. В обоснование такого вывода судья сослалась на объяснения генерального директора ООО "Жилпромстрой" Трафимова А.П. о том, что возглавляемое им Общество осуществляет строительство многоквартирного дома по адресу: *; в апреле 2019 года за территорией строительства находился на ремонте кран стреловой автомобильный *, принадлежащий ему лично.
Оценивая данный вывод судьи, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).
Часть 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону; согласно пункту 2 указанной статьи опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Приложение N 1 "Опасные производственные объекты" (к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относит, в том числе объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ установлено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
На основании положений п. 1 ст. 4 названного Закона, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Из п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ следует, что федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу требований п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. В соответствии с п. 2 данной статьи работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 раздела 1 "Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности"), федеральные нормы и правила (далее - ФНП) устанавливают необходимые требования к: деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее также - подъемные сооружения, подъемные средства, ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела 1 названных Правил требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются грузоподъемные краны всех типов.
Приложением N I к Правилам определены термины и определения, применяемые Правилами, согласно которым эксплуатирующая организация - юридическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель осуществляющие эксплуатацию ОПО, составляющими которых являются, в том числе и ПС, подлежащие учету в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, на праве собственности или аренды, или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 (ред. от 28.02.2018) "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" в государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты. Информация об объектах классифицируется также по следующим разделам: а) признаки объектов, по которым они отнесены к опасным производственным объектам в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; а(1)) классы опасности объектов; б) виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии; в) ведомственная принадлежность объектов; г) территориальная принадлежность объектов.
В соответствии с п. 14 Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 (ред. от 09.04.2018) "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра: 1) документы, которые содержат сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем, индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные: а) наименование и место нахождения опасного производственного объекта; б) признаки опасности опасного производственного объекта; в) класс опасности опасного производственного объекта; г) классификация опасного производственного объекта; д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта; е) полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей организации; ж) реквизиты опасного производственного объекта и
регистрирующего органа; з) наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта; и) краткая характеристика опасности опасного производственного объекта; к) наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе), заводские номера (в случае наличия) технических устройств, наименование опасного вещества, взрывоопасных пылевоздушных смесей, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте; л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию; м) числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта; а также иные материалы.
Исходя из особенностей конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках производства по данному делу, является установление факта принадлежности опасного производственного объекта, на котором выявлено соответствующее нарушение, лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Как следует из представленных административным органом сведений реестра опасных производственных объектов, ООО "Жилпромстрой" зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов (рег. номер *, дата регистрации - *.*.2016 г.) как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект - участок механизации, класс опасности - IV, адрес местоположения - *, к виду надзора отнесена эксплуатация подъемных сооружений, в состав которых входят следующие технические устройства: 1) грузоподъемный кран гусеничный *, * г. ввода в эксплуатацию, 2) кран стреловой *, * г. ввода в эксплуатацию, 3) грузоподъемный кран пневмоколесный *, * г. ввода в эксплуатацию.
Таким образом, вопреки выводу судьи в обжалуемом постановлении опасным производственным объектом, эксплуатируемым Обществом, является участок механизации, сведения о котором имеются в реестре ОПО, а не кран стреловой автомобильный *, в связи с чем суждение об отсутствии доказательств эксплуатации данным Обществом опасного производственного объекта, не основано на фактических обстоятельствах дела. Поскольку в реестре опасных производственных объектов отражены сведения о 3 технических устройствах - подъемных сооружениях, находящихся в процессе эксплуатации Обществом, содержащиеся в п. 4-9 протокола об административном правонарушении сведения о нарушении юридическим лицом требований федерального законодательства о промышленной безопасности, касающиеся производственного контроля, технического состояния используемых устройств, а также требований к специалистам и персоналу, подлежали тщательной проверке судьей при рассмотрении дела по существу. Вместе с тем, при наличии объяснений генерального директора Общества Трафимова А.П. об отсутствии необходимой документации, подтверждающей соблюдение таких требований, судьей сделан преждевременный вывод об отсутствии состава административного правонарушения в деянии юридического лица.
Кроме того, согласно Приложению N 1 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", термин "эксплуатация" - стадия жизненного цикла ПС, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация ПС включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт. Таким образом, установленные законодательством требования безопасности подлежат соблюдению и в стадии ремонта ПС.
Из пояснений в настоящем судебном заседании генерального директора Общества Трафимова А.П, не отрицавшего изображение принадлежащего ему лично автокрана * на скриншоте фотографии, имеющейся в материалах дела, следует, что на момент выезда работником прокуратуры г. Элисты для проверки на строительную площадку Общества по адресу *, данный кран находился на территории этого объекта на ремонте. Поскольку, как следует из пояснений Очирова Э.Г, составившего протокол об административном правонарушении, последний не участвовал в обследовании территории расположения указанного автокрана, существенное значение для разрешения вопроса о доказанности либо недоказанности эксплуатации Обществом данного ПС имеет выяснение вопроса об обстоятельствах проведения проверки непосредственно сотрудником прокуратуры г. Элисты (участие в непосредственном осмотре автокрана с целью установления обстоятельств эксплуатации автокрана, результаты такого осмотра либо иных проверочных мероприятий с указанной целью).
Таким образом, судьей городского суда не принято необходимых и достаточных мер к установлению обстоятельств, имеющих правовое значение для рассмотрения дела по существу, что повлекло неправильную оценку доказательств и свидетельствует о существенном нарушении положений ст. ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ, не позволившем полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, постановление по настоящему делу об административном правонарушении подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с учетом доводов, содержащихся в представленных сторонами жалобе и отзыве на жалобу, необходимо решить вопрос о наличии или отсутствии события правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Жилпромстрой" отменить, дело направить на новое рассмотрение в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Жалобу представителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Очирова Э.Г. удовлетворить.
Судья С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.