Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.
судей Криволаповой Е.А, Ситьковой О.Н,
при секретаре судебного заседания П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.М.Р, действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка Т.С.Р, к Министерству здравоохранения Ставропольского края о понуждении к бесплатному лекарственному обеспечению по медицинским показаниям по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Ставропольского края по доверенности Х.С.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 12 августа 2019 года. Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В, судебная коллегия
установила:
К.М.Р. обратилась в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего ребенка Т.С.Р. к Министерству здравоохранения Ставропольского края о понуждении к бесплатному лекарственному обеспечению по медицинским показаниям.
В обоснование заявленных требований указано, что Т.С.Р. установлен диагноз заболевания: "Наследственная тубулопатия. Нефропатический цистиноз. Вторичный синдром де Тони-Дебре-Фанкони. Кератопатия. Хроническая болезнь почек II стадия". Диагноз поставлен в ФГАУ "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Цистиноз - редкое генетически обусловленное заболевание, характеризующееся накоплением специального метаболита в разных тканях и органах, таких как роговице, конъюнктиве, костном мозге, лимфатических узлах, лейкоцитах и внутренних органах. При отсутствии необходимого лечения смерть от уремии или случайной инфекции при цистинозе наступает обычно в возрасте до 10 лет. Заболевание значится в Перечне редких (орфанных) - заболеваний, опубликованном Минздравом России под N 107 (перечень от 4.02.2019 г.).
По медицинским показаниям Т.С.Р. необходима терапия препаратом Цистеамина гидрохлорид 0,5% (Цистадропс) - глазные капли - по 1капле х 4 раза в день - непрерывно, длительно.
Обеспечение жителей Ставропольского края лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания организует Минздрав Ставропольского края. В связи с чем межрегиональная общественная организация инвалидов "Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям", обладая законодательно предоставленными полномочиями, на основании Устава организации, по просьбе К.М.Р. в интересах ребенка Т.С.Р, неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения Ставропольского края с ходатайством обеспечить Т.С.Р. препаратом Цистадропс.
Министерство здравоохранения Ставропольского края своим письмом от 10 мая 2018 г. N 01-13/3661 сообщило, что после получения от медицинской организации по месту жительства ребенка необходимой документации будут организованы процедуры по закупке препарата "Цистадропс" в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Суть следующего письма ответчика (от 25 января 2019года N Б-232-10) сводится к тому, что Минздрав Ставропольского края не намерен принимать меры по обеспечению малолетнего ребенка-инвалида препаратом "Цистадропс", указывая при этом формальные причины: диагноз Т.С.Р. не относится к орфанным заболеваниям; Цистадропс не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, утв.распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018г. N 2738-р.
В итоге Т.С.Р. до настоящего времени остается без терапии препаратом Цисдадропс". Необеспечение ребенка-инвалида лекарственным препаратом, назначенным по жизненным показаниям, - нарушение конституционного права на охрану здоровья. Заболевание ребенка имеет прогрессирующее течение. Отсутствие лечения Цистадропсом неминуемо влечет ухудшение состояния здоровья С, а именно, полную потерю зрения.
Врачебный консилиум ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России, принимая во внимание прогрессирующий характер течения болезни, приводящий к развитию терминальной стадии хронической почечной недостаточности и тяжелой кератопатии, постановилразрешить ребенку Т.С.Р. к индивидуальному применению по жизненным оказаниям незарегистрированный на территории Российской Федерации препарат инстеамина в виде глазных капель цистеамина гидрохлорида ("Цистадропс") 0,55% 1,6 мл/сутки. Годовая потребность в препаратах: 15 упаковок Цистагона (капсулы по 150 мг N 10 и 54 флакона Цистадропса (флаконы по 5 мл) (заключение от 01 октября 2018 года).
Данная терапия направлена на предупреждение ряда инвалидизирующих осложнений, в том числе офтальмологических. Терапия Цистадропсом является единственным эффективным методом лечения больных с кератопатией (цистиноз).
Согласно заключения врача-офтальмолога ФГАУ "НМИЦ ЗД" МинздраваРФ от 24.10.2018 Т.С.Р. показаны к применению глазные капли Цистадропс по 1 кап. 3-4 раза 5 в день, в оба глаза, постоянно.
К.М.Р..Р. была информирована о порядке приема препарата, о его возможных побочных действиях, а также об ожидаемой эффективности терапии названным препаратом и его опасности.
4 июля 2018 года истица обратилась в ГБУЗ "Кисловодская ГДБ" с заявлением об организации работы врачебной комиссии с целью принятия решения о необходимости терапии по жизненным показаниям своей дочери С. препаратом Цистадропс. Была ли проведена врачебная комиссия, ей неизвестно, поскольку копия протокола врачебной комиссии на руки не была выдана несмотря на ее письменное заявление об этом.
31 октября 2018 года истица вновь обратилась с аналогичным заявлением в ГБУЗ "Кисловодская ГДБ". Но и в этот раз ее просьба была проигнорирована.
На основании вышеизложенных положений законодательства РФ и с учетом заключения консилиума ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" МЗ РФ Министерство здравоохранения Российской Федерации выдало разрешительные документы ПАО "Фармимэкс" на ввоз лекарственного препарата "Цистадропс" для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям пациентке Т.С.Р. (заключение от 22 ноября 2018 года NШ/2018/20-2-1146).
Считает, что права ребенка-инвалида Т.С.Р. на получение жизненно необходимого лекарственного средства Цистадропс нарушенными.
Просила суд обязать Министерство здравоохранения Ставропольского края обеспечивать Т.С.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жизненным показаниям бесплатно препаратом Цистадропс в виде глазных капель в соответствии с медицинскими показаниями.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 12августа 2019 года исковые требования К.М.Р, действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка Т.С.Р, к Министерству здравоохранения Ставропольского края о понуждении к бесплатному лекарственному обеспечению по медицинским показаниям удовлетворены. Суд обязал Министерство здравоохранения Ставропольского края обеспечивать Т.С.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жизненным показаниям бесплатно препаратом Цистадропс в виде глазных капель в соответствии с медицинскими показаниями.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель ответчика Министерства здравоохранения Ставропольского края по доверенности Х.С.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Ссылается на то, что Министерство обеспечило ребенка Т.С.Р. незарегистрированным на территории Российской Федерации препаратом Цистагон для лечения основного заболевания, а также лекарственными препаратами, зарегистрированными на территории РФ, для лечения сопутствующих заболеваний. Учитывая, что в медицинской документации Т.С.Р. отсутствует информация о состоянии зрения ребенка, принято решение провести консилиум на базе ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" в специализированном отделении, о чем проинформирована мать ребенка - К.М.Р. До настоящего времени законные представители ребенка не выразили желания прибыть для проведения консилиума. Согласно последнего медицинского заключения ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Минздрава России рекомендованы консультации специалистов офтальмолога, нефролога, педиатра по месту проживания. По сведениям ГБУЗ СК "Кисловодская ГДБ" данные указания К.М.Р. в отношении Т.С.Р. не исполняет.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со статьей 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной в городе Санкт-Петербурге 29 октября 1994 года на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах; обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняют льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами протезирования инвалидов, малоимущих, а также других категорий граждан в соответствии с национальным законодательством.
В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 года Генеральной Ассамблеей ООН, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности (Правило 2 пункт 6).
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения данный Федеральный закон определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пункты 1 и 3 статьи 1).
Указанный Федеральный закон впервые на законодательном уровне определилпонятие "редкие (орфанные) заболевания" и предусмотрел специальные правила оказания медицинской помощи гражданам, ими страдающим.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 15 Закона N 323-ФЗ организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает своим субъектам, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются ввиде субвенций из федерального бюджета. Пункт 10 статьи ст. 16 гласит, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона;
Из содержания письма Министерства здравоохранения РФ от 08.07.2013 N21/6/10/2-4878 "О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств субъектов РФ" следует, что Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
В Перечень редких (орфанных) заболеваний/группа по МКБ-10 -Синонимы и названия редких болезней, принятые в русскоязычной литературе и справочниках, входящие в данную группу, включены - Нарушения транспорта аминокислот. Цистиноз. Цистинурия. Болезнь Хартнупа, Синдром де Тони-Дебре-Фанкони, Синдром Фанкони(-де Тони)(-Дебре). Болезнь Хартнапа. Синдром Лоу, группа Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ E72.
В соответствии с законодательством Российской Федерации дети-инвалиды обеспечиваются лекарственными препаратами бесплатно (за счет субъектовРФ), независимо от факта регистрации препаратов на территорииРФ. Препарат назначен ребенку по жизненным показаниям, имеется решение консилиума врачей и врачебной комиссии НИКИ Педиатрии Минздрава России.
Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетнему ребенку истицы Т.С.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен диагноз редкого (орфанного) заболевания: "Наследственная тубулопатия. Нефропатический цистиноз. Вторичный синдром де Тони-Дебре-Фанкони. Кератопатия. Хроническая болезнь почек II стадия".
Диагноз поставлен в ФГАУ "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения РФ в г. Москве на основании лабораторных исследований и клинической картины заболевания.
По медицинским показаниям Т.С.Р. необходима терапия препаратом Цистеамина гидрохлорид 0,5% (Цистадропс) - глазные капли - по 1 капле х 4 раза в день - непрерывно, длительно.
Согласно протоколу заседания врачебного консилиума ФГАУ "НМИЦ" здоровья детей" Минздрава России от 01.10.2018 в связи с установленным диагнозом "Нефропатический цистиноз" ребенку Т.С.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, разрешен к индивидуальному применению по жизненным показаниям незарегистрированный на территории Российской Федерации препарат "Цистадропс".
Врачебный консилиум ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России, принимая во внимание прогрессирующий характер течения болезни, приводящий к развитию терминальной стадии хронической почечной недостаточности и тяжелой кератопатии, постановилразрешить ребенку Т.С.Р. к индивидуальному применению по жизненным оказаниям незарегистрированный на территории Российской Федерации препарат инстеамина в виде глазных капель цистеамина гидрохлорида ("Цистадропс") 0,55% 1,6 мл/сутки. Годовая потребность в препаратах: 15 упаковок Цистагона (капсулы по 150 мг N 10 и 54 флакона Цистадропса (флаконы по 5 мл) (заключение от 01 октября 2018 года).
Данная терапия направлена на предупреждение ряда инвалидизирующих осложнений, в т.ч. офтальмологических.
В интересах истицы МБООИ "Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям" было направлено письмо от 18.08.2018 в Министерство здравоохранение Ставропольского края о возможности обеспечения Т.С.Р. незарегистрированным лекарственным средством Цистадропс.
Министерство здравоохранения Ставропольского края своим письмом от 10 мая 2018 г. N сообщило, что в 2018 году Т.С.Р. по медицинским показаниям за счет средств бюджета Ставропольского края обеспечивается незарегистрированным на территории Российской Федерации препаратом Цистагон. В адрес Министерства не поступали обращения от законных представителей ребенка Т.С.Р. по обеспечению препаратом Цистадропс. Также отсутствуют обращения по обеспечению Т.С.Р. - зарегистрированным на территории России препаратом Цистадропс от медицинской организации по месту жительства ребенка.
Согласно врачебному заключению ФГАУ "НМИЦ" здоровья детей" Минздрава России от 21.05.2019 глазные капли "Цистадропс" рекомендованы ребенку Т.С.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Своим письмом от 25.01.2019 г. Министерство здравоохранения Ставропольского края сообщило, что диагноз Т.С.Р. не относится к орфанным заболеваниям; Цистадропс не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, утв. распоряжением ПравительстваРФ от 10.12.2018г. N 2738-р.
Согласно консультации врача-офтальмолога ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Минздрава России от 22.03.2018г. рекомендованы только глазные капли Баларпан Н по 1 капле 3раза день 1 месяц, 1 месяц-перерыв.
По заявке ГБУЗ СК "Кисловодская детская городская больница" закуплен препарат Баларпан Н - буп. для лечения сопутствующей офтальмологической патологии.
По состоянию на 8 апреля 2019 года для обеспечения ребенка ТековойС.Р. законными представителями получена только 1 упаковка указанного препарата. От получения остального количества закупленного препарата законные представители ребенка отказываются.
Согласно медицинского заключения ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Минздрава России, в условиях медицинской организации проведено лечение препаратами Цистагон (закупался министерством края для льготного обеспечения Т.С.В.), 5% раствором NаНС03, 4% раствором КСL, препаратами фосфора, Альфакальцидол, Элькар, L-тироксин. Таким образом в условиях стационара препарат Цистадропс ребенком не применялся, а был рекомендован при выписке. После проведенного лечения, состояние ребенка стабильно. Министерство готово организовать льготное обеспечение ребенка зарегистрированными на территории России лекарственными препаратами, терапия которыми была проведена в условиях ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Минздрава России.
Однако согласно ответа Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" от 7.08.2019 незарегистрированный в РФ препарат "Цистодропс" глазные капли назначены ребенку по жизненным показаниям, для предотвращения слепоты. Отмене и замене не подлежит.
Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что необеспечение ребенка названным лекарственным препаратом, необходимым ей для лечения по жизненным показателям, ведет к нарушению её конституционных прав на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья, в связи с чем признал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. В отношении механизма реализации права на обеспечение лекарственным препаратом суд посчитал необходимым указать на необходимость обеспечения данным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями, поскольку физическое состояние здоровья ребенка истца, внедрение новых технологий и форм лечения не предполагает неизменности на будущее время.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
С учетом характера заболевания ребенка Т.С.Р. и учитывая, что промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению его здоровья, суд обоснованно обратил решение к немедленному исполнению.
Таким образом, обязанность по обеспечению Т.С.Р. по жизненным показаниям бесплатно препаратом Цистадропс в виде глазных капель в соответствии с медицинскими показаниями лежит на Министерстве здравоохранения Ставропольского края.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что подлежат удовлетворению исковые требования К.М.Р, действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка Т.С.Р, об обязании Министерства здравоохранения Ставропольского края обеспечить Т.С.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жизненным показаниям бесплатно препаратом Цистадропс в виде глазных капель в соответствии с медицинскими показаниями.
Согласно разъяснению, содержащемуся в определении Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 1054-О при проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 ст. 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", отсутствие прямого указания на полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, в перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не может рассматриваться в системе действующего правового регулирования как не предполагающее обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации организовать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственное обеспечение соответствующих категорий граждан, поскольку в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
Иное означало бы снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера их заболевания.
Приведенные конституционные положения, рассматриваемые с учетом конституционной природы Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), предполагают возложение ответственности за осуществление социальных функций, в том числе в области здравоохранения, как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, сохраняющих свою силу (определения от 1 декабря 2005 года N 462-О, от 2 февраля 2006 года N 56-О, от 11 июля 2006 года N 353-О, от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, от 1 марта 2007 года N 129-О-П, от 4 декабря 2007 года N 965-О-П, от 19 января 2010 года N 13-О-О и др.).
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, определение Российской Федерацией полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, связанным с реализацией функций социального государства, не означает, что Российская Федерация тем самым перестает нести ответственность за состояние дел в соответствующей сфере (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 27 декабря 2005 года N 502-О и от 16 ноября 2006 года N 508-О). Напротив, в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей67ГПКРФ.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность и обоснованность решения суда.
Разрешая исковые требования и принимая обжалуемое судебное постановление, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства здравоохранения Ставропольского края по доверенности Х.С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.