И.о. председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ташуев М.З., рассмотрев жалобу Шахвердян Амалии Аршавировны, на постановление судьи Прохладненского районного суда КБР от 29.08.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Шахвердян Амалии Аршавировны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Прохладненского районного суда КБР от 29.08.2018 г. гражданка Республики Армения Шахвердян Амалия Аршавировна, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
9 сентября 2019 года в Верховный Суд КБР поступила жалоба Шахвердян Амалии Аршавировны, в которой она ставит вопрос об изменении постановления судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.08.2018 г. путем исключения из него указания на её выдворение за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" В силу пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно пункту 2 указанной статьи временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данной нормой.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.03.2017 года гражданка Республики Армения Шахвердян А.А. прибыла на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы. Проживала в городе Прохладном КБР, получив временное разрешение на пребывание на территории РФ на 90 суток, этот срок истек 06.06.2017года, однако в установленном законом порядке не был продлен. 29 августа 2018 года Шахвердян А.А. была задержана сотрудниками полиции в "адрес", за нарушение правил миграционного законодательства. 29.08.2018года должностным лицом ОВМ МО МВД России по Прохладненскому району КБР в отношении Шахвердян А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации, выразившегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, установленного до 6 июня 2017 года.
В объяснениях, приведенных в протоколе об административном правонарушении серии N от 29 августа 2018 года, Шахвердян А.А. признает свою вину, протокол Шахвердян А.А. подписан, замечаний по его содержанию не принесено.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях Шахвердян А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подверг её административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в порядке контролируемого самостоятельного выезда.
Совершенное деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается.
Как следует из поступившей в Верховный Суд КБР жалобы Шахвердян А.А, заявительница, не отрицая вину в совершении вменяемого ей административного правонарушения, просит смягчить назначенное ей наказание, исключив из резолютивной части постановления районного суда указание на выдворение ее за пределы Российской Федерации. При этом ссылается на то, что ее сыновья являются гражданами Российской Федерации, длительное время проживают в Российской Федерации и ее выдворение за пределы РФ отрицательно скажется на их семейных отношениях.
Эти обстоятельства подтверждаются приложенными к жалобе копиями свидетельств о рождении: N, выданным Каджаранским горсоветом Армянской ССР 23.03.1983 года на имя Ш.Р.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и N, выданным Каджаранским горсоветом Армянской ССР ДД.ММ.ГГГГ на имя Ш.А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из которых следует, что Шахвердян А.А. является их матерью. Факт наличия у Ш.Р.В.и Ш.А.В. гражданства Российской Федерации и то, что они проживают в городе Прохладном КБР, подтверждается их паспортами: N, выданным Прохладненским ГОВД Республики Кабардино-Балкария ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения N, на имя Ш.Р.В. и N, выданным ОУФМС России по КБР в Прохладненском районе ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения N, на имя Ш.А.В. К жалобе приложены ходатайства сыновей заявительницы, в которых они просят не разлучать их с матерью, исключить из решения Прохладненского районного суда КБР от 29.08.2018 г. указание на выдворение Шахвердян А.А. за пределы РФ.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П, от 17 февраля 2016 г. N 5-П и др.).
При таких обстоятельствах, назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в данном случае, не основывается на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к виновному лицу, такой меры ответственности, эта мера будет являться неадекватной тому правонарушению, которое Шахвердян А.А. совершила, ранее к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства на территории Российской Федерации она не привлекалась. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В связи с этим и с учетом положений приведенных выше норм международного права, конкретных обстоятельств дела и выраженной в постановлениях Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовой позиции о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, постановление судьи Прохладненского районного суда КБР от 29 августа 2018года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики Армения Шахвердян А.А. путем исключения из него указания на назначение Шахвердян А.А административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В то же время суд обращает внимание на то, что исключение из постановления судьи Прохладненского районного суда КБР от 29 августа 2018 года указания на выдворение Шахвердян А.А. за пределы РФ, не означает легализацию её нахождения на территории Российской Федерации.
В связи с изложенным и руководствуясь ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Прохладненского районного от 29 августа 2018года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении гражданки Республики Армения Шахвердян А.А. изменить. Исключить из постановления судьи Прохладненского районного от 29 августа 2018года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики Армения Шахвердян Амалии Аршавировны, 06 февраля 1958 года рождения, уроженки "адрес", указание на назначение Шахвердян А.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ.
В остальной части постановление Прохладненского районного от 29 августа 2018года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики Армения Шахвердян А.А. оставить без изменения.
И.о. председателя
Верховного Суда КБР М.З. Ташуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.