Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Моисеевой Н.Н, Галимова Л.Т,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 12 апреля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан к Харитонову Геннадию Николаевичу о взыскании задолженности по налогам, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан Ивановой А.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Харитонова Г.Н, Лазарева Л.В, высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан (далее - межрайонная ИФНС России N11 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным иском к Харитонову Г.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу. Заявленные требования мотивированы следующим.
Харитонов Г.Н. является собственником земельного участка площадью 2950 кв.м с кадастровым номером... :162, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Заинск. Дата регистрации права - 15 декабря 2006 года.
За 2016 год налогоплательщику Харитонову Г.Н. исчислен земельный налог к уплате с учетом пени в размере 65 987 руб. В установленные в требованиях сроки административный истец не исполнил обязанность по уплате недоимки.
6 апреля 2018 года мировым судьей судебного участка N10 по судебному району г.Набережные Челны Республики Татарстан вынесен судебный приказ N2а-13-22/2018 о взыскании с Харитонова Г.Н. в доход государства недоимку по земельному налогу, который отменен определением мирового судьи от 22 июня 2018 года в связи с поступившими возражениями Харитонова Г.Н.
Административный истец просил взыскать с Харитонова Г.Н. недоимку и пени за 2016 год по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 65 722 руб, пеню в размере 216 рублей 88 копеек.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе межрайонной ИФНС России N11 по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 12 апреля 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права, а его выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, настаивает на наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Харитонов Г.Н. представил в суд апелляционной инстанции свои возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра) по Республике Татарстан своего представителя в суд не направило.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ).
Из материалов дела видно, что согласно налоговому уведомлению N59997175 от 20 сентября 2017 года Харитонову Г.Н. начислен земельный налог в размере 65722 руб. за 2016 год в отношении земельного участка с кадастровым номером... :162, расположенного в г.Заинск Заинского района Республики Татарстан
14 декабря 2017 года административному ответчику выставлено требование N33636 сроком уплаты до 23 января 2018 года об уплате недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 65722 руб. и пени по земельному налогу за 2016 год в сумме 216,88 руб.
6 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка N10 по судебному району г.Набережные Челны Республики Татарстан выдан судебный приказ N2а-13-22/2018 о взыскании с Харитонова Г.Н. в доход государства недоимки по земельному налогу в размере 65722 руб. и пени по земельному налогу в размере 216,88 руб, который в связи с поступившими возражениями Харитонова Г.Н. отменен определением мирового судьи от 22 22 июня 2018 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 16:48:070202:162 не принадлежит Харитонову Г.Н, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Земельный кодекс Российской Федерации введен в действие с 30 октября 2001 года.
Как следует из материалов дела, 19 января 2004 года, то есть после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, между покупателем Харитоновым Г.Н. и обществом с ограниченной ответственностью "Александровское подсобное хозяйство" заключен договор купли-продажи недвижимого имущества в виде одноэтажного здания из бутового камня, распложенного в Промзоне г.Заинска Республики Татарстан.
15 декабря 2006 года на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет N48-1/06-0377-У, описания земельного участка, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Землеустроительное бюро", договора купли-продажи от 19 января 2004 года Управлением Роснедвижимостью по Республике Татарстан в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 16:48:070202:162, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, промзона.
Сведения о регистрации по состоянию на 2016 года права собственности Харитонова Г.Н. на одноэтажное здание из бутового камня, распложенного в Промзоне г.Заинска Республики Татарстан, отсутствуют.
Данное обстоятельство подтверждается также налоговым уведомлением от 20 сентября 2017 года N59997175, в котором налог на имущество физических лиц за 2016 год Харитонову Г.Н. исчислен лишь в отношении одного объекта недвижимости, а именно квартиры, расположенной в г.Набережные Челны.
Поскольку право собственности на расположенный на земельном участке с кадастровым номером... :162 объект недвижимости за Харитоновым Г.Н. в установленном законом порядке не зарегистрировано, положения пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к спорным правоотношениям не применимы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный ответчик не является налогоплательщиком земельного налога и пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Ссылка административного истца на пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку Федеральным законом от 23.06.2014 N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 20-21 Земельного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2015 года признаны утратившими силу.
Абзацем 1 пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998г. N219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993г. N1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991г. N493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992г. N177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (абзац 2 пункта 9 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Поскольку ни государственного акта, ни свидетельства, ни какого-либо другого документа, удостоверяющего права на землю и выданного административному истцу до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не имеется и быть не может, довод апелляционной жалобы о наличии оснований для применения к спорным правоотношениям пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут.
Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 12 апреля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.