Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Моисеевой Н.Н, Сабитова И.Н,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя ИКМО г.Казани, МКУ "Управление градостроительных разрешений г. Казани" - Ибатуллиной Р.З. на решение Московского районного суда г. Казани от 6 июня 2019 года, которым постановлено:
Административные исковые требования Абзаловой Алсу Иратовны к Исполнительному комитету г. Казани о признании незаконным уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 06.12.2018, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 06.12.2018 N ИЖС2/0/120.
Обязать Исполнительный комитет г. Казани повторно рассмотреть уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером.., направленное А.И.Абзаловой 26.11.2018 и зарегистрированное ИК МО г. Казани 28.11.2018 N 02ижс/419.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
А.И.Абзалова обратилась в суд с административным иском к Исполнительному комитету г. Казани о признании незаконным уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 06.12.2018, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование указано, что административный истец является собственником земельного участка N.., расположенного по адресу: г. Казань, "адрес" что подтверждается свидетельством о праве собственности от 30.11.2012.
Земельный участок был предоставлен административному истцу постановлением N 1020 от 08.10.1993. В соответствии с пунктом 1 постановления административному истцу разрешено строительство индивидуального жилого дома на земельном участке. С целью строительства жилого дома было получено разрешение на строительство N RU163010000-67 от 14.06.2013.
По окончанию строительства жилого дома административный истец получила технический паспорт от 05.09.2018, а также распоряжение N 2882р от 05.09.2018 о присвоении адреса.
А.И.Абзаловой было подано в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани уведомление об окончании строительства от 26.11.2018.
По результатам рассмотрения уведомления, административный ответчик выдал уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 06.12.2018, указав, что дом отступает от границ земельного участка менее чем на 5 метров (при необходимом минимуме в 5 метров). Административный истец считает, что данное утверждение не соответствует действительности и является незаконным, нарушает ее права, поскольку не может зарегистрировать свое право собственности на возведенный жилой дом.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены МКУ "Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани" и начальник МКУ "Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани" Н.Р.Галеев.
На основании вышеизложенного, административный истец просил суд признать незаконным уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 06.12.2018; обязать административного ответчика направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилась представитель ИКМО г.Казани, МКУ "Управление градостроительных разрешений г. Казани" - Ибатуллина Р.З. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела, полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
Из подпункта 1 пункта 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях: параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2019 административный истец владеет на праве собственности земельным участком общей площадью 600 кв.м, с кадастровым номером.., расположенным по адресу: "адрес"
Из постановления "О разрешении строительства индивидуального жилого дома на участке N... по "адрес"" N 1020 от 08.10.1993, выданного и.о. Главы администрации Советского района г. Казани А.Г.Галеевым следует, что А.И.Абзаловой разрешено строительство индивидуального жилого дома на участке N... по "адрес", жилой площадью согласно существующих нормативов и закреплен за домовладением земельный участок площадью 600 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.10.2012, кадастровый номер участка N... внесен в государственный кадастр недвижимости 08.10.2012.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани "Об утверждении градостроительного плана земельного участка N... по "адрес" N 3125 от 28.3.2013 утвержден градостроительный план земельного участка N... с кадастровым номером N... площадью 0,06 га по "адрес".
14.06.2013 Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани А.И.Абзаловой выдано разрешение N RU16301000-67 на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Распоряжением заместителя руководителя ИКМО г. Казани Р.Р.Шафигуллиным "2882р от 05.09.2018 строящемуся жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером N... в Советском районе г. Казани присвоен адрес: " "адрес"
Согласно техническому паспорту, изготовленному СВФ АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" 05.09.2018, индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" имеет следующие характеристики: назначение: жилое, год постройки 2018, общей площадью 179,3 кв.м.
26.11.2018 административный истец обратилась в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани с уведомлением об окончании строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером...
По результатам рассмотрения указанного уведомления, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани уведомлением NИЖС2/0/120 от 06.12.2018 известил административного истца о несоответствии индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" требованиям законодательства о градостроительной деятельности: несоответствие разрешению на строительство N RU16301000-67 от 14.06.2013 и градостроительному уставу г. Казани, утвержденному решением Казанского Совета народных депутатов от 26.06.1998 N2012, а именно: отступ от границы земельного участка (согласно чертежу градостроительного плана земельного участка от точки 1 до точки 2) до объекта капитального строительства менее 5 м, при необходимом минимуме 5 м.
Исходя из содержания оспариваемого уведомления и пояснений представителя административных ответчиков следует, что основанием для направления А.И.Абзаловой уведомления от 06.12.2018 N ИЖС2/0/120 явилось то, что отступ от границы земельного участка (согласно чертежу градостроительного плана земельного участка от точки 1 до точки 2) до объекта капитального строительства менее 5 м, при необходимом минимуме 5 м.
В соответствии частью 2 статьи 60 Градостроительного устава города Казани, утвержденным Решением Советом народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19, предельные значения параметров земельных участков и разрешенного строительства должны соответствовать показателям нижеприведенной таблицы: минимальные отступы строений от боковых границ участка - индивидуального жилого дома - 1 м (при обязательном наличии противопожарной стены соответствующей степени огнестойкости); 5 м (в иных случаях).
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административным ответчиком ИК МО г. Казани в подтверждение законности вынесенного уведомления о несоответствии построенного жилого дома требованиям градостроительного законодательства представлен чертеж, изготовленный с использованием программы Map Editor V.3.6.13 в порядке ЭДО, согласно которому отступ от границ земельного участка до объекта капитального строительства - 24 см и 25 см.
Из материалов дела следует, что осмотр и обследование построенного жилого дома не проводились, замеры были произведены с помощью специализированной программы, сопоставив точки размещения объекта по выписке из единого государственного реестра недвижимости и предоставленному административным истцом техническому плану.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие несоответствие построенного объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, поскольку каких-либо заключений экспертных организаций в подтверждение этих обстоятельств административными ответчиками суду не представлены.
При этом суд первой инстанции, оценив представленные административным ответчиком ИК МО г. Казани доказательства, не установилнесоответствие спорного объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство от 14.06.2013, так как в материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие несоответствие построенного объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, каких-либо заключений экспертных организаций в подтверждение этих обстоятельств административными ответчиками суду не представлены.
В этой связи суд пришел к выводу о том, что административным ответчиком не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие законность оспариваемого уведомления. При этом доводы административного истца о незаконности оспариваемого уведомления от 06.12.2018 административным ответчиком не опровергнуты.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Казани от 6 июня 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ИКМО г.Казани, МКУ "Управление градостроительных разрешений г. Казани" - Ибатуллиной Р.З. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.