Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., с участием законного представителя Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоГрупп", в лице генерального директора, Власюка Святослава Николаевича, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоГрупп" Власюка Святослава Николаевича на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 сентября 2019 года по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоГрупп" на постановление консультанта отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулина Михаила Васильевича N012254/0693 от 29 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоГрупп",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением консультанта отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. N012254/0693 от 29 мая 2019 года Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоГрупп" (далее - ООО "ЭкоГрупп", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ЭкоГрупп" обжаловало его в судебном порядке.
Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 сентября 2019 года постановление консультанта отдела экологического надзора г.Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. N012254/0693 от 29 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном, статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба ООО "ЭкоГрупп" - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, генеральный директор ООО "ЭкоГрупп" Власюк С.Н. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 сентября 2019 года и прекратить производство по делу. Жалоба мотивирована тем, что обжалуемое решение судьи вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что протокол об административном правонарушении был составлен по фактам нависания вагончика охраны над территорией Ялтинского горно-лесного природного заповедника и размещения на территории заповедника навала грунта на площади 214 кв.м. Выражая согласие с фактом размещения вагончика на территории заповедника, заявитель при этом считает, что имеются основания для признания данного правонарушения, формально содержащего признаки состава вменяемого Обществу административного правонарушения, малозначительным. В отношении размещения навала грунта на площади 214 кв.м на территории заповедника, заявитель полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения данного деяния обществом, его должностными лицами либо его контрагентами, поскольку данный факт основан на ложных умозаключениях и догадках о том, что навал грунта совершен после начала работы ООО "ЭкоГрупп" по рекультивации карьера "Чехово".
Законный представитель ООО "ЭкоГрупп", в лице генерального директора, Власюк С.Н, в судебном заседании суда апелляционной инстанции 21 октября 2019 года поддержал доводы жалобы, просил её удовлетворить.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения законного представителя ООО "ЭкоГрупп", в лице генерального директора, Власюка С.Н, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 58 Федерального закона N7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В силу пунктов 1, 2 статьи 59 Федерального закона N7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N33-ФЗ), особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N33-ФЗ государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 11 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года N5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" организация, использование и охрана особо охраняемых природных территорий в Республике Крым осуществляются, в том числе, в соответствии с принципом недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия).
Как следует из материалов дела, 18 февраля 2019 года в 11 часов 00 минут сотрудником Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым принято участие в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой по соблюдению требований природоохранного законодательства на территории земельного участка, расположенного по адресу: г..Ялта, в районе ул. Большевистской, бывший карьер "Чехово". В ходе участия в проверке были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в области охраны и использования особо охраняемой природной территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника, выразившиеся в нависании части металлической бытовки (1,3 кв.м площадь размещения) над особо охраняемой природной территорией Ялтинского горно-лесного природного заповедника, размещении насыпи грунта (площадь размещения составила 214 кв.м) в границах особо охраняемой природной территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника, что является нарушением установленного режима особой охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории. В ходе участия в проверке установлено, что деятельность на территории земельного участка, расположенного по адресу: г..Ялта, в районе ул. Большевистской, бывший карьер "Чехово", осуществляет ООО "ЭкоГрупп" по рекультивации бывшего карьера "Чехово". По результатам участия в проверке составлена справка, которая была направлена в адрес прокуратуры для рассмотрения и принятия решения. 15 марта 2019 года в отдел экологического надзора г..Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона из прокуратуры поступили материалы проверки, указывающие на событие административного правонарушения по результатам проведенной прокуратурой проверки.
Рассмотрев вышеуказанные материалы, консультантом отдела экологического надзора г..Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым Цицулиным М.В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15 марта 2019 года N518, в рамках которого установлено, что размещение металлического вагончика (площадью 1,3 кв.м), размещение насыпи грунта (общей площадью 214 кв.м) в границах особо охраняемой природной территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника допущено ООО "ЭкоГрупп" при проведении работ по рекультивации бывшего карьера "Чехово", чем нарушены требования статей 58, 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По указанному выше факту 20 мая 2019 года в отношении ООО "ЭкоГрупп" был составлен протокол об административном правонарушении N012254, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения консультантом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Цицулиным М.В. постановления от 29 мая 2019 года N012254/0693 о привлечении ООО "ЭкоГрупп" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу на вышеуказанное постановление, судья городского суда согласился с выводами должностного лица, посчитав их законными и обоснованными.
Между тем нахожу указанные выводы судьи городского суда преждевременными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В ходе производства по данному делу, а также в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лиц Общество отрицало факт размещения им либо его должностными лицами либо его контрагентами насыпи грунта на территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника, последовательно указывая на то, что выявленная в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника насыпь грунта существовала до передачи Обществу смежного с заповедником земельного участка для рекультивации бывшего карьера "Чехово".
Однако приведенные обстоятельства, в нарушение статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей городского суда проверены не были.
В качестве обоснования вывода о размещении насыпи грунта в границах особо охраняемой природной территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника ООО "ЭкоГрупп", судьей городского суда были положены в основу письменные объяснения лесничего Ялтинского горно-лесного природного заповедника Медведева-Проскурякова А.В. от 05 апреля 2019 года, а также показания Медведева-Проскурякова А.В. и Цицулина М.В, допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей, согласно которым в ходе проверки на территории заповедника, смежной с рекультивируемым ООО "ЭкоГрупп" земельным участком, обнаружены насыпь грунта и металлическая бытовка, следы грунта были свежими, до передачи земельного участка ООО "ЭкоГрупп" этого грунта на территории заповедника не было.
В то же время приведенные объяснения данных лиц с очевидностью не подтверждают, что размещение насыпи грунта на территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника было допущено именно ООО "ЭкоГрупп" при осуществлении рекультивации бывшего карьера "Чехово".
При этом указанным обстоятельствам судьей городского суда надлежащая оценка не дана. Иные доказательства судьей не истребовались и в материалах дела отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей городского суда соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, приведенные выше обстоятельства и доводы фактически не проверены.
Допущенные судьей городского суда нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, что повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не в полном объёме.
С учетом изложенного, обжалуемое решение судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, по основаниям пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в связи с наличием существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть вышеизложенные обстоятельства и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоГрупп" Власюка Святослава Николаевича удовлетворить частично.
Решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоГрупп" отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья (подпись) С.А. Воробьёва
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.