Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Васильевой Е.В, Грибовой Е.Н,
при секретаре Ничипоренко А.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Фирсова М.В. Бардюговского А.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Фирсова М.В. к Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация -общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" о признании отказана незаконным, обязании включить в реестр, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Фирсов М. В. обратился в суд с иском к Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" и просил: признать незаконным (недействительным) решение комиссии по ведению Национального реестра специалистов в области строительства Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (протокол от 27 октября 2017 г. N 093) об отказе во включении сведений о Фирсове М.В. в Национальный реестр специалистов в области строительства; обязать Ассоциацию "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" устранить нарушение прав и свобод (препятствие к осуществлению прав и свобод), т.е. включить сведения о Фирсове М.В. в Национальный реестр специалистов в области строительства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в целях включения сведений о нем в Национальный реестр специалистов в области строительства, он 03.05.2017 заполнил и направил в адрес Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" заявление о включении сведений об истце в Национальный реестр специалистов в области строительства. 31.10.2017 истца уведомили о том, что комиссия по ведению Национального реестра специалистов в области строительства (протокол от 27 октября 2017 г..N 093) приняла решение об отказе во включении сведений в Национальный реестр специалистов в области строительства по основанию: несоответствие заявителя требованию о наличии у него стажа работы в организациях осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года, поскольку инспекция государственного строительного надзора, где работал истец в период с 23.07.2007 по 03.05.2017 (дата составления заявления) в должности Государственного инспектора, Старшего государственного инспектора, Главного государственного инспектора, Начальника отдела, непосредственно не осуществляет деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Данный отказ истец считает незаконным и необоснованным, поскольку орган государственного строительного надзора, в том числе инспекция государственного строительного надзора... области, в порядке, определенном законодательством, выполняет блок работ по надзору (контролю) со стороны государства за счет средств соответствующих бюджетов по наиболее значимым объектам.
Истец работал Государственным инспектором, Старшим государственным инспектором, Главным государственным инспектором, Начальником отдела в Инспекции государственного строительного надзора... области в период с 23.07.2007 по 03.05.2017 (дата составления заявления), а именно:... На момент подачи заявления о включении в Национальный реестр этот стаж составлял.., что превышает установленный законодательством трехлетний срок для занятия инженерной должности. Истец имеет инженерное образование, а именно диплом: серия и номер.., дата выдачи:.., выдан.., специальность (направление подготовки, профессия): 290300 Промышленное и гражданское строительство, квалификация: инженер, что соответствует данным, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, утвержденном приказом Госстандарта от 08.12.2016 г..N 2007-ст, где под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. Стаж работы на инженерных должностях является одним из видов специального трудового стажа. В него включаются периоды трудовой деятельности физического лица в соответствующих организациях, подтвержденные сведениями трудовой книжки после получения документа о высшем образовании по специальности (направлению подготовки), необходимой для занятия инженерной должности в соответствии с профессиональными стандартами, квалификационными справочниками должностей руководителей, специалистов и других служащих.
При этом такая специальность (направление подготовки) должна быть включена в Перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, утвержденный приказом Минстроя России 6 апреля 2017 г..N 688/пр. Работа в должностях Государственный инспектор, Старший государственный инспектор, Главный государственный инспектор, Начальник отдела в инспекции государственного строительного надзора может выполняться только работником с определенной квалификацией, и обеспечивает приобретение им опыта работы в соответствующей сфере деятельности. При сравнении квалификационных требований предъявляемых к должностям в области строительства (Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 N 188 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности") можно сделать вывод об отнесении должности к инженерной при необходимости наличия у кандидата на должность соответствующего профессионального образования. Государственный инспектор, Старший государственный инспектор, Главный государственный инспектор, Начальник отдела органа государственного строительного надзора - квалификационные требования: высшее профессиональное образование. Профессиональные знания по специальности "Архитектура и строительство", либо по иным специальностям высшего профессионального образования с профессиональной переподготовкой по направлению "Архитектура и строительство".
Стаж работы истца в организациях, осуществляющих строительство объектов капитального строительства, на инженерных должностях составляет.., а в целом в области строительства... В настоящее время, не нахождение сведений об Истце в национальном реестре специалистов в области строительства препятствует истцу в выполнении работ, которые могут выполняться лишь теми специалистами, которые находятся в этом реестре. Отсутствие сведений об истце в Национальном реестре специалистов в области строительства нарушает права истца, ставя под сомнение его профессиональную пригодность, воспринимается иными лицами как недостаточность профессиональных качеств и отсутствие индивидуальных преимуществ перед другими субъектами, занимающимися аналогичной деятельностью.
В судебном заседании представитель истца Бардюковский А.А. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Фирсова М.В, ответчика Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство", третьего лица Минстроя России, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель Фирсова М.В. Бардюговский А.А, указывая на то, что решение суда постановлено при недоказанности обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Фирсова М.В. Бардюговского А.А, Лях И.О, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация -общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" Наумову В.А, возражавшую против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено, что 03.05.2017 г. Фирсов М.В. направил ответчику заявление о включении сведений в Национальный реестр специалистов в области строительства с приложением необходимых документов (л.д. 16-22).
Уведомлением от 27.10.2017 г. истцу сообщено, что решением комиссии по ведению Национального реестра специалистов в области строительства (протокол от 27 октября 2017 г. N 093") Фирсову М.В. отказано во включении сведений в Национальный реестр в связи с тем, что заявитель не соответствует требованию о наличии у него стажа работы в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капительного строительства на инженерных должностях не менее чем три года.
В подтверждение своей специальности истцом представлена копия диплома... N.., согласно которому Фирсову М.В. присуждена квалификация "Инженер" по специальности "Промышленное и гражданское строительство" (л.д. 23-24).
Также истцом представлена копия трудовой книжки, согласно записям в которой Фирсов М.В. работал в должности работника склада, в должности мастера сантехнических и инженерных сетей в производстве строительно-монтажных работ в период с 10.03.2006 г. по 16.06.2006 г.; в должности прораба с 03.07.2006 г. по 07.08.2006 г.; в должности государственного инспектора отдела государственного строительного надзора по г.... с 23.07.2007 г. по 04.05.2008 г.; в должности старшего государственного инспектора отдела государственного строительного надзора по г.... с 04.05.2008 г. по 30.06.2011 г.; в должности главного государственного инспектора отдела по г.... с 01.07.2011 г. по 23.12.2013 г.; в должности начальника отдела по..,... и... районам с 23.12.2013 г. по 13.08.2014 г.; в должности главного государственного инспектора отдела по... и... районам с 14.08.2014 г. по 01.12.2014 г.; в должности начальника отдела по... и... районам с 01.12.2014 г. по 29.09.2017 г. (л.д. 25-38).
Оценив представленные доказательства, доводы истца о том, что занимаемые истцом должности соответствуют требованиям ст. 55.5-1 ГрК РФ, суд исходил из того, что общий трудовой стаж по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства может исчисляться с момента начала трудовой деятельности, в том числе при приобретении рабочей профессии.
Стаж работы на инженерных должностях является одним из видов специального трудового стажа. Трудовое законодательство не определяет понятие "стаж работы по специальности" и порядок его исчисления.
Специальный трудовой стаж имеет юридическое значение лишь в случаях, установленных законодательством. Порядок исчисления специального стажа определяется соответствующими нормативными актами.
В стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) включаются те периоды трудовой деятельности, подтвержденные соответствующими документами, после получения документа об образовании и о квалификации, которые соответствуют конкретной специальности (направлению подготовки), указанной в данном документе и необходимой для занятия должности в рамках соответствующего направления деятельности (специализации по направлению деятельности), с учетом профессиональных стандартов и квалификационных справочников.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств осуществления трудовой деятельности непосредственно на инженерных должностях не менее чем три года, как того требует действующее законодательство.
Представленные истцом в материалы дела должностные регламенты (л.д. 40-49) не содержат в себе квалификационных требований в части непосредственно инженерной специальности, а содержат лишь требования - укрупненная группа специальностей и направлений подготовки "Архитектура и строительство", "Строительство", "Строительство уникальных зданий и сооружений", "Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое покрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей", что опровергает доводы истца о том, что при прохождении государственной гражданской службы в период с 23.07.2007 г. по 03.05.2017 г. (дату подачи заявления о включении в реестр), он занимал непосредственно инженерную должность не менее чем три года.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как решение суда принято с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, положений ст.55.5-1ГрК РФ, при правильном их толковании.
Ссылка истца на письмо Министерства строительства и коммунального хозяйства РФ от 19 апреля 2019 года, не может быть принята во внимание, так как в силу п.2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, письмо федеральных органов исполнительной власти не является нормативно-правовым актом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом первой инстанции были проверены и им в решении суда дана должная правовая оценка. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определилзначимые по делу обстоятельства, применил закон подлежащий применению, доводам сторон и фактическим обстоятельствам дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и подтверждаются представленными доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Фирсова М.В. Бардюговского А.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.