Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Петровой А.В, Мелешко Н.В,
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-5684/2019 по апелляционной жалобе представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2019 года, принятое по административному исковому заявлению Титова Н. Н.ча к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, административного истца Титова Н.Н. и его представителя Пискунова А.А, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением от 03 июня 2017 года N 35/005/002/2017-227 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее- Управление Росреестра по Вологодской области) административный истец Титов Н.Н. извещен о принятии Управлением Росреестра по Вологодской области решения, которым отказано в регистрации права собственности (перехода права) Титова Н.Н. на объект недвижимости - земельный участок общей площадью 580 кв.м, кадастровый N.., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: магазины, расположенный по адресу: Вологодская область, "адрес".
Полагая решение Управления Росреестра по Вологодской области незаконным, Титов Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействительным оспариваемое уведомление Управления Росреестра по Вологодской области от 03 июня 2017 года N 35/005/002/2017-227 об отказе в регистрации права (перехода права) собственности на земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 580 кв.м, расположенный по адресу: Вологодская область, "адрес", кадастровый N.., с даты его принятия.
В качестве способа восстановления нарушенных прав просил обязать Управление Росррееста по Вологодской области устранить нарушения прав Титова Н.Н. путем государственной регистрации перехода права собственности Титова Н.Н. на земельный участок площадью 580 кв.м, расположенный по адресу: Вологодская область, "адрес", кадастровый N.., в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу. Взыскать с ответчика уплаченную административным истцом государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Первоначально решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 апреля 2018 года, административный иск Титова Н.Н. оставлен без удовлетворения (л.д. 98-101, 182-192 том 1).
Впоследствии Президиум Санкт-Петербургского городского суда, отменяя решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 апреля 2018 года указал, что судами не исследовались обстоятельства и не устанавливались факты того, что земельный участок, права на который заявил Титов Н.Н, закреплен за ФГБУ "Национальный парк "Русский Север" на каком-либо вещном праве; входит ли земельный участок в зону охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в границах которой допускается только осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также не дана оценка тому, наносит ли ущерб природному комплексу, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - магазин, и соответствует ли это целям и задачам национального парка "Русский Север".
Постановлением Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 16 января 2019 года дело направлено на новое рассмотрение в Приморский районный суд Санкт-Петербурга в ином составе судей (л.д. 229-236 том 1).
По результатам нового рассмотрения данного спора, решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2019 года административный иск удовлетворен. Суд признал незаконным решение Управления Росреестра по Вологодской области, оформленное уведомлением от 03 июня 2017 года N 35/005/002/2017-227, об отказе в государственной регистрации права (перехода права) собственности Титтова Н.Н. на земельный участок площадью 580 кв.м. с кадастровым номером N.., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Вологодская область, г. "адрес". А также возложил на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области обязанность осуществить государственную регистрацию перехода к Титову Н.Н. права собственности на земельный участок площадью 580 кв.м с кадастровым номером N.., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Вологодская область, "адрес", в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу решения Приморского районного суда города Санкт-Петербурга. Взыскал с Управления Росреестра по Вологодской области в пользу Титова Н.Н. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе, поданной представителем заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, указано на неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный истец Титов Н.Н. и его представитель по доверенности Пискунов А.А, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законности и обоснованность решения суда.
Представители административного ответчика Управления Росреестра по Вологодской области; представители заинтересованных лиц: администрации муниципального образования города Кириллов Вологодской области; Территориальное управление Росимущества в Вологодской области; Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Русский Север"; ФГБУ "ФКП Росреестра"; Министерство культуры Российской Федерации; Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области о времени судебного разбирательства извещены, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайства об отложении судебного разбирательства, не представили.
В период рассмотрения дела в суде первой инстанции (л.д. 175-176 том 2) и в отзыве на доводы апелляционной жалобы представитель администрации муниципального образования города Кириллов Вологодской области поддержал требования административного истца Титова Н.Н, указав, что на передаваемом по договору купли-продажи земельном участке по адресу: Вологодская область, "адрес", находится объект капитального строительства - нежилое здание общей площадью 140,7 кв.м, принадлежащее Титову Н.Н. на праве собственности. Спорный земельный участок не относится к федеральной собственности, так как не передан ФГБУ "Национальный парк "Русский Север" в управление или постоянное бессрочное пользование, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Сведения из ЕГРН о данном земельном участке не свидетельствуют о предоставлении данного земельного участка ФГБУ "Национальный парк "Русский Север" на каком-либо праве, в связи с чем распоряжение земельными участками, расположенными в границах национального парка, но не преданным ФГБУ "Национальный парк "Русский Север", осуществляется в общем порядке органами местного самоуправления.
В отзыве на доводы апелляционной жалобы представитель административного ответчика Управления Росреестра по Вологодской области указал на необходимость удовлетворить апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что по сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером N... расположен в границах "Национального парка "Русский Север", в связи с чем на него распространяются ограничения, установленные ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ). В соответствии с п.6 ст. 95 ЗК РФ земельные участки в границах национальных парков приватизации не подлежат, следовательно, земельные участки в границах национальных парков не подлежат передаче в собственность физических или юридических лиц независимо от формы собственности, что является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации права собственности административного истца на вышеуказанный земельный участок (л.д.133-138 т.3).
Представитель Территориального управления Росимущества в Вологодской области в суде первой инстанции (л.д.200-202 том 2) указал, что земельный участок с кадастровым номером N... расположен в зоне с особыми условиями использования - Национального парка "Русский Север". Застройка данной части города проводилась в 1960-1980 годы, и при образовании национального парка, указанная часть города и земельный участок, права на который заявил Титов Н.Н, вошли в состав земель, включенных в границы парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации. В связи с этим, по мнению Территориального управления Росимущества Вологодской области, администрация МО "Город Кириллов Вологодской области" не имела полномочий по распоряжению данным земельным участком, следовательно, договор, заключенный между предпринимателем Титовым Н.Н. и администрацией МО "Город Кириллов Вологодской области" является ничтожным с момента его заключения, а предоставленный Титову Н.Н. на основании договора земельный участок является федеральной собственностью и относится к землям, изъятым из гражданского оборота.
Представитель Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Русский Север" также представлял в суд первой инстанции отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что земельный участок, о правах на который заявлено Титовым Н.Н, расположен в границах национального парка "Русский Север", без изъятия земель из хозяйственной эксплуатации в зоне хозяйственного назначения. Пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не устанавливает конкретных критериев разграничения государственной собственности, а закрепляет общее положение о том, что отнесение земельных участков к федеральной собственности осуществляется отдельными федеральными законами, в связи с чем, является отсылочной. Соответственно, земельные участки в границах национальных парков относятся к федеральной собственности в силу закона. Кроме того, в силу положений ст. 27 ЗК РФ земельные участки, занятые национальными парками и находящиеся в федеральной собственности, относятся к землям, изъятым из оборота. Следовательно, органам местного самоуправления не предоставлено право распоряжения землями, относящимися к федеральной собственности. Договор, заключенный между предпринимателем Титовым Н.Н. и администрацией МО "Город Кириллов Вологодской области" является ничтожным с момента его заключения (л.д. 24-28 том 2).
Из отзыва представителя Министерства культуры Российской Федерации, представленного в суд первой инстанции следует, что в реестре отсутствуют сведения об объектах культурного наследия, расположенных по адресу: Вологодская область, "адрес" (л.д. 195-197 том 2).
Представители заинтересованных лиц ФГБУ "ФКП Росреестра", Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области в заявлений и возражений не представили.
Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что на основании решения Кирилловского районного суда Вологодской области от 16 февраля 2012 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11 апреля 2012 года произведена запись регистрации N... о праве собственности Титова Н.Н. на нежилое помещение - магазин, расположенный по адресу: Вологодская область, "адрес" (л.д. 17 том 1).
11 января 2017 года между администрацией муниципального образования города Кириллов Вологодской области и Титовым Н.Н. заключен договор N 01/17-КФК купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 580 кв.м, расположенный по адресу: Вологодская область, "адрес" (л.д. 11-12 том 1).
17 февраля 2017 года Титов Н.Н. обратился в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 580 кв.м, расположенный по адресу: Вологодская область, "адрес" (л.д. 46 том 1).
03 марта 2017 года Управлением Росреестра по Вологодской области принято решение о приостановлении до 03 июня 2017 года государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Титова Н.Н. на земельный участок в соответствии с пунктами 5, 17, 18 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что продаваемый земельный участок расположен в границах национального парка "Русский Север", при этом в представленном для регистрации договоре купли-продажи земельного участка не содержится установленных федеральным законом ограничений прав (л.д. 19 том 1).
Для устранения обстоятельств, послуживших основанием приостановления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, Титовым Н.Н. в Управление Росреестра по Вологодской области представлено дополнительное соглашение от 13 апреля 2017 года к договору купли-продажи земельного участка N 01/17-КФК. Раздел 7 договора дополнен пунктом 7.2 - "в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 182 от 20 марта 1992 года на земельный участок налагаются ограничения прав, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации - ограничивается расширение и строительство новых хозяйственных объектов, зона с особыми условиями использования территории Национального парка "Русский Север" 35.05.2.1" (л.д. 13 том 1).
Оспариваемым уведомлением Управления Росреестра по Вологодской области от 03 июня 2017 года Титов Н.Н. извещен об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 03 марта 2017 года, и неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрации перехода права собственности, а именно: п.6 ст. 95 ЗК РФ, ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которых земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации, то есть передаче из государственной собственности в частную. По сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок, передаваемый по договору купли-продажи земельного участка N 01/09-КФК от 11 января 2017 года расположен в пределах Национального парка "Русский Север" (л.д. 16 том 1).
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок о правах на который заявил Титов Н.Н, расположен в границах национального парка, не переданного учреждению, осуществляющему управление национальным парком. Следовательно, земли национального парка не относится к федеральной собственности, и не имеют ограничений в обороте, установленных действующим законодательством. В связи с этим на основании п.2 ст.3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, суд указал, что вид разрешенного использования спорного земельного участка - использование под магазин. Нежилое помещение, принадлежащее административному истцу и находящее на данном земельном участке - магазин " "... "", что свидетельствует об использовании Титовым Н.Н. земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования. При этом доводов о нанесении ущерба природному комплексу, объектам растительного и животного мира на территории национального парка фактом использования Титовым Н.Н. земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, административным ответчиком и заинтересованными лицами не заявлено и доказательств суду не представлено.
Выводы суда следует признать правильными.
Ограничения использования земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, установлены статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 14 марта 1995 года "Об особых охраняемых природных территориях".
Согласно пункту 1 статьи 95 ЗК РФ (в редакции от 03 июля 2016 года, действующей на момент принятия оспариваемого решения) к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с п. 2 ст.95 ЗК РФ (в редакции от 03 июля 2016 года, действующей на момент принятия оспариваемого решения) земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Пунктом 3 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Пунктом 4 ст. 95 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В силу п.6 ст.95 ЗК РФ и п.4 ст.12 Федерального закона от 14 марта 1995 года "Об особых охраняемых природных территориях" допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что земельные участки в границах национальных парков, принадлежащие иным пользователям, а также собственникам, не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, однако их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Национальный парк "Русский Север" создан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 1992 года N 182 "О создании национального парка "Русский Север" Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Вологодской области".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р национальный парк "Русский Север" включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.
Согласно положения о Национальном парке "Русский Север", утвержденному приказом Минприроды России от 25 октября 2012 года N 345 (л.д. 31-125 том 2), национальный пак расположен на территории Кирилловского района Вологодской области.
Общая площадь национального парка 166 400 гектар.
75,9 тыс. га земель государственного лесного фонда Кирилловского механизированного лесхоза Вологодского лесохозяйственного территориального производственного объединения предоставляются в пользование национальному парку.
В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия из хозяйственной деятельности, общей площадью 90 500 гектаров.
Границы Национального парка "Русский Север" определены в местной системе координат, принятой для Вологодской области, и представлены в Приложении 1 к Положению о Национальном парке "Русский Север".
В соответствии с п. 1 ст.15 Федерального закона от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
Согласно пункту 5 статьи 15 приведенного Федерального закона дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как следует из Положения о Национальном парке "Русский Север", на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны (п.10 Положения):
- заповедная зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности. Уменьшение площади заповедной зоны не допускается;
- особо охраняемая зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий и посещение такой зоны в целях познавательного туризма. Уменьшение площади особо охраняемой зоны не допускается;
- рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров;
- зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предназначенная для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
- зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка. В зоне хозяйственного назначения допускаются, в том числе, строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка, с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых их хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.
Состав и описание функциональных зон национального парка даны в приложении 2, карта-схема зонирования территории национального парка - в приложении 3 к Положению о Национальном парке "Русский Север".
Как следует из Приложений 2, 3 к Положению и подтверждается ФГБУ "Национальный парк "Русский Север" в отзыве на административное исковое заявление, земельный участок с кадастровым номером N... расположен на землях, включенных в границы национального парка "Русский Север" без изъятия их из хозяйственной эксплуатации в зоне хозяйственного назначения (л.д. 25 том 2, 123-125 том 2).
В Определении от 15 июля 2010 года N1059-О-О Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросу о приватизации земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах общего пользования, отметил, что, исходя из конституционных предписаний и учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. В Определении от 19 июня 2012 года N1199-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что законоположения, устанавливающие запрет на приватизацию земельных участков в границах государственных заповедников и национальных парков, направлены на сохранение и развитие земель особо охраняемых природных территорий как важнейшего компонента окружающей среды и - притом что право на приватизацию земли не относится к числу конституционных - не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
В то же время пунктом 1.1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" специально оговаривается, что не допускается уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а пункт 5 статьи 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривает качественную характеристику земель, которые не подлежат приватизации (земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной). Следовательно, для законодателя не исключена возможность в рамках его дискреционных полномочий и с учетом основополагающих принципов, включая принципы правового равенства и правовой определенности, которые распространяются не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N6-П), дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования и определения случаев, когда допускается предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в пределах национального парка, но не имеющих самостоятельного особого природоохранного значения (в частности, из состава земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения).
Согласно п.2 ст.16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий, в качестве критерия разграничения публичной собственности, в названной статье Закона не установлено.
Таким образом, факт расположения земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию такого участка.
В силу п. 2 ст.16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (редакция от 28 декабря 2016 года) земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.
Следовательно, земельные участки, находящиеся в границах национальных парков и не предоставленные учреждению, осуществляющему управление национальным парком, не относятся к федеральной собственности и не являются ограниченными в обороте.
Такие земельные участки относятся к не разграниченной государственной собственности.
Действующая с 1 марта 2015 года норма - пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - также в качестве общего правила предусматривает право органов местного самоуправления распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанная правовая позиция отражена в ответе Министерства экономического развития Российской Федерации N Д234-977 от 28 марта 2014 года, направленном в Правительство Вологодской области (л.д.38 том 1) от 05 мая 2017 года N ОГ-Д23-5310, а также в адрес гражданки "... " (л.д. 39-40).
Согласно выписки ЕГРН от 12 июля 2017 года земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 580 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Вологодская область, "адрес", относится к категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: магазины. Сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории отсутствуют (л.д. 40-42 том 1).
В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На земельном участке, расположенном по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, "адрес", расположено нежилое здание - магазин " "... "", площадью 140,7 кв.м, собственником которого является Титов Н. Н.ч (л.д. 43-45 том 1).
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что к полномочиям органа местного самоуправления администрация муниципального образования город Кириллов Вологодской области относилось заключение с административным истцом договора купли-продажи данного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Также в апелляционной жалобе не содержится доводов, опровергающих вывод суда о том, что использование земельного участка с кадастровым номером N... в соответствии с видом разрешенного использования - магазин, противоречит целям и задачам национального парка "Русский Север", наносит ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам.
С учетом изложенного вывод суда о незаконности решения Управления Росреестра по Вологодской области от 03 июня 2017 года N 35/005/002/2017-227 об отказе Титову Н.Н. в регистрации права (перехода права) собственности на земельный участок с кадастровым N.., основан на доказательствах, имеющихся в деле, сделан при правильном применении норм материального права.
То обстоятельство, что 28 марта 2019 года произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N.., что следует из выписки из ЕГРН, приложенной к апелляционной жалобе Минприроды России, не влияет на правильность вышеизложенных выводов суда и на законность принятого решения, поскольку суд оценивал законность и обоснованность решения Управления Росреетра по Вологодской области, принятого 03 июня 2017 года, то есть в период, когда право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не было зарегистрировано.
Кроме того, отсутствие оснований для вывода о принадлежности земельного участка к федеральной собственности, в том числе, на момент возникновения спора, и наличие у администрации муниципального образования г.Кириллов Вологодской области права на распоряжение земельным участком установлены Верховным Судом Российской Федерации в определениях: от 21 мая 2018 года N 307-ЭС17-21051 (дело А13-13174/2016), и от 18 сентября 2018 года N 307-ЭС18-13444 (дело А13-9100/2017), которые приняты во внимание судебной коллегией при рассмотрении данного административного дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по приведенным доводам апелляционной жалобы, у судебной коллегии, не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.