Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобам защитника генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. по доверенности ***О.В. и заместителя главного государственного инспектора в Москве по использованию и охране земель ***А.А. на решение судьи Щербинского районного суда Москвы от 07 августа 2019 года, которым постановление N 596/17/2018 заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель от 22 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. изменено в части размера назначенного наказания, и снижен размер назначенному генеральному директору ООО "Рост-Е" ***у А.А. наказания в виде административного штрафа до 20000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
06 декабря 2018 года в отношении генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. государственным инспектором по использованию и охране земель государственного земельного надзора Управления Федеральной службы РФ государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве составлен протокол N 1088 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Постановлением N 596/17/2018 заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель 22 января 2019 года генеральный директор ООО "Рост-Е" *** А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник генерального директора ООО "Рост-Е" подал жалобу в Щербинский районный суд Москвы, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить по доводам жалобы.
Решением судьи Щербинского районного суда Москвы 07 августа 2019 года указанное постановление должностного лица изменено в части размера назначенного наказания, и снижен размер назначенному генеральному директору ООО "Рост-Е" ***у А.А. наказание в виде административного штрафа до 20 000 рублей.
Не согласившись с решением судьи, защитник генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. по доверенности Серый О.В. подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить по доводам жалобы, указывая на отсутствие события административного правонарушения.
Также не согласившись с решением суда первой инстанции заместитель главного государственного инспектора в Москве по использованию и охране земель ***А.А. подал жалобе в Московский городской суда, в которой просит отменить в части снижения назначенного наказания, оставив в силе размер наказания, установленный постановлением от 22 января 20019 года, по доводам, приведенным в жалобе.
В судебное заседание генеральный директор ООО "Рост-Е" *** А.А. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем дело рассмотрено согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ.
Защитник генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. по доверенности *** О.В. в судебное заседание явился, доводы своей жалобы полностью поддержал.
Главный специалист эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Москве *** Э.Ф. возражала против удовлетворения жалобы защитника, считая постановление и решение законными и обоснованными, основанными на правильном применении действующего законодательства, однако, просила решение судьи изменить в части наказания и удовлетворить жалобу должностного лица.
Изучив также поступившие материалы, проверив доводы жалоб, оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица не усматриваю.
Административная ответственность по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (постановление от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 24 декабря 2013 года N 2153-О, от 24 марта 2015 года N 671-О, от 23 июня 2015 года N 1453-О и от 28 февраля 2017 года N 443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением.
На основании п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п.11 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатором видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу п.4 ст.1 Закона Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Пунктом 1 ч.6 ст.30 ГК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки в городе Москве утверждены постановлением Правительства Москвы N 120-ПП от 28 марта 2017 года.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве в соответствии со ст.3 Закона о землепользовании относятся, в том числе установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве утвержден постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП, которое в соответствии с п.11 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ подлежит применению в отношении земельных участков, виды разрешенного использования которых было установлено до издания приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, утвердившего Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В силу п.1 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Разрешенное использование земельного участка в силу п.14 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровый учет согласно ст.16 Закона о кадастре производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов.
На основании п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 г. N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст.25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно положений ст.12 вышеуказанного федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, сделки с объектом недвижимости или о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости в Единый государственный реестр прав вносится запись об этом заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта недвижимости или возражения в отношении зарегистрированного права на него.
В соответствии с п.1 ст.26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно положений ст.14 вышеуказанного федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора. Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в них сведений и требования к их заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Согласно ст.264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением должностного лица о проведении внеплановой выездной проверки от *** года N *** 20 ноября 2018 года и 28 ноября 2018 года проведена проверка по адресу: ***, в результате административного обследования объекта земельных отношений установлено, что земельный участок с кадастровым номером *** имеет площадь *** кв.м. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером *** предоставлен ООО "Рост-Е" в соответствии протоколом общего собрания участников ООО "Рост-Е" от 30 августа 2016 года N26 и оформлен ООО "Рост-Е" в собственность (гос.рег. от 20 сентября 2016 года N ***). На земельном участке с кадастровым номером *** расположен ы здания, строения, которые принадлежат на праве собственности, а также расположены четыре беседки и два строения, на которые предоставлено разрешение на строительство и установку малых архитектурных форм N ***. Земельный участок с кадастровым номером *** предоставлен для строительства культурно-оздоровительного центра, что подтверждается сведениями ЕГРН, однако, фактически данный земельный участок используется не только для строительства культурно-оздоровительного центра, но и для размещения ресторана, то есть ООО "Рост-Е", должностным лицом которого генеральным директором является *** А.А, использует земельный участок не по целевому назначению, в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель (разрешенным использованием).
Факт совершения административного правонарушения и вина генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. в его совершении подтверждаются доказательствами, которые в совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают и по существу в жалобе не оспариваются: протоколом N 1088 об административном правонарушении от 06 декабря 2018 года ; актом N 1004 проверки соблюдения земельного законодательства юридического лица от 28 ноября 2018 года ; обмером площади земельного участка от 28 ноября 2018 года; фототаблицами; з аписями Росреестра ; правоустанавливающими документами на земельный участок ; информацией Департамента городского имущества Москвы исх.N *** и иными, имеющимися в деле, доказательствами.
Всем доказательствам по делу судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно подп.1 п.1 ст.28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п.4 ст.71 ЗК РФ, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п.5 ст.71 ЗК РФ, должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по
результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях; привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства; направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства; осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
В соответствии с п.7 ст.71 ЗК РФ, по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст.7.1 ЗК РФ предусмотрена возможность проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации не только в случаях, предусмотренных ч.2 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", но и выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В соответствии с пп.2 и 3 ст.71.2 ЗК РФ, под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
В целях правильного, объективного, всестороннего рассмотрения данного административного дела и принятии законного и обоснованного решения должностным лицом в Департамент городского имущества Москвы направлен запрос по вопросу предоставления информации о соответствии установленного целевого назначения; об указании к какому виду разрешенного использования относится использование земельного участка; разъяснить в случае несоответствия к какому виду разрешенного использования относится использование земельного участка; возможность использования; об указании вида разрешенного использования земельного участка согласно территориальной зоны вышеуказанного земельного участка.
Согласно сведениям, предоставленными Департаментом городского имущества Москвы, фактическое использование земельного участка с кадастровым N *** установлен вид разрешенного использования: для строительства культурно-оздоровительного центра. В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 года N 540 земельному участку с кадастровым N *** соответствует вид разрешенного использования - "здравоохранение (3.4)", "культурное развитие (3.6)", "отдых (рекреация) (5.0)", "спорт (5.1)", "туристическое обслуживание (4.6)". Указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение на земельном участке ресторана. Вместе с тем, использование земельного участка для размещения ресторана соответствует виду разрешенного использования - "общественное питание (4.6)".
По результатам проведенного административного обследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, были получены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Нарушений прав генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. административным органом в ходе проверки не допущено, все полученные в рамках производства по делу доказательства являются допустимыми.
При рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. в его совершении, а также о правильной квалификации вменяемого административного правонарушения по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Нарушений порядка проведения административного обследования не установлено.
Согласно п.91 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора" следует, что должностное лицо при подготовке к проведению административного обследования объектов земельных отношений: собирает информацию, содержащуюся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информацию, полученную в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, информацию, полученную дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информацию, полученную по результатам визуального осмотра, и другими методами.
В соответствии с п.6 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, государственный земельный надзор осуществляется в форме: проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством; проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства.
Согласно п.9 этого же регламента д олжностные лица имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки, с учетом ограничений, указанных в подпункте 6 пункта 11 Административного регламента; беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом и т.д.
Согласно положений пп.1 и 2 Постановления Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений", административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица). При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами. В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
В соответствии с п.8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Размер платы за используемый земельный участок в соответствии с ч.5 ст.65 Земельного Кодекса РФ, ст.390 Налогового Кодекса РФ, ст.20 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года "О землепользовании в городе Москве" определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, осуществляемой на нем хозяйственной деятельности.
В соответствии со сведениями ЕГРН, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N*** составляет *** рублей *** копейки за квадратный метр.
Вместе с тем, в соответствии с Приложением к Постановлению Правительства города Москвы N 791-ПП от 29 ноября 2016 года "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 01 июня 2016 года", средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале N*** в случае размещения ресторана (1.2.5) составляет *** копейки за квадратный метр.
В связи с этим, действия генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А, связанные с использованием земельного участка с кадастровым N *** не в соответствии с его целевым назначением (правовой режим которого определяется исходя из установленного вида разрешенного использования) нарушают основополагающие принципы использования земельных участков и свидетельствуют о наличии имущественного ущерба.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст.ст.1, 7, 8, 42 Земельного кодекса РФ, должностное лицо Управления Росреестра по Москве и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, поскольку фактическое использование вышеназванного земельного участка свидетельствует об использовании указанного земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.
Довод жалобы стороны защиты на то, что генеральный директор ООО "Рост-Е" *** А.А. не был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, несостоятелен и опровергается материалами дела.
Положения ст.ст.25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждается и ведется производство по такому делу, предоставляют этому лицу определенные гарантии защиты, но не устанавливают его обязанности воспользоваться такими гарантиями или реализовать их лично.
С учетом названных норм права суд при рассмотрении дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности должен установить, предоставил ли административный орган заявителю возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, было ли известно заявителю о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно материалам дела, протокол N 1088 об административном правонарушении от *** года в 11 часов 35 минут составлен в присутствии защитника генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. ***О.В, действующего по доверенности, что подтверждается подписями и объяснениями защитника, указанными в соответствующих графах, копия протокола защитнику вручена под роспись. Ходатайств об отложении составления протокола об административном правонарушении, в том числе в связи с ненадлежащим извещением генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. защитник не заявлял. Необходимо отметить, что генеральный директор ООО "Рост-Е" *** А.А. извещен соответствующей телеграммой о месте и времени составления протокола. При этом нахожу несостоятельным указание на то, что *** О.В. представлял интересы только ООО "Рост-Е" и не был представителем генерального директора ***А.А. по следующим основаниям.
КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости уведомления законного представителя юридического лица каким-либо определенным способом. По смыслу закона, это может быть любой способ, позволяющий контролировать получение соответствующей информации адресатом, в том числе через защитника или иное лицо, действующее на основании выданной им доверенности на участие в производстве по делам об административных правонарушениях, наличие которой свидетельствует о правомочности указанных лиц осуществлять принадлежащие законному представителю на основании ст.28.2 КоАП РФ права.
Оценивая данный довод, считаю, что юридически важным обстоятельством является надлежащее извещение ***А.А. о времени и месте составления протокола и, при этом, вне зависимости от того, по месту работы или жительства он был извещен. Так как он был надлежаще извещен по месту работы (л.д.66), то дублировать извещение по месту его жительства не было необходимости. *** А.А, надлежащим образом извещенный о времени и месте составления протокола, мог явиться в административный орган самостоятельно или направить защитника с оформленной в соответствии со ст.25.5 КоАП РФ доверенностью, однако, этого не сделал, поэтому факт присутствия защитника ***О.В. с доверенностью от юридического лица при составлении протокола и отсутствие при этом самого ***А.А, не влечет признание данного документа недопустимым доказательством по делу.
Таким образом, само по себе присутствие при составлении протокола об административном правонарушении защитника ***О.В, вне зависимости от того, с какой доверенностью он явился в административный орган, при наличии надлежащего уведомления (телеграммы), полученного *** А.А. по месту работы, свидетельствует о надлежащем уведомлении генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. о составлении протокола об административном правонарушении и выбранном им способе реализации прав, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ.
Вопреки утверждению защитника, КоАП РФ допускает наличие при рассмотрении дела общей доверенности и не содержит обязательного требования об указании в доверенности ссылки на конкретное дело об административном правонарушении.
Доводы жалобы стороны защиты о том, что имеющиеся на участке постройки являются временными, а не капитальными, не может служить основанием для отмены обжалуемых актов.
В соответствии со п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства, относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Необходимо отметить, что заявителю вменяется использование земельного участка с кадастровым N *** не в соответствии с его целевым назначением, в иды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540: п о классификатору "общественное питание" (4.6).
Диспозиция статьи 8.8 КоАП РФ не предусматривает в качестве обязательного признака объективной стороны нахождение именно объекта капитального строительства на земельном участке, используемом не по целевому назначению. Доказыванию подлежит использование земельного участка не по целевому назначению.
Факт нахождения ресторана (по жалобе - беседки с надписью "ресторан"), расположенного на спорном земельном участке, стороной защиты не отрицается.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.
Судья районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотрел административное дело в отношении генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. и правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А, материалы дела не содержат.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными, и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении при рассмотрении жалобы.
В силу ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которого ч.1 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принцип невиновности, установленный ст.1.5 КоАП РФ, судьей районного суда не нарушен.
Вместе с тем при проверке законности и обоснованности постановления должностного лица по делу об административном правонарушении и решения вышестоящего должностного лица, вынесенного по жалобе на это постановление, судья районного суда, приходя к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемых актов путем снижения, назначенного генеральному директору ООО "Рост-Е" ***у А.А. наказания в виде административного штрафа, неправильно применил нормы материального права.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3 указанной статьи установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Анализ приведенных норм применительно к санкции ч.1 ст.8.8 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, должен быть определен исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, в этом случае должностному лицу не может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере от 20000 до 50000 рублей, предусмотренном в санкции ч.1 ст.8.8 КоАП РФ для случаев, когда кадастровая стоимость земельного участка не определена.
Таким образом, в случае наложения на должностное лицо административного штрафа в величине, кратной кадастровой стоимости земельного участка, размер административного штрафа, определяемый в соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, может составлять не менее половины минимального размера административного штрафа, исчисленного исходя из кадастровой стоимости, и не может быть уменьшен до минимального размера штрафа, указанного в санкции ч.1 ст.8.8 КоАП РФ для случаев, когда кадастровая стоимость земельного участка не определена.
Как усматривается из материалов дела, при назначении генеральному директору ООО "Рост-Е" ***у А.А. административного наказания в виде административного штрафа должностное лицо исходило из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N ***, которая составляет *** рублей. При этом должностное лицо приняло во внимание, что в случае наложения на должностное лицо административного штрафа в размере от 1% до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что предусмотрено санкцией ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, сумма штрафа превысит 300 000 рублей, что в силу ч.3 ст.3.5 КоАП РФ недопустимо. В связи с этим генеральный директор ООО "Рост-Е" *** А.А. был подвергнут административному штрафу в размере 300 000 рублей, что согласуется с ч.3 ст.3.5 КоАП РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при наличии обстоятельств, перечисленных в ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, размер наложенного на генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. административного штрафа не мог быть снижен судьей районного суда менее, чем до 150 000 рублей и не мог составлять 20 000 рублей.
Между тем на данной стадии производства по делу об административном правонарушении допущенная судьей районного суда ошибка не может быть устранена, так как иное привело бы к ухудшению положения лица, привлекаемого к административной ответственности, что при рассмотрении жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении недопустимо, равно как недопустимо при повторном рассмотрении дела об административном правонарушении в случае отмены обжалуемого решения судьи районного суда вышестоящим судом.
Нарушений норм материального и процессуального по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Щербинского районного суда Москвы от 07 августа 2019 года, постановление N 596/17/2018 заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель от 22 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Рост-Е" ***А.А. оставить без изменения, жалобы защитника по доверенности ***О.В. и заместителя главного государственного инспектора в Москве по использованию и охране земель ***А.А. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.