Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Морозкова Е.Е., рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N3а-58/2019 по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью(ООО) "ПЕНОПЛЭКС СПб" на определение Ленинградского областного суда от 17 сентября 2019 года, которым отказано в удовлетворении заявления административного истца ООО "ПЕНОПЛЭКС СПб" о взыскании судебных расходов,
установил:
ООО "ПЕНОПЛЭКС СПб" обратилось в суд с заявлением о взыскании с административных ответчиков судебных расходов в сумме "данные изъяты" руб, понесенных в связи с рассмотрением административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером: N. Административный истец считал, что с административных ответчиков подлежат взысканию затраты на проведение ООО "Гильдия экспертов Северо-Запада" оценки и составление отчета об оценке N N в размере "данные изъяты" руб, на оплату государственной пошлины "данные изъяты" руб, на оплату судебной экспертизы "данные изъяты" руб.
В судебное заседание представитель административного истца ООО "ПЕНОПЛЭКС СПб" не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом.
К участию в деле при рассмотрении его по существу судом были привлечены: в качестве административных ответчиков-Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее-ФГБУ "ФКП Росреестра"), правительство Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее-Управление Росреестра по Ленинградской области); в качестве заинтересованного лица- администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области.
В судебном заседании представитель административного ответчика правительства Ленинградской области Яровая И.А. в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов просила отказать по доводам, приведенным в возражениях.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области, а также представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, представив возражения в письменном виде относительно заявления о взыскании судебных расходов по существу.
ФГБУ "ФКП Росреестра" о слушании дела извещено, представителя для участия в судебном заседании не направило, возражений по существу заявления не представило.
Определением Ленинградского областного суда от 17 сентября 2019 года в удовлетворении заявления административного истца ООО "ПЕНОПЛЭКС СПб" отказано.
В частной жалобе административный истец ООО "ПЕНОПЛЭКС СПб" просит определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявление о взыскании судебных расходов удовлетворить, взыскав судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей с административного ответчика -правительства Ленинградской области. Административный истец полагал, что поскольку в настоящее время отсутствует стандарт государственной кадастровой оценки, устанавливающий диапазон отклонений между кадастровой и рыночной стоимостью, то с учетом правовых позиций постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N20-П вывод суда о незначительности расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка является необоснованным. По мнению административного истца, названным выше постановлением Конституционного Суда РФ не утверждается и о возможности отказа во взыскании судебных расходов в полном объеме при обжаловании кадастровой стоимости земельного участка, что судом не учтено. Судом не дана оценка доводам административного ответчика правительства Ленинградской области, изложенным в отзыве на заявление. Утверждение административного ответчика о том, что требования административного истца не оспаривались ни по основаниям возникновения, ни по существу, противоречит материалам дела.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, без проведения судебного заседания, судьей единолично (части 2, 2.1 ст.315 КАС РФ).
Исследовав и изучив представленное административное дело, частную жалобу, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, определенная филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с правилами ст.24.19 Федерального закона 135-ФЗ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу, составляла "данные изъяты" руб.
Обратившись в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, административный истец изначально просил установить кадастровую стоимость в размере равном его рыночной стоимости- "данные изъяты" руб. После проведения по делу судебной экспертизы административный истец уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, определенной эспертом- "данные изъяты" руб.
В ходе судебного разбирательства административные ответчики правительство Ленинградской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" разрешение требований оставили на усмотрение суда. Административным ответчиком Управлением Росреестра по Ленинградской области заявлено об отсутствии самостоятельных возражений по существу заявленных требований.
Вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 26 апреля 2019 административное исковое заявление ООО "ПЕНОПЛЭКС СПб" удовлетворено и по состоянию на 02.09.2010 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере, равном его рыночной стоимости- "данные изъяты" рублей.
При рассмотрении заявления о взыскании судебных расходов суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления о взыскании судебных расходов, так как ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка не настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это могло бы свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к данному объекту недвижимости. Судом учтено, что административные ответчики не оспаривали требования административного истца, в том числе и по размеру рыночной стоимости.
Не оспаривая факта несения административным истцом судебных расходов, суд при принятии оспариваемого определения исходил из конкретных установленных по делу обстоятельств, собранных по делу доказательств, руководствовался ст.ст.103, 106, 111 КАС РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и правовых позиций, отраженных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
Указанные выводы суда являются правильными по следующим основаниям.
Статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 106 КАС РФ к судебным издержкам относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителя и суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 КАС РФ.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Установив, что отклонение ранее установленной кадастровой стоимости от его рыночной стоимости составляет менее 50 процентов, руководствуясь вышеприведенными нормами, правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что допущенное при установлении кадастровой стоимости земельного участка ее расхождение с рыночной стоимостью не может свидетельствовать об ошибочности ранее состоявшейся кадастровой оценки.
Судом обоснованно учтены и правовые позиции административных ответчиков, занятые ими при рассмотрении административного дела по существу.
Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы в обжалуемом судебном акте и, вопреки доводам частной жалобы, не противоречат правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированным в постановлении от 11 июля 2017 г.N20-П.
Ссылка в частной жалобе административного истца на названное постановление Конституционного Суда Российской Федерации, в частности на указание о допустимом с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазоне отклонений между кадастровой и рыночной стоимостью, на возможность возмещения судебных расходов в части, не может быть признана основанием к отмене обжалуемого определения по следующим основаниям.
Отсутствие в законодательстве утвержденной допустимой величины диапазона отклонений между кадастровой и рыночной стоимостью не свидетельствует о незаконности выводов суда, так как в соответствии с вышеприведенными нормами и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации судом проверено и установлено, что допущенное при установлении кадастровой стоимости земельного участка ее расхождение с рыночной стоимостью не свидетельствует об ошибочности ранее состоявшейся кадастровой оценки. Соответственно, правовые основания для взыскания возмещения судебных расходов с административных ответчиков, отсутствовали.
Суждение административного истца о недопустимости отказа в возмещении судебных расходов в полном объеме в силу правовых позиций, закрепленных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N20-П, является несостоятельным, так как не соответствует содержанию постановления и сделанным выводам.
Представление в ходе судебного разбирательства административными ответчиками письменных позиций по административному иску, не содержащих возражений ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе представление административным ответчиком - правительством письменного отзыва на административный иск, содержащего указание на недостатки отчета об оценке N N от 26.10.2018, но оставившего рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда), предложение кандидатур экспертов, участие представителей административных ответчиков в судебных заседаниях с изложением позиций об оставлении административного иска на усмотрение суда, является по существу реализацией административными ответчиками процессуальных прав, представленных им положениями ст.ст.38,45 КАС РФ. Данное поведение административных ответчиков не свидетельствует об оспаривании заявленных административным истцом ООО "ПЕНОПЛЭКС" требований ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе и по размеру рыночной стоимости).
Таким образом, обжалуемое определение является законным и обоснованным, доводы частной жалобы основаны на неверном толковании норм процессуального права, на законность обжалуемого определения не влияют и его отмену не влекут.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
определение Ленинградского областного суда от 17 сентября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу ООО "ПЕНОПЛЭКС СПб"-без удовлетворения.
Судья Е.Е.Морозкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.