Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу
Мельниченко В.Г. на постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 09.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края,
установил:
Постановлением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 09.07.2019 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края в связи с отсутствием состава административного правонарушения (далее - постановление судьи от 09.07.2019).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Мельниченко В.Г. выражает несогласие с выводами судьи районного суда, указывает, что в действиях Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее - Администрация района) имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ, и приводит доводы, аналогичные изложенным в протоколе об административном правонарушении от 17.06.2019. Просит постановление судьи от 09.07.2019 отменить, привлечь Администрацию района к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ.
В письменных возражениях представитель Администрации района Саакян А.А. просит оставить постановление судьи от 09.07.2019 без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления судьи от 09.07.2019 в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав мнение представителя Администрации района
Саакяна А.А, возражавшего против удовлетворения жалобы пор доводам, изложенным в письменных возражениях, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела видно, что государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - инспектор Росприроднадзора) Мельниченко В.Г. по обращению жителя г. Ессентуки, в порядке ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", проведена проверка по вопросу образования несанкционированной свалки отходов на берегу реки Подкумок в станице Ессентукской Предгорного района Ставропольского края, с выездом на место, указанное в обращении.
В ходе проверки инспектором Росприроднадзора непосредственно обнаружен факт нарушения природоохранного законодательства, выражающегося в расположении по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, в районе домов 2-4 по улице Прибрежная по координатам 44° Г18.93"СШ 42°50*46.01 "ВД, а именно в 10 м от уреза воды, в границах водоохранной зоны реки Подкумок, ширина которой в данном районе составляет 200 м, несанкционированной свалки отходов производства и потребления (строительные отходы, автомобильные покрышки), которые располагались навалами на крытом грунте в местах, не оборудованных для накопления отходов, не имеющих навеса, на земельном участке, не имеющем водонепроницаемого покрытия, ограждения, не оборудованного системами предотвращения попадания загрязняющих веществ в окружающую среду, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения.
По признакам нарушения требований природоохранного законодате6льства инспектором Росприроднадзора 23.04.2019 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, в районе домов 2-4 по улице Прибрежная, по
ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ.
В рамках административного расследования были производены следующие процессуальные действия:
инспектором Росприроднадзора выносились определения об истребовании у Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и Администрации Ессентукского сельского совета Предгорного муниципального района Ставропольского края, сведений о собственнике, арендаторе земельного участка, расположенного по указанному адресу, копия договора аренды, сведения об организации, должностных лицах, ответственных за уборку территории от мусора в станице Ессентукской в Предгорном районе Ставропольского края;
с привлечением специалистов аккредитованной лаборатории филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Кавказским Минеральным Водам, в присутствии представителя Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, произведен отбор проб отходов и почвы под несанкционированной свалкой по указанному адресу; специалистами произведено лабораторное исследование отобранных проб, оформленное протоколами морфологического состава отхода N 40о/1 и N 40/2 от 14.05.2019;
инспектором Росприроднадзора выносилось определение N 18-/Ф/464-5 от 22.05.2019 о назначении экспертизы по результатам лабораторных исследований, оформленных протоколами морфологического состава отхода N 40о/1 и N 40/2 от 14.05.2019; по результатам проведения экспертизы экспертом "... " О.Ф. составлено экспертное заключение N 18/1-О от 24.05.2019;
произведен осмотр водоохранной зоны реки Подкумок по указанному адресу, с участием представителя Администрации Ессентукского сельского совета Предгорного муниципального района Ставропольского края (представителю Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края направлялось уведомление о проведении осмотра, но он не явился); по результатам осмотра составлен протокол осмотра
N 19/177/ВП/1-177/8 от 11.06.2019.
По результатам административного расследования инспектором Росприроднадзора Мельниченко В.Г. 17.06.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 19-177/ВП/1-177/11 о наличии в действиях (бездействии) юридического лица - Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (адрес: 357350, Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Набережная, 5) признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2
ст. 8.13 КоАП РФ (далее - протокол от 17.06.2019) (л.д. 3-12).
В протоколе от 17.06.2019 отражены установленные в ходе административного расследования следующие обстоятельства:
отходы, пробы которых отобраны с несанкционированной свалки, состоят из мусора от сноса и разборки зданий несортированного (код по ФККО 81290101724) и шин пневматических автомобильных отработанных (код по ФККО 92111001504) (протоколы морфологического состава отхода N 40о/1 и N 40/2 от 14.05.2019);
отходы, расположенные в границах водоохранной зоны реки Подкумок по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская в районе домов 2-4 по улице Прибрежная по координатам 44° 118.93"СШ 42°50"46.01"ВД на правом берегу реки Подкумок, согласно приказу от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", относятся к четвёртому классу опасности (экспертное заключение N 18/1-О от 24.05.2019);
отходы расположены навалами на открытом грунте, в местах, не оборудованных для накопления отходов, не имеющих навеса; земельный участок, на котором расположены отходы, не имеет водонепроницаемого покрытия, не оборудован системами предотвращения попадания загрязняющих веществ в окружающую среду, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения; территория земельного участка, на котором расположены отходы, не относится к полигону по хранению отходов либо другому объекту по размещению отходов, не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, внесение в который осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов"; свалка находится на расстоянии 10 метров от уреза воды (протокол осмотра N 19/177/ВП/1-177/8 от 11.06.2019);
земельный участок, на котором расположены отходы, относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом выявленных обстоятельств дела, исходя из положений частей 1, 5 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми ответственность за захламление (загрязнение) земельного участка несет собственник, пользователь либо лицо, осуществляющее управление, распоряжение земельным участком; распоряжение земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, инспектор Росприроднадзора Мельниченко В.Г. в протоколе от 17.06.2019 пришел к выводам о том, что проведение уборки территории водоохранной зоны реки Подкумок, расположенной на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, относится к ведению Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, следовательно, данное юридическое лицо допустило образование несанкционированных свалок в границах водоохранной зоны реки Подкумок по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст.
Ессентукская в районе домов 2-4 по улице Прибрежная на правом берегу реки Подкумок, не приняло мер по ликвидации указанных свалок и приведению территории водоохранной зоны к состоянию, пригодному для использования, что является нарушением требований статей 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), ч. 1, пунктов 1, 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Судья районного суда, признав установленным, что река Подкумок находится в собственности Российской Федерации и зарегистрирована в водном реестре под кодом 07010000412108200001753, а местом совершения административного правонарушения является водоохранная зона реки Подкумок, расположенная на земельных участках на берегу данной реки по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, в районе домов 2-4 по улице Прибрежная по координатам 44° Г18.93"СШ 42°50*46.01 "ВД, то есть на территории муниципального образования Ессентукского сельского совета Предгорного муниципального района Ставропольского края, пришел к выводу о том, что ответственность за охрану водных объектов, в том числе водоохранной зоны, предотвращению их загрязнения, засорения, в том числе ликвидации указанных последствий возложена на Администрацию муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, как орган местного самоуправления, либо на должностных лиц данной Администрации, в связи с чем Администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края не является надлежащим субъектом административной ответственности по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ, соответственно, в её действиях отсутствует состав данного административного правонарушения, и вынес постановление от 09.07.2019 о прекращении производства по настоящему делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1
ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление судьи от 09.07.2019 подлежит отмене как основанное на неверном применении и толковании норм материального права, неверной оценке представленных доказательств, не свидетельствующее о полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела.
Так, в силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действие - это активное поведение лица, направленное на достижение определенной цели. Бездействие - невыполнение своих обязанностей или неприменение своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности. Противоправность деяния выражается в нарушении требований действующего законодательства, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ, влечет невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования.
По смыслу ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ административной ответственности по этой статье подлежат лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица), которые несут обязанность по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, однако исполнили такую обязанность несвоевременно либо уклонились от её исполнения вовсе, то есть допустили виновное бездействие.
Согласно ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
С момента введения в действие с 01.01.2007 Водного кодекса РФ был существенно изменён правовой режим водоохранной зоны, водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда (ст. 102 ЗК РФ), в ВК РФ не предусмотрено понятие "земли водного фонда", а установлено понятие "водный фонд".
Таким образом, в силу ст. 65 ВК РФ, водоохранные зоны являются установленными на основании самого факта примыкания территории к соответствующему водному объекту, то есть на землях любой категории, примыкающих к водному объекту, и их размер зависит от вида водного объекта и его протяженности, а не от того, сформированы или нет земельные участки на соответствующей территории и какие права на них закреплены.
С целью охраны самого водного объекта от последствий, указанных в ст. 65 ВК РФ, на территории примыкающих к нему земельных участков возникает особый правовой режим хозяйственной деятельности и иной деятельности.
Статьей 56 ЗК РФ установлены ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подп. 1 п. 2 ст. 56).
Водоохранные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 18 ст. 65 ВК РФ установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 утверждены "Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" (далее - Правила N 17).
В п. 2 Правил N 17 указано, что установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Установление границ (в зависимости от характера объектов) осуществляется либо органами государственной власти субъектов РФ, либо Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами, оно включает в себя:
а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 ВК РФ;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253. (пункты 3 - 5 Правил N 17).
Органы государственной власти обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии (пункт 6 Правил N 17).
Образцы информационных знаков утверждены приказом Минприроды РФ от 13.08.2009 N 249 "Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Собственники земель, землевладельцы и землепользователи земельных участков, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, обеспечивают беспрепятственный доступ представителей органов государственной власти, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в целях осуществления размещения на соответствующих земельных участках специальных информационных знаков и поддержания их в надлежащем состоянии (п. 7 Правил N 17).
Согласно ст. 31 ВК в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны формируется государственный водный реестр.
В государственном водном реестре содержатся сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования включаются (п. 8 ч. 4 ст. 31 ВК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 утверждено "Положение о государственном водном реестре", в соответствии с которым ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов (п. 3), реестр содержит разделы "Водные объекты и водные ресурсы", "Водопользование" и "Инфраструктура на водных объектах" (п. 6); в раздел "Водопользование" реестра включаются сведения: о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, а также других зонах с особыми условиями их использования (п. 8 "б")
В силу ст. 12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Из смысла п. 1 ст. 3 ЗК РФ следует, что отношения по использованию и охране земель в пределах водоохранных зон, по своей сути, являются земельными отношениями. И хотя их правовой режим обусловлен тем, что они непосредственно граничат с водными объектами, он этим не исчерпывается. Земельные участки в пределах водоохранных зон не изымаются из хозяйственного оборота, хозяйственная деятельность на них не запрещена, она лишь ограничена.
Ограничения не касаются вида использования (вида разрешенного использования в земельно-правовом смысле этого понятия). Законодатель устанавливает запреты на совершение определенного вида деятельности в рамках разрешенного вида использования.
В ч. 15 ст. 65 ВК РФ установлен перечень запретов в границах водоохранных зон, в том числе запрет на размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов (п. 2 ч. 15).
В ч. 16 ст. 65 ВК РФ определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлен запрет на захоронение отходов производства и потребления, в том числе, в границах водоохранных зон.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально, и представляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.
Согласно ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьей 55 ВК РФ устанавливаются основные (общие) требования к охране водных объектов. В частности, в силу ч. 1 данной статьи, на собственников водных объектов возлагается обязанность по осуществлению мероприятий по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
К вышеуказанным мерам можно отнести:
деятельность по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками;
меры, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, в том числе деятельность по осуществлению необходимых для этого проектных работ;
проведение мероприятий по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов), их документальное закрепление;
оборудование возводимых в границах водоохранных зон хозяйственных и иных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 16 ст. 65 ВК РФ).
информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (п. 2 Правил N 17)
Как уже отмечалось, собственниками водных объектов могут быть Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Реализация возложенной обязанности органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления осуществляется в пределах полномочий, установленных ВК РФ.
Согласно п. 1 ст. 13 ЗК РФ под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из п. 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, загрязнение и засорение земельного участка, на территории которого расположена водоохранная зона или прибрежная защитная полоса охраняемого водного объекта, в том числе отходами производства и потребления, свидетельствует о несоблюдении лицом особых условий использования этого земельного участка и особого правового режима хозяйственной и иной деятельности на данном участке, а так же о невыполнении обязанностей по предотвращению (недопущению) загрязнения и засорения путем проведения мероприятий по приведению водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению.
С учетом вышеизложенного, для правильного рассмотрения настоящего дела по существу и установления лица, допустившего виновное бездействие, квалифицируемое по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ, судье надлежало выяснить, действительно ли несанкционированная свалка мусора расположена в границах земельного участка, занятого водоохранной зоной или прибрежной защитной полосой охраняемого водного объекта - реки Подкумок, находящейся в федеральной собственности; чем подтверждается установление границ указанной водоохранной зоны; кто является собственником либо пользователем данного земельного участка, на которого в силу закона возложены обязанности по осуществлению мероприятий по охране данного водного объекта, его водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, предотвращению их загрязнения и засорения, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений.
Установив, что имело место засорение земельного участка, занятого водоохранной зоной реки Подкумок, находящейся в федеральной собственности, что в соответствии с положениями ст.ст. 24-27, ч. 1 ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятий по охране данного водного объекта, его водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, предотвращению их загрязнения и засорения, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений, судья районного суда при этом не установил, кому на праве собственности (пользования, владения и распоряжения) принадлежит земельный участок, примыкающий к реке Подкумок, и, ссылаясь на положения статей 7, 8 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 24 ч. 1 ст. 16, подп. 18 п. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводам о том, что деятельность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесена к вопросам местного значения, связи с чем ответственность за охрану водного объекта, его водоохранной зоны, предотвращение их загрязнения и засорения, а также ликвидацию последствий указанных явлений возложена на Администрацию муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края либо её должностных лиц.
Тем самым судья районного суда сделал незаконные и необоснованные выводы о виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ, лиц, не являющихся лицами, участвующими в настоящем деле.
Придя к выводу об отсутствии в действиях Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ, судья не выяснил, находился или нет земельный участок, примыкающий к реке Подкумок, на котором была расположена несанкционированная свалка, в собственности (пользовании, владении и распоряжении) Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края,
Так же судья не дал надлежащей оценки установленному в протоколе от 17.06.2019 обстоятельству - отнесению указанного земельного участка к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми в силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, кроме установленных настоящим пунктом случаев.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу
(ст. 26.11 КоАП РФ).
Как следует из смысла ст.ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путём исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, при наличии процессуальной возможности для устранения сомнений по вопросам, перечисленным в ст. 26.1 КоАП РФ, судья обязан выполнить требования ст. 24.1 Кодекса о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в ходе судебного разбирательства судья районного суда не выяснил все фактические обстоятельства дела, не исследовал представленные доказательства и не дал им надлежащей правовой оценки, что не позволило в полной мере установить событие административного правонарушения и дать правильную юридическую оценку содеянному.
Поскольку судья Предгорного районного суда не принял меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, вынесенное 09.07.2019 постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Судье районного суда надлежит учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в зависимости от установленного, вынести постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Мельниченко В.Г. удовлетворить частично.
Постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 09.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края - отменить.
Материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в Предгорный районный суд Ставропольского края в ином составе суда.
Судья
Ставропольского краевого суда О.В. Загорская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.