Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 90023834-3 "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Актуальность и необходимость настоящей законодательной инициативы обусловлена тем, что в последнее время нефтяными компаниями создана система внутрикорпоративных взаимоотношений, приведшая к снижению рентных платежей предприятий-недропользователей (плата за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы) в несколько раз. Достигается это путем заключения внутрикорпоративных соглашений на покупку-продажу сырой товарной нефти, добытую недропользователем и соответствующую требованиям ГОСТа, по ценам в 2 - 3 раза ниже рыночных, что соответственно многократно уменьшает объем реализации продукции и, соответственно, суммы рентных платежей.
Несмотря на то, что свыше 40% добываемой недропользователями нефти идет на экспорт по ценам, кратно превышающим внутрироссийские, выручка от экспорта также не учитывается при исчислении рентных платежей, поскольку экспорт основного объема нефти осуществляется не недропользователями, а различными посредническими структурами, созданными нефтяными компаниями. Данные посреднические структуры, как правило, зарегистрированы в г.Москве или в зонах с льготным налогообложением (оффшорах), оставляют себе значительную часть прибыли недропользователя (из-за разницы цен реализации и перепродажи), "вымывая" тем самым налогооблагаемую базу федерального и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данными действиями нефтяные компании наносят прямой ущерб социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.
По экспертным оценкам, из-за ценовой политики во внутрикорпоративных взаимоотношениях между нефтяными компаниями и недропользователями, в областной бюджет недоначисляется платежей за пользование недрами в размере свыше 1500 млн.руб. в расчете на год.
Налоговые органы ограничены в эффективном контроле цен для целей налогообложения, так как на сегодняшний день положения статьи 40 НК РФ рассчитаны на нормально функционирующий рынок товаров, работ, услуг с общедоступными источниками информации о товарно-денежных потоках, динамике цен по сделкам, но на практике выглядит все несколько иначе. В связи с этим, для усиления роли государства в административно-властных отношениях, необходимо внесение изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса.
В целях реализации положений статьи 40 НК РФ на практике необходимо:
1. Определить орган, уполномоченный определять рыночную цену товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Таким органом может являться Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
2. Определить орган, уполномоченный определять товарный рынок. Таким органом может являться Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
3. Ограничить компетенцию налоговых органов в части осуществления ими самостоятельно мониторинга рыночных цен, товаров, работ, услуг с учетом многочисленных условий, предусмотренных пунктами 3 - 9 статьи 40 НК РФ в ныне действующей редакции.
В случае принятия настоящего Закона не предполагается дополнительных затрат из федерального бюджета или каких-либо иных источников финансирования для его реализации.
Справка
о состоянии законодательства в сфере налогообложения и определения
границ товарных рынков и рыночных цен товаров, работ и услуг
для целей налогообложения
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 09.07.99);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ (ред. от 09.07.99) "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации";
3. Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 (ред. от 04.05.99) "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
4. Закон РСФСР от 20.12.91 N 2069-1 "О подоходном налоге с предприятий";
5. Закон Российской Федерации от 13.12.91 N 2028-1 (ред. от 22.12.92) "О налогообложении страховой деятельности";
6. Закон Российской Федерации от 12.12.91 N 2025-1 (ред. от 22.12.92) "О налогообложении доходов банков";
7. Закон Российской Федерации от 12.12.91 N 2023-1 (ред. от 23.03.98) "О налоге на операции с ценными бумагами";
8. Закон Российской Федерации от 12.12.91 N 2020-1 (ред. от 27.01.95) "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения";
9. Закон Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 (ред. от 04.05.99) "О налоге на добавленную стоимость";
10. Закон Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 (ред. 02.01.2000) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.2000 N 10 "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по статистике";
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.99 N 793 "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства".
Перечень
нормативных правовых актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации"
В связи с принятием настоящего Закона потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ (ред. от 09.07.99) "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.99 N 793 "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.94 N 834 (ред. 07.03.95) "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по статистике".
Правительству Российской Федерации в целях конкретизации норм НК РФ разработать порядок определения рыночной цены и границ товарного рынка, методологию проведения статистических наблюдений за рыночными ценами товаров, работ и услуг.
Таким органом может являться Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.