Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 90048798-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"
Досье на проект федерального закона
Практика применения Федерального закона "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 N 170-ФЗ выявила ряд серьезных противоречий и недостатков, особенно в части лицензирования деятельности в области использования атомной энергии, негативно влияющих на развитие атомной энергетики и требующих устранения путем внесения в закон изменений и дополнений, состоящих в следующем:
1. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" конкретно не определяет лицензируемые виды деятельности в области использования атомной энергии и содержит отсылочную норму, согласно которой перечень лицензируемых видов деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. В этой части закон не согласуется с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г., согласно которому лицензируемые виды деятельности должны быть указаны федеральными законами. Виды деятельности в области использования атомной энергии, подлежащие лицензированию, предлагается закрепить законодательным путем.
2. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" нуждается в уточнении в части более четкого определения функций государственного управления использованием атомной энергии и функций государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
В законе нет четкого разграничения полномочий и ответственности органов, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии, и органов, осуществляющих регулирование безопасности при использовании атомной энергии. Правовые коллизии в сфере лицензирования не позволяют федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии, в полной мере проводить эффективную государственную политику в этом важном секторе российской экономики.
В действующей редакции закона существует несоответствие между объемом задач и функций органа, осуществляющего управление использованием атомной энергии, и объемом полномочий этого органа, состоящее в отсутствии такого рычага управления, как лицензирование деятельности в области использования атомной энергии.
3. Норма статьи 18 об обязательном бесплатном страховании граждан, проживающих и находящихся в зоне наблюдения, противоречит концепции безопасности (недопустимости распространения аварии за пределы санитарно-защитной зоны), приводит к неоправданным финансовым затратам и способствует распространению радиофобии. Кроме того, она дублирует статью 56.
4. В законе отсутствует норма, регламентирующая проведение забастовок персоналом ядерных объектов на рабочих местах, что имеет исключительно важное значение для обеспечения безопасности.
5. Предлагаемый законопроект направлен на попытку дать более четкое разграничение полномочий органов государственного управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и устранение отмеченных выше недостатков.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.01.97 N 26 в перечень органов государственного регулирования безопасности, кроме Госатомнадзора России, вошли также Минздрав России, Госгортехнадзор России, Министерство внутренних дел России. В целях обеспечения безопасности каждый из этих органов, а не только Госатомнадзор России, который до настоящего времени является единственным лицензирующим органом в области использования атомной энергии (фактически монополизировав регулирующие функции), обязан участвовать в процедуре лицензирования. Предлагаемый законопроект предусматривает роль каждого из названных органов в согласовании условий выдаваемых лицензий в пределах закрепленных за ними предметов ведения.
Выдачу лицензии на вид деятельности в области использования атомной энергии целесообразно возложить на те органы исполнительной власти, которые в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами несут ответственность за проведение государственной политики в области использования атомной энергии, за состояние, дальнейшее развитие и безопасность ядерного комплекса Российской Федерации - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии.
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об использовании атомной энергии"
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, или каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Кроме того, уменьшение числа лиц, подлежащих обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия, уменьшает расходы средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии, которыми в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" являются только государственные и муниципальные предприятия, создаваемые в форме унитарных или казенных предприятий, а также учреждения.
Перечень
законодательных и иных нормативных правовых актов, в которые
требуется внесение изменений и дополнений в связи с принятием
Федерального закона " О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"
1. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 года.
2. Положение о Государственном комитете по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте Российской Федерации, утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации от 05.06.92 N 238-рп.
3. Порядок приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных АЭС и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.95 N 773.
4. Положение о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.96 N 291.
5. Положение о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 574.
6. Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.96 N 575.
7. Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.97 N 240.
8. Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утвержденные, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 N 306.
9. Положение о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии,утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.97 N 392.
10. Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 N 865.
11. Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.97 N 1298.
12. Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.98 N 746.
13. Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.98 N 744.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.98 N 1117 "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном заключать соглашения на передачу находящихся в федеральной собственности ядерных материалов в пользование юридическим лицам".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.