Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В,
судей Кущ Н.Г, Клименко А.А.
при секретаре Климашевской Т.Г,
помощнике судьи М,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело N2а-1780/2019 по административному иску Андросова Вадима Александровича к администрации Города Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка
по апелляционной жалобе представителя Андросова Вадима Александровича Кочетова Р.М. на решение Кировского районного суда г.Томска от 9 августа 2019г,
заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации Города Томска,
установила:
Андросов В.А. обратился в Кировский районный суд г.Томска с административным иском к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска (с учетом уточнения требований) о признании незаконным отказа администрации Города Томска в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером /__/, изложенного в ответе от 11.04.2019 N 01-01-21/2008; о возложении на администрацию Города Томска обязанности устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения его заявления от 06.03.2019 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в установленном законом порядке.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/ видом разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного в территориальной зоне ЖИ-2 "Зона застройки жилыми домами переменной этажности в исторических районах", и, запланировав возведение на этом земельном участке нежилого здания под офисы с автостоянкой для временного хранения легковых автомобилей, обратился в администрацию Города Томска с заявлением о предоставлении разрешения на реализацию условно разрешенного вида использования земельного участка- "офисы, автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей в связи с проектированием объекта; ответом от 11.04.2019 N01-01-21/2008 в предоставлении муниципальной услуги отказано со ссылкой на несоответствие содержания представленных документов требованиям действующего законодательства, в частности в связи с тем, что действие градостроительного регламента на земельный участок не распространяется, виды разрешенного использования определяются в соответствии с федеральными законами, а не на основании правил землепользования и застройки, поскольку земельный участок полностью находится на территории общего пользования в габаритах красных линий в соответствии с проектом детальной планировки центральной части города Томска, утвержденным решением Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов N407-р от 15.04.1991. Также со ссылкой на схему транспортной инфраструктуры Генерального плана муниципального образования "Город Томск", утвержденной решением Думы Города Томска от 01.07.2014 N1049, указано, что в районе испрашиваемого земельного участка предусмотрена магистральная улица общегородского значения (ул.Красноармейская).
Данный отказ не является законным, поскольку земельный участок имеет вид разрешенного использования: "для эксплуатации индивидуального жилого дома", на нем отсутствуют какие-либо объекты общего пользования или линейные объекты; красные линии, на наличие которых ссылается административный ответчик, не соответствуют Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", а потому применению не подлежат; в соответствии с действующими документами территориального планирования и градостроительного зонирования спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны ЖИ- 2 и не находится на территории планируемого объекта местного значения - автомобильной дороги; проект планировки в отношении данной территории, которым были бы установлены красные линии улицы Красноармейской, для реализации Генерального плана муниципального образования "Город Томск" не утвержден.
Определением Кировского районного суда г. Томка от 25.07.2019 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены администрация Города Томска и Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Андросова В.А. с участием его представителя Кочетова P.M, который настаивал на удовлетворении требований административного иска по изложенным выше основаниям.
В судебном заседании представитель администрации Города Томска Чиков С.С. возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что на земельный участок Андросова В.А. действие градостроительного регламента не распространяется, в этой связи не действуют и не применяются условно разрешенные виды использования земельного участка, установленные для территориальной зоны ЖИ-2; спорный земельный участок расположен на территории, на которой планируется размещение магистральной дороги общегородского значения (ул.Красноармейской), что предусмотрено проектом планировки магистральной улично-дорожной сети г.Томска (1 этап), разработанным ОАО "Томгипротранс" по муниципальному контракту N03/арх от 15.04.2008, на основании которого внесены изменения в Генеральный план муниципального образования "Город Томск"; оснований считать недействующими и не подлежащими применению красные линии, установленные проектом детальной планировки центральной части города Томска в 1991 году, нет.
Представитель ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска Герасимов В.В. считал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по тем же основаниям.
Обжалуемым решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Андросова В.А. Кочетов Р.М. просит отменить судебный акт, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, настаивая на том, что в отношении территории, на которой расположен земельный участок административного истца, не утвержден проект планировки территории или проект межевания территории для реализации Генерального плана муниципального образования "Город Томск" и проект красных линий; в соответствии с действующими документами территориального планирования и градостроительного зонирования земельный участок по /__/, не входит в границы территории общего пользования, ограниченной красными линиями, на участке не запланировано размещение автомобильной дороги; местоположение красных линий, содержащееся в Проекте детальной планировки, утвержденном решением Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 15.04.1991 N407р, не соответствует Генеральному плану и не учитывалось ни при его утверждении, ни при зонировании территории муниципального образования, в связи с чем применению не подлежит; оснований считать, что земельный участок расположен в границах отвода автомобильной дороги, нет, поскольку соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют; напротив, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Томск" спорный земельный участок относится к функциональной зоне - "жилая застройка", а согласно Правилам землепользования и застройки входит в территориальную зону ЖИ-2, градостроительные регламенты которой распространяются на данный участок и допускают возможность предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования участка.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Города Томска просит решение суда оставить без изменения.
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная инстанция Томского областного суда сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Андросова В.А, представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция Томского областного суда пришла к следующему выводу.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории, одной из которых являются: земли населенных пунктов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав этой категории земель могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, пунктом 1 которой предусмотрено, что лица, заинтересованные в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляют заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Однако, как следует из части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, расположенные в границах территории общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами (пункты 2 и 3).
Регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, объектов капитального строительства" утвержден постановлением администрации Города Томска от 29.06.2012 N766 (далее - Административный регламент).
В силу пункта 2.2 Административного регламента указанная муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, комиссии по землепользованию и застройке, созданной на основании постановления Мэра города Томска от 29.02.2008 N125 "Об утверждении Положения о комиссии по землепользованию и застройке и ее состава", администрации Кировского района Города Томска, администрации Ленинского района Города Томска, администрации Советского района Города Томска, администрации Октябрьского района Города Томска.
Результатом рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги может являться выдача (направление) заявителю, в том числе письма, содержащего решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участка, объектов капитального строительства" (подпункт 3 пункта 2.3 Административного регламента).
Должностным лицом, уполномоченным на подписание писем, содержащих решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, является заместитель Мэра Города Томска- начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (пункт 3.5.2 Административного регламента).
Согласно подпункту 2 пункта 2.8 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является наличие в документах, представленных заявителем, недостоверных сведений или несоответствие представленных документов по содержанию требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что Андросову В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м, категория земель- "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для эксплуатации индивидуального жилого дома".
На данный земельный участок выдан градостроительный план NRU 70321000-0000000000006417, согласно которому земельный участок расположен в территориальной зоне ЖИ-2 "Зона застройки жилыми домами переменной этажности в исторических районах". В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", принятыми решением Думы Города Томска N687 от 27.11.2007, для зоны ЖИ-2 установлен градостроительный регламент, к условно разрешенным видам использования относятся, в числе прочего офисы и автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей.
06.03.2019 Андросов В.А. обратился в администрацию Города Томска с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования указанного земельного участка "офисы, автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей".
Письмом от 11.04.2019 N01-01-21/2008 административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на пункт 2.8 Административного регламента и на то, что спорный земельный участок полностью находится на территории общего пользования в габаритах красных линий, установленных проектом детальной планировки центральной части города Томска, утвержденным решением Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов N407-р от 15.04.1991. Также указано, что в соответствии со схемой транспортной инфраструктуры Генерального плана муниципального образования "Город Томск", утвержденной решением Думы Города Томска от 01.07.2014 N1049, в районе земельного участка предусмотрена магистральная улица общегородского значения (ул.Красноармейская), при этом действие градостроительного регламента в соответствии с частью 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации на такой земельный участок не распространяется, его виды разрешенного использования определяются в соответствии с федеральными законами, а не на основании Правил землепользования и застройки.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал на законность и обоснованность обжалуемого решения администрации Города Томска, поскольку, по его мнению, земельный участок, в отношении которого испрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования, расположен в полосе отвода автомобильной дороги, а также в габаритах красных линий, установленных решением Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 15.04.1991 N407р, которым утвержден проект детальной планировки центральной части города Томска как основа для дальнейшего проектирования, при этом в материалы дела не представлено доказательств, что установленные указанным нормативным актом красные линии противоречат действующему законодательству, Генеральному плану муниципального образования "Город Томск". В этой связи суд пришел к выводу о том, что градостроительный регламент территориальной зоны ЖИ-2, предусмотренный Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", на спорный земельный участок не распространяется, следовательно, условно разрешенный вид использования не может быть установлен.
С такими выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения), существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Как следует из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Из приведенных правовых предписаний следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, при этом, определяя стратегию градостроительного развития муниципального образования и условия формирования среды жизнедеятельности, исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, предполагая потенциальное изменение назначения территории. С учетом длительности сроков реализации документов территориального планирования (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации) на картах, входящих в состав генерального плана городского округа, указывается только местоположение планируемого объекта местного значения, в том числе автомобильной дороги местного значения (часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которое носит общий, планируемый характер. При этом линейные объекты местного значения отображаются на картах генерального плана городского округа как элементы функционально-планировочной структуры территории. Точные границы таких объектов, в которых действует режим территории общего пользования, прорабатываются при реализации генерального плана в документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий (часть 1 статьи 26, пункт 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования спорный земельный участок находится на территории планируемого объекта - магистральной улицы общегородского значения (ул. Красноармейской).
Так, решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N687 утверждены корректировка Генерального плана муниципального образования "Город Томск", утвержденного решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992, а также Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск".
Из раздела 5 Генерального плана муниципального образования "Город Томск" следует, что развитие транспортной инфраструктуры г.Томска является первоочередной социальной и градостроительно-инженерной задачей. Разрешение транспортных проблем возможно только при комплексном подходе к реконструкции и развитию всех элементов транспортной инфраструктуры; в основу решений Генерального плана по развитию транспортного комплекса положены принципиальные подходы, представленные в схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана, в числе которых предусмотрено преобразование сложившейся радиально-полукольцевой системы в радиально-кольцевую.
К кольцевым магистральным улицам и дорогам относятся в числе прочих: улицы Дальне-Ключевская - Яковлева - Красноармейская - Кирова, охватывающие центральное ядро города.
Все мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры разбиты на этапы. К основным первоочередным мероприятиям относятся следующие: строительство пешеходно-транспортной набережной вдоль р.Томь от ул.Бердской до Коммунального моста; реконструкция ряда улиц: Елизаровых, Бердской, Сибирской, Р. Люксембург, Советской, Говорова и др.; организация дублера ул. Смирнова от Кузовлевского тракта до ул.Беринга; организация выхода пр.Мира в северо-восточном направлении до подключения к дороге непрерывного движения; строительство магистральной дороги непрерывного движения на участке от Иркутского тракта до Богашевского тракта.
Из представленной схемы транспортной инфраструктуры Генерального плана в редакции решения Думы Города Томска от 26.12.2016 N465, не следует, что существующая магистральная улица общегородского значения ул. Красноармейская планируется к реконструкции и расширению. Конкретных сведений о необходимости расширения имеющейся автомобильной дороги по ул.Красноармейской, в том числе таким образом, для которого требуется задействовать спорный земельный участок, в данной схеме не содержится. Анализируемый документ только схематично показывает конфигурацию улично-дорожной сети г.Томска.
Как следует из функционального зонирования Генерального плана муниципального образования "Город Томск", спорный земельный участок находится в жилой зоне.
Реконструкция линейных объектов предусматривает изменение параметров таких объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Действующий с 09.06.2017 порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25.04.2017 N742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка,- со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).
Однако на основании Генерального плана муниципального образования "Город Томск", утвержденного решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N687, документация по планировке территории (проект детальной планировки, проект межевания территории), куда бы вошел спорный земельный участок, с проектом красных линий в установленном порядке не утверждалась.
Ссылки представителя администрации Города Томска на проект планировки магистральной улично-дорожной сети г.Томска, разработанный ОАО "Томгипротранс" на основании муниципального контракта от 15.04.2008, не могут быть приняты во внимание и являться достаточным основанием для вывода о том, что земельный участок административного истца расположен в габаритах красных линий автомобильной дороги, поскольку названный проект планировки в установленном законом порядке не утвержден.
Более того, Конституционный Суд Российской Федерации указывает на недопустимость произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимость разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий (определение от 25.02.2016 N 242-О).
Упоминание о проекте планировки магистральной улично-дородной сети Города Томска в пояснительной записке к проекту решения Думы Города Томска "О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" само по себе не свидетельствует о том, что такой проект относится к материалам по обоснованию Генерального плана муниципального образования "Город Томск", поскольку исходя из положений частей 6-8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки не относится к материалам по обоснованию генерального плана как по форме, так и по содержанию, не является приложением к такому генеральному плану. Кроме того, документация по планировке территории разрабатывается как мероприятие по реализации уже утвержденных документов территориального планирования.
Других доказательств того, что действующими документами территориального планирования и принятой для их реализации документацией по планировке территории предусмотрено расширение существующей улицы Красноармейской как магистральной улицы общегородского значения либо строительство автомобильной дороги непосредственно в месте расположения спорного земельного участка административными ответчиками в материалы дела не представлено.
Проект детальной планировки центральной части Города Томска, утвержденный как основа для дальнейшего проектирования решением Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 15.04.1991 N407, вопреки выводу суда первой инстанции не может быть оценен как доказательство, подтверждающее расположение спорного земельного участка на землях общего пользования в габаритах установленных красных линий.
В соответствии с Инструкцией "О составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. ВСН 38-82", утвержденной приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982 N379, действовавшей в период принятия решения от 15.04.1991 N407, проекты детальной планировки разрабатываются на основании утвержденного генерального плана населенного пункта и проекта размещения строительства на очередную пятилетку (пункт 6.1).
Разработка проектов детальной планировки имеет целью: уточнение в более крупном масштабе планировочной структуры застраиваемой территории с установлением красных линий улиц и площадей, разработку предложений по объемно-пространственному и архитектурно-художественному решению застройки с установлением этажности и типов зданий, определение потребности в предприятиях и учреждениях обслуживания и уточнение их размещения, решение вопросов транспортного обслуживания, инженерного оборудования, освоения подземного пространства, благоустройства и озеленения, охраны и использования памятников истории и культуры, инженерной подготовки территории, а также охраны и улучшения окружающей среды (пункт 6.2).
Согласно пункту 6.6 Инструкции расчетный срок реализации проекта детальной планировки общественного центра населенного пункта принимается, как правило, в пределах расчетного срока генерального плана с выделением первой очереди строительства.
Генеральный план муниципального образования "Город Томск", утвержденный решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992, утратил силу в связи с утверждением решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N687 нового Генерального плана муниципального образования "Город Томск". При этом в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что данный проект детальной планировки учитывался при утверждении нового генерального плана и при зонировании территории муниципального образования, а также что красные линии, относящиеся к спорному участку улицы Красноармейской и установленные названным проектом детальной планировки центральной части Города Томска, актуализированы в действующей градостроительной документации.
Как следует из Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии по общему правилу отображаются в документации по планировке территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и не наносятся на картографический материал генеральных планов муниципальных образований (статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации в период утверждения действующего в настоящее время Генерального плана муниципального образования "Город Томск" регламентировались также Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N150, которая утратила силу с 23.06.2018 (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации N 150), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Так, пунктом 9 раздела 3.1.5 Инструкции по разработке градостроительной документации N150 предусматривалась возможность нанесения проектируемых красных линий на план современного использования территории (опорный план) при разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки.
Из пунктов 3.8 и 4.1 Инструкции РДС 30-201-98 также следует, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки (согласно Таблице соответствия Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ наименований градостроительной документации, утвержденной до его принятия, подлежащей инвентаризации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.08.2007 N85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности", проект детальной планировки соответствует проекту планировки территории).
Названными нормативными положениями предусматривалась возможность нанесения красных линий на карты генерального плана муниципального образования в случае совмещения генерального плана и проекта детальной планировки.
Доказательств того, что в составе Генерального плана муниципального образования "Город Томск" утверждены карты, совмещенные с проектом детальной планировки центральной части Города Томска, на которых отображены красные линии, относящие спорный земельный участок к территории общего пользования, административными ответчиками также не представлено.
Кроме того, проект планировки территории подготавливается для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в числе прочего чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В соответствии с частью 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 20 статьи 1, подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам местного значения городского округа относятся автомобильные дороги местного значения.
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.
Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
С учетом изложенного отображение в документации по планировке территории красных линий, обозначающих планируемые границы улицы Красноармейской, в которые входит земельный участок административного истца, указывает и на необходимость решения вопроса об изъятии такого участка.
Представленные документы проекта детальной планировки центральной части Города Томска, утвержденного решением Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 15.04.1991 N407, не содержат сведений о решении данного вопроса. На наличие таких решений в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу, административные ответчики также не ссылались.
Таким образом, ссылка административного органа на красные линии, установленные проектом детальной планировки центральной части Города Томска, утвержденным решением Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 15.04.1991 N407, проходящие вдоль улицы Красноармейской и включающие спорный земельный участок в территорию общего пользования, без их актуализации при утверждении Генерального плана муниципального образования "Город Томск" и принимаемой в его развитие документации по планировке территории, а также без решения вопроса об изъятии спорного земельного участка создает правовую неопределенность его правового режима и судьбы участка и препятствует реализации административному истцу прав собственника.
Федеральным законом от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документации действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В данном случае проект детальной планировки центральной части Города Томска, утвержденный решением Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 15.04.1991 N407, в части красных линий вдоль улицы Красноармейской, включающих земельный участок с кадастровым номером /__/ в территорию общего пользования, противоречит изложенным выше положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с частью 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абзаца 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению при рассмотрении настоящего административного дела.
В указанной связи сведения о наличии красных линий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Томск", сами по себе не могут являться доказательством, свидетельствующим о нахождении земельного участка административного истца на территории общего пользования, поскольку они внесены лишь на основании проекта детальной планировки центральной части Города Томска, утвержденного решением Исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 15.04.1991 N 407.
Суд первой инстанции не учел данные обстоятельства, имеющие существенное значение для административного дела, и пришел к неправомерному выводу о законности оспариваемого отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, что в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового- о признании незаконным оспариваемого отказа с возложением на административных ответчиков обязанности по рассмотрению заявления Андросова В.А. в установленном законом порядке.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция Томского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г.Томска от 9 августа 2019 г, отменить; принять новое решение, которым административный иск Андросова Вадима Александровича удовлетворить:
признать незаконным отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, изложенный в письме от 11 апреля 2019 г. N01-01-21/2018;
обязать администрацию Города Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска рассмотреть заявление Андросова Вадима Александровича от 6 марта 2019 г. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, в установленном законом порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.