Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Масленниковой Л.В, Лобовой Л.В,
при помощнике судьи Завалишиной Н.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Максимова В.В. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 14 мая 2019 года, которым постановлено:
иск удовлетворить,
взыскать с Максимова В.В. в пользу Управления социальной защиты населения САО города Москвы в лице отдела социальной защиты населения Савеловского района САО города Москвы переполученную региональную социальную доплату к пенсии 283 444 руб. 66 коп,
УСТАНОВИЛА:
Управление социальной защиты населения Северного административного округа города Москвы (далее - УСЗН САО г. Москвы) 22.02.2019 обратилось в суд с иском к Максимову В.В. о взыскании необоснованно полученной региональной социальной доплаты к пенсии в размере 283 444,66 руб. за период с 01.01.2010 по 31.08.2016, мотивируя обращение тем, что ответчик, являясь получателем пенсии по старости, с 01.08.2002 получал ежемесячную компенсационную выплату (с 01.01.2010 - ежемесячная региональная социальная доплата к пенсии на основании Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП), как неработающий пенсионер; с 01.09.2016 выплата региональной социальной доплаты к пенсии была приостановлена с учетом поступивших сведений из ПФР о перерасчете пенсии в связи с увеличением ИПК на основании страховых взносов, перечисляемых работодателем, при этом в нарушение требований закона о безотлагательном сообщении о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты доплаты, ответчик о таких обстоятельствах своевременно не сообщил, в связи с чем получал доплату к пенсии без законных оснований.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала, ответчик иск не признал.
14.05.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Максимов В.В. п о доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии ответчик Максимов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца УСЗН САО г. Москвы по доверенности Теванян С.В. против ее удовлетворения возражала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Максимов В.В, *** года рождения, являясь получателем пенсии по старости, с 01.08.2002 получал ежемесячную компенсационную выплату (ЕКВ) (городскую доплату к пенсии (в настоящее время - региональная социальная доплата) (л.д. 19-27).
В связи с возможностью использования сведений системы межведомственного электронного документооборота и Базового регистра информации, необходимых для предоставления государственных услуг в городе Москве, в августе 2016 года из подразделения Пенсионного фонда России в УСЗН САО г. Москвы поступили сведения о перерасчете выплачиваемой Максимову В.В. пенсии в связи с увеличением ИПК на основании страховых взносов, перечисляемых работодателем, в связи с чем с 01.09.2016 выплата региональной социальной доплаты к пенсии была приостановлена, ответчику направлено уведомление о необходимости явиться для урегулирования вопросов, связанных с ее выплатой (л.д. 7-9).
08.02.2017 Максимов В.В. явился в УСЗН САО г. Москвы и представил выписку о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛСЗЛ), подтверждающую его работу в период с 11.03.2002 по 31.01.2004, с 01.10.2005 по 16.02.2005 в ЗАО "***", с 01.08.2006 по 31.03.2006 - в ФГУП "**", с 08.10.2008 по 31.12.2008 - в ООО "**", а с 01.01.2009 по день обращения к истцу 08.02.2017 - в ООО "**" (л.д. 10-16).
08.02.2017 истцом принято решение N 248, которым установлена переплата выплаченной Максимову В.В. р егиональной социальной доплаты к пенсии в размере 44 826,37 руб. за период с 01.08.2002 по 31.12.2009, и в сумме 294 444,66 руб. за пе риод с 01.01.2010 по 31.08.2016 (л.д. 18); также 08.02.2017 Максимовым В.В. дано обязательство погасить переплату РСД за период с 01.01.2010 по 31.08.2016 в сумме 294 444,66 руб. (л.д. 17) и с февраля 2017 года по апрель 2018 года Максимовым В.В. добровольно погашено 11 000 руб. Указанные обстоятельства ответчик Максимов В.В. не оспаривал и подтвердил в заседании суда апелляционной инстанции. Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст.ст. 1102, 1103 ГК РФ, регулирующими отношения из обязательств вследствие неосновательного обогащения, а также положениями постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований УСЗН САО г. Москвы, поскольку в период с 01.01.2010 по 31.08.2016 ответчик Максимов В.В. неосновательно получал р егиональную социальную доплату к пенсии.
Оснований для применения положений ст. 1109 ГК РФ в данном случае не имеется, поскольку обязанность сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты доплаты к пенсии, ответчиком не исполнена, каких-либо доказательств того, что Максимов В.В. сообщил истцу о своем трудоустройстве как обстоятельствах, влияющих на получение региональной социальной доплаты к пенсии, ответчиком не представлено.
Так, ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусматривает, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории РФ, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, при этом распоряжением Правительства Москвы от 04.12.2009 N 3107-РП "О переплатах ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, образовавшихся по состоянию на 01.01.2010 ввиду несообщения пенсионеров о поступлении на работу" ДСЗН г. Москвы поручено не производить удержания с пенсионеров, не сообщивших своевременно в органы социальной защиты населения о поступлении на работу, сумм ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, включенных в выплатные документы по декабрь 2009 года.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При этом и Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, и Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП как в редакции до 08.08.2012, так и в редакции Постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП", предусматривают подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.
Порядок возмещения ущерба, в случаях когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления. Такой же порядок удержания предусмотрен в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в ст. 26 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и в ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В апелляционной жалобе ответчик Максимов В.В. указывает на состояние своего здоровья, возраст, наличие награды "Ветеран труда" как оснований для отмены решения суда и отказа в удовлетворении заявленных требований.
Рассматривая указанные доводы ответчика, судебная коллегия учитывает, что указанные ответчиком обстоятельства возникли в 2017 году, т.е. после прекращения выплаты истцом региональной социальной доплаты к пенсии, в связи с чем основанием для его освобождения от гражданской ответственности они не являются; вместе с тем положения п. 42 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, предусматривают, что в случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения города Москвы принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части, на основании чего ответчик не лишен возможности обращения к истцу с указанным заявлением с представлением доказательств своего материального положения и состояния здоровья, а в случае несогласия с принятым решением - обжаловать его в судебном порядке.
Иных доводов к отмене решения суда апелляционная жалоба ответчика не содержит, в связи с чем судебная коллегия в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, доводы апелляционной жалобы Максимова В.В. не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда города Москвы от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Максимова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.