Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3447/2019 по административному исковому заявлению ЗАО "Водоприбор-Аква" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании внести сведения в единый государственный реестр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- здания по адресу: *с кадастровым номером * равной рыночной стоимости в размере 201 884 322 рублей,
- земельного участка по адресу: * с кадастровым номером * равной рыночной стоимости в размере 89 231 483 рублей.
Также истец просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве внести изменения в единый государственный реестр недвижимости в части указания кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником здания. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта. Одновременно административный истец является арендатором земельного участка, по условиям договора размер арендной платы установлен в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. По мнению административного истца, несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- здания по адресу: * с кадастровым номером * в размере 399 105 602,56 рублей,
- земельного участка по адресу: * с кадастровым номером * в размере 105 202 288,62 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику ООО "ЦДК" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно отчету об оценке от 27 февраля 2019 года рыночная стоимость здания и земельного участка на дату установления их кадастровой стоимости определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам проведенной судебной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит здание по адресу: * с кадастровым номером *, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
Одновременно истец является арендатором земельного участка по адресу: * с кадастровым номером * на основании договора аренды от 11.10.2011г. N М-02-036298. Размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Актуальная кадастровая стоимость здания и земельного участка утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г.". в следующем размере:
- в отношении здания по адресу: * с кадастровым номером * в размере 399 105 602,56 рублей,
- в отношении земельного участка по адресу: * с кадастровым номером * в размере 105 202 288,62 рублей.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении здания уплачивает налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости. Арендная плата по условиям договора также зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "ЦДК". Согласно отчету об оценке от 27 февраля 2019 года рыночная стоимость объектов недвижимости на дату установления их кадастровой стоимости определена в следующем размере:
- в отношении здания по адресу: * с кадастровым номером * в размере 201 884 322 рублей,
- в отношении земельного участка по адресу: * с кадастровым номером * в размере 89 231 483 рублей.
Представитель административного ответчика в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений по ходатайству истца определением Московского городского суда от 09 июня 2019 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Аудиторская компания "Холд-Инвест-Аудит".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 08.08.2019г, отчет об оценке, представленный административным истцом и составленный ООО "ЦДК" от 27 февраля 2019 года, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Стороны данный вывод судебного эксперта не оспаривали.
Рыночная стоимость по результатам судебной экспертизы определена в отношении:
- здания по адресу: * с кадастровым номером * в размере 215 116 200 рублей,
- земельного участка по адресу: * с кадастровым номером * в размере 91 708 000 рублей.
Представитель административного истца с результатами проведенной по делу судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании с заключением судебной экспертизы не согласился, представил письменные возражения, на основании ст.83 КАС РФ заявил ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы.
Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, возражений к заключению эксперта не представил, каких-либо ходатайств не заявлял, о назначении по делу дополнительной или повторной судебной оценочной экспертизы в порядке ст.83 КАС РФ не просил.
Судом от эксперта истребованы письменные пояснения. В направленных в адрес суда пояснениях эксперт убедительно и подробно ответил на возражения Департамента городского имущества города Москвы, письменные пояснения приобщены судом к материалам дела. Из представленных пояснений эксперта видно, что замечания к экспертному заключению не нашли своего подтверждения, в связи с чем судом отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной экспертизы. Предусмотренных ст.83 КАС РФ оснований для назначения повторной экспертизы в судебном заседании не установлено, само по себе несогласие стороны с определенной экспертом рыночной стоимостью объектов недвижимости не является основанием для назначения по делу повторной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административным ответчиком каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 29 мая 2019г.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости; понуждение государственного органа судебным решением для этого не требуется, в связи с чем подлежат отклонению административные исковые требования об обязании административного ответчика внести изменения в единый государственный реестр недвижимости в части указания кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- здания по адресу: * с кадастровым номером * в размере 215 116 200 рублей,
- земельного участка по адресу: * с кадастровым номером * в размере 91 708 000 рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 мая 2019 года.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2019 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2019 года г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3447/2019 по административному исковому заявлению ЗАО "Водоприбор-Аква" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании внести сведения в единый государственный реестр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- здания по адресу: г. Москва, ул. Новоалексеевская, д.25 с кадастровым номером 77:02:0023012:1081 равной рыночной стоимости в размере 201 884 322 рублей,
- земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Новоалексеевская, вл.25 с кадастровым номером 77:02:0023012:8 равной рыночной стоимости в размере 89 231 483 рублей.
Также истец просил обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве внести изменения в единый государственный реестр недвижимости в части указания кадастровой стоимости объектов недвижимости; взыскать с ответчика судебные расходы в размере 4 000 рублей по оплате госпошлины, 160 000 рублей по оплате отчета об оценке.
В судебном заседании от представителя административного истца поступило заявление об отказе от требований о взыскании судебных расходов. Представитель административных ответчиков в судебном заседании не возражал против принятия отказа от иска.
Рассмотрев заявление об отказе от административного иска, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Кодекса административного судопроизводства РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Суд считает возможным принять отказ от административного иска, поскольку он не нарушает прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, мотивирован надлежащим образом, представитель административного истца имеет полномочия на отказ от иска, последствия отказа от административного иска разъяснены представителю административного истца в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ представителя ЗАО "Водоприбор-Аква" от требований о взыскания судебных расходов по административному делу N 3А-3447/2019 по административному исковому заявлению ЗАО "Водоприбор-Аква" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, производство по делу в указанной части прекратить.
Определение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения через суд первой инстанции.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.