Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Свиридова С.В. в защиту Государственного унитарного предприятия города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N245 Донского района города Москвы от 26 сентября 2018 года, решение судьи Симоновского районного суда г.Москвы от 17 октября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N245 Донского района города Москвы от 26 сентября 2018 года Государственное унитарное предприятие города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы" (далее - ГУП "ДГС", Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Симоновского районного суда города Москвы от 17 октября 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Предприятия Лапшиной Е.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Свиридов С.В. просит об отмене указанных судебных актов и о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку судебными инстанциями неправильно применены нормы права, подлежащие применению; не установлены все обстоятельства по делу в нарушение ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ; оценка доказательств произведена ненадлежащим образом; дело рассмотрено с нарушением принципа презумпции невиновности.
Прокурор извещен о подаче защитником ГУП "ДГС" жалобы на вступившие в законную силу судебные акты. В установленный законом срок возражений от него не поступило
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст.9.13 КоАП РФ (все акты приведены в редакции, действующей на дату выявления обстоятельств, послуживших для привлечения Предприятия к административной ответственности) наступает за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Как усматривается из материалов дела, 09 августа 2018 года первым заместителем Симоновского межрайонного прокурора города Москвы вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст.9.13 КоАП РФ в отношении ГУП "ДГС".
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ст.9.13 КоАП РФ явилось обращение физического лица, указавшего, что являясь законным представителем ребенка-инвалида по устному соглашению с ГУП "ДГС" пользовалась услугами парковки автомобиля на объекте гаражного назначения по адресу г.Москва, ул.Авиаторов, д.7, корп.2 в период времени с 14.06.2017 по 23.03.2018 без оплаты. ГУП "ДГС" 22.03.2018 ей было выставлено требование об оплате стоимости услуг паркования за все месяцы и сообщено о запрете въезда на территорию объекта гаражного назначения.
В ходе проведения проверки должностными лицами прокуратуры установлено, что в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы от 19.04.2017 N77-198000-007861-207 по адресу г.Москва, ул.Авиаторов, д.7 расположен объект капитального строительства - автостоянка открытого типа, неотапливаемая, размещенная на двух надземных уровнях с полуэтажами отдельно-стоящего здания и предназначенная для постоянного хранения легковых автомобилей, принадлежащих индивидуальным владельцам. Объект построен по производственной программе "Народный гараж" за счет средств бюджета города Москвы с привлечением инвестиций граждан-участников долевого строительства (0,9%) и принадлежит ГУП "ДГС" на праве хозяйственного ведения.
На первом этаже автостоянки расположены машиноместа по номерами 2,3,4,5,6, предназначенные для паркования автомобилей инвалидов, имеющие соответствующие размеры и разметку.
По результатам проведенной проверки прокурор пришел к выводу, что поскольку указанный объект гаражного назначения на 99,1% принадлежит городу Москве, расположен в непосредственной близости от объектов социальной инфраструктуры, услуги паркования предоставляются неограниченному кругу лиц, ГУП "ДГС" обязано было обеспечить свободный и бесплатный доступ на автостоянку законному представителю ребенка-инвалида, имеющему парковочное разрешение инвалида на транспортное средство в целях реализации положений Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона города Москвы от 17.01.2001 N3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы".
Установленные в ходе проверки обстоятельства явились основанием для вынесения мировым судьей постановления о привлечении ГУП "ДГС" к административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ.
Судья районного суда согласился с выводами мирового судьи, указав, что оценка доказательств произведена по правилам ст.26.11 КоАП РФ, по делу установлены все обстоятельства.
С выводами судьи районного суда нельзя согласиться.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В числе мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности инвалидов, данный Федеральный закон предусматривает, что на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
В решении судьи районного суда при описании события административного правонарушения в вину ГУП "ДСГ" вменено неисполнение требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объекту транспортной инфраструктуры, выразившееся в неправомерном выставлении лицу, перевозящему ребенка-инвалида задолженности по оплате за паркование на машиноместе N2, предназначенном для паркования транспортных средств инвалидов, а также в дальнейшем недопуске транспортного средства лица, перевозящего ребенка-инвалида на объект автомобильного транспорта, обслуживающего население - "автостоянка".
В ходе производства по делу об административном правонарушении законный защитники ГУП "ДГС" последовательно заявляли об отсутствии состава административного правонарушения, указывая на неправильное применение норм права, поскольку автостоянка - это объект гаражного назначения; машино-места на автостоянке, построенной по ранее действовавшей программе, утвержденной Правительством Москвы "Народный гараж", не являются парковочным местом общего пользования; на них не распространяются положения о предоставлении льгот, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве"; машино-место является объектом недвижимости и подлежит кадастровому учету.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда, в обязанность которого входит рассмотрение дела по правилам ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, не проверил доводы заявителя в полном объеме, не установили все обстоятельства по делу.
И мировой судья и судья районного суда исходили из определения, приведенного в СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* (утвержден Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр), о том, что стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.), а потому на ГУП "ДСГ" возложена обязанность в силу положений ст.4 Закона г. Москвы от 17.01.2001 N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" о выделении не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Вместе с тем, судьей районного суда не учтено, что автостоянка по адресу г.Москва, ул.Авиаторов, д.7, корп.2 (района Солнцево) предназначена для постоянного хранения легковых автомобилей, принадлежащих индивидуальным владельцам (п.3.3 Положительного заключения государственной экспертизы, утвержденного 07 декабря 2012 года). На автостоянке предусмотрены 5 м/мест для автомобилей МГН-инвалидов на первом этаже (л.д.76-91). ГУП "ДСГ" заключено договоров на оказание услуг паркования на 209 машиномест (из 216), 2 переданы гражданам по договорам участия в долевом строительстве.
При таких обстоятельствах формулировка, имеющаяся в судебных актах о неограниченном круге лиц, которым предоставляются услуги паркования на автостоянке общего пользования, указывает на противоречие при установлении фактических обстоятельств дела.
Согласно представленному в материалы дела Договору оказания услуг паркования от 23.06.2017 для целей настоящего договора под термином "Парковочные места" понимаются машино-места в составе Гаражного комплекса (п.1.2 Договора); услуги паркования заключаются в осуществлении ГУП "ДСГ" деятельности по предоставлению доступа к машино-месту, регулированию въезда-выезда и движения по Гаражному комплексу, обеспечению необходимым оборудованием, знаками, указателями, нанесению соответствующих разметок и поддержанием парковочных мест в исправном состоянии, а также осуществлению контроля за передвижением и размещением транспортных средств (п.1.1 Договора).
Изложенное указывает, что автостоянка по адресу г.Москва, ул.Авиаторов, д.7, корп.2 (района Солнцево) не предназначена для предоставления услуги парковки, в том смысле, в котором термин парковка (парковочное место) определяется в подп.21 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ, ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, в данном случае подлежит применению термин, приведенный в подп.29 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ машино-место - это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Постановлением Правительства Москвы от 28.07.2009 N685-ПП "О порядке строительства объектов гаражного назначения в городе Москве" утверждено Положение о порядке проектирования и строительства объектов гаражного назначения в городе Москве, которым также признано утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 26 сентября 2007 года N 2116-РП "О мерах по обеспечению строительства многоэтажных гаражей-стоянок по программе "Народный гараж".
Согласно разделу 1 указанного Положения основная цель его принятия - организация массового строительства объектов гаражного назначения за счет введения механизма софинансирования (средства бюджета города Москвы, граждан и инвесторов) и предоставления земельных участков в соответствии с требованиями федерального законодательства, обеспеченность доступности строительства, приобретения машиномест с учетом оформления участникам долевого строительства права собственности.
В разделе 2 Положения приведены термины и толкования, которые разграничивают цели, назначения и виды объектов гаражного назначения, порядок их строительства и использования.
Таким образом, для правильного разрешения настоящего дела необходимо было установить следующие обстоятельства: статус объекта гаражного назначения в соответствии с Положением о порядке проектирования и строительства объектов гаражного назначения в городе Москве и круг лиц, которым предоставляются машино-места в объекте гаражного назначения; условия и порядок предоставления машино-мест, в т.ч. имеющихся в гаражном комплексе мест для инвалидов, утвержденные уполномоченным органом управления Предприятия и на основании которых заключаются договоры с владельцами транспортных средств.
Судье районного суда при рассмотрении дела необходимо учесть, что отношения между ГУП "ДГС" и физическим лицом, обратившимся в прокуратуру были урегулированы Договором 23.06.2017 N011-8-3002-17П-НГ, отношения по которому, в т.ч. по взаиморасчетам, по взысканию задолженности, по исполнению обязательств сторонами, подлежат разрешению в гражданско-правовом порядке. Вменение в вину ГУП "ДГС" выставление счета стороне гражданско-правового Договора и совершение иных действий, предусмотренных условиями договора, при описании события административного правонарушения, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ. При описании события административного правонарушения судье районного суда необходимо руководствоваться диспозицией указанной статьи.
Допущенное судьей районного суда нарушение требований ст.24.1, ст. 30.6 КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были, доводы заявителя не проверены.
С учетом изложенного принятый по делу судебный акт не может быть признан законными.
В соответствии с п.3 ч. 2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Симоновского районного суда г.Москвы от 17 октября 2018 года, вынесенное в отношении ГУП "ДГС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ подлежит отмене. Дело подлежит возвращению в Симоновский районный суд г.Москвы на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Свиридова С.В. - удовлетворить частично.
Решение судьи Симоновского районного суда г.Москвы от 17 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ в отношении Государственного унитарного предприятия города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы" отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Симоновский районный суд г.Москвы.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М.Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.