Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В,
судей Латушкиной С.Б. и Лавник М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2170/2019; УИД: 75RS0001-01-2019-000142-13
по иску Кудрявцева Андрея Анатольевича к Федеральному государственному казённому учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании ущерба, возникшего в связи с уменьшением размера премии,
по кассационной жалобе Кудрявцева Андрея Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 16 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения Кудрявцева А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Денисюк Л.А, действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения жалобы, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кудрявцев А.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казённому учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " "место работы"").
В обоснование заявленных требований истец указал, что работал в ФГКУ " "место работы"" в должности юрисконсульта. На основании приказа начальника ФГКУ " "место работы"" в период с 23 по 30 апреля 2018 г. находился в служебной командировке в г. Хабаровске. До убытия в командировку истец каких-либо нареканий, нарушений должностных обязанностей либо совершения противоправных поступков не имел, меры дисциплинарного воздействия к истцу не применялись. В июне 2018 г. истцу стало известно, что размер премии за апрель 2018 г, выплачиваемый на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N, был уменьшен на 50 процентов для передачи инженеру отдела С.С.В. в связи с исполнением последним обязанностей юрисконсульта в период нахождения истца в командировке. При убытии в командировку приказы о передаче должностных обязанностей не издавались, при этом локальными нормативными актами учреждения предусмотрено, что обязанности юрисконсульта в случае командирования исполняет начальник отдела, передача денежного поощрения другому лицу не предусмотрена.
С учётом уточнения исковых требований Кудрявцев А.А. просил признать приказ N от 23 мая 2018 г. в части начисления премии в размере 52 процентов от лимита 25000 руб. и служебную записку К.Н.А. от 21 мая 2018 г. незаконными, взыскать с ответчика убытки в виде 48 процентов от лимита 25000 руб. в размере 12000 руб, компенсацию за потерю инфляции, нравственные и физические страдания, потерю времени в размере 1000 руб.
Представитель ФГКУ " "место работы"" в суде иск не признал.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 29 апреля 2019 г. исковые требования Кудрявцева А.А. удовлетворены.
Суд признал незаконными приказ руководителя ФГКУ " "место работы"" N от 23 мая 2018 г. в части начисления премии Кудрявцеву А.А. в размере 52 процентов от лимита 25000 руб. и служебную записку К.Н.А. от 21 мая 2018 г.; отменил приказ руководителя ФГКУ " "место работы"" N от 23 мая 2018 г. в части начисления премии Кудрявцеву А.А. в размере 52 процентов от лимита 25000 руб. в размере 13000 руб.
Суд постановилвзыскать с ФГКУ " "место работы"" в пользу Кудрявцева А.А. убытки в виде 48 процентов от лимита 25000 руб. в размере 12000 руб, компенсацию морального вреда в размере 1000 руб, всего - 13000 руб.
Также с ФГКУ " "место работы"" взыскана государственная пошлина в местный бюджет в размере 780 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 16 июля 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Кудрявцева А.А. оставлены без удовлетворения.
В поданной Кудрявцевым А.А. кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения Забайкальского краевого суда от 16 июля 2019 г. как незаконного, с оставлением в силе решения Центрального районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2019 г.
Относительно доводов кассационной жалобы ФГКУ " "место работы"" принесены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из обжалуемого судебного постановления, таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кудрявцев А.А. состоял в трудовых отношениях с ФГКУ " "место работы"", работал в должности юрисконсульта 4 отдела. ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен трудовой договор N, уволен ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 3.2 трудового договора работнику устанавливается повременная система оплаты труда, размер должностного оклада составляет 8589 руб. в месяц. Устанавливается ежемесячная надбавка к окладу по должности: районный коэффициент - 30 процентов, за работу в южных районах Дальнего Востока - 30 процентов, выслуга лет - 40 процентов.
В пункте 3.3 трудового договора предусмотрено, что по решению работодателя в случае добросовестного исполнения работником должностных обязанностей и отсутствия взысканий за нарушение трудовой дисциплины работнику устанавливаются премии, надбавки и другие выплаты поощрительного и стимулирующего характера, за счёт средств экономии фонда оплаты труда, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных трудовым договором, Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Согласно справке начальника ФГКУ " "место работы"" от 8 февраля 2019 г. дополнительное материальное стимулирование работников ФГКУ " "место работы"" осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2010 N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации". Ежемесячный объём бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование устанавливается исходя из фактической численности сотрудников, утверждённой Министром обороны Российской Федерации, расчётной суммы на одного работника в месяц в размере 25000 руб.
В служебной записке от 21 мая 2018 г, адресованной начальнику ФГКУ " "место работы"", по итогам работы 4 отдела (г. Чита) за апрель 2018 г. с учётом выполнения плановых показателей, начальник 4 Отдела ФГКУ " "место работы"" К.Н.А. ходатайствовала о премировании Кудрявцева А.А. в размере 50 процентов за невыполнение обязанностей по сбору документов и подготовке исковых заявлений по лицам, утратившим связь с Министерством обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что в апреле 2018 г. на основании приказа начальника ФГКУ " "место работы"" от 23 мая 2018 г. N, Кудрявцеву А.А. было начислено и выплачено дополнительное материальное стимулирование по итогам работы за апрель в размере 13000 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Кудрявцева А.А, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 22, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", и исходил из того, что требуемая истцом премия входит в состав оплаты труда и её уменьшение либо отказ в выплате должен быть обоснован работодателем, однако, изложенные в служебной записке доводы относительно ненадлежащего исполнения Кудрявцевым А.А. своих должностных обязанностей, не подтверждены, дисциплина труда со стороны истца не нарушалась, дисциплинарные взыскания к нему не применялись, в связи с чем пришёл к выводу о том, что премия снижена истцу незаконно.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Кудрявцеву А.А. в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Порядком определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации"), Положением об оплате труда работников ФГКУ " "место работы"", указал на то, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не является гарантированной выплатой в определённом размере, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) за счёт экономии бюджетных средств, в пределах доводимых лимитов на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, размер дополнительного материального стимулирования Кудрявцеву А.А. был определён работодателем исходя из оценки итогов его работы за апрель 2018 г. с учётом сведений и предложений представленных непосредственным начальником 4 отдела К.Н.А, давшей оценку выполнения Кудрявцевым А.А. плановых показателей, в связи с чем пришёл к выводу о том, что правовые основания для признания незаконным приказа от 23 мая 2018, служебной записки К.Н.А. и взыскания в пользу Кудрявцева А.А. невыплаченного дополнительного материального стимулирования у суда отсутствовали.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Доводы кассационной жалобы Кудрявцева А.А. о том, что ответчиком были нарушены требования статей 193, 166, 167 Трудового кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства о неисполнении Кудрявцевым А.А. каких-либо обязанностей, в связи с чем заявитель жалобы полагает, что у ответчика отсутствовали основания для уменьшения премии, отмену обжалуемого судебного постановления не влекут, поскольку основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии со статьёй 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе путём выдачи премии.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, предусмотрены статьёй 349 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
В соответствии с пунктом 31 Положения гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (пункт 33 Положения).
Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Пунктом 48 Положения установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.
Экономия фонда оплаты труда в пределах утверждённых контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).
Пунктами 49, 50 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлено, что порядок, условия, показатели и размеры премирования и стимулирующих выплат, не учитываемых при формировании фонда оплаты труда, устанавливаются положениями об оплате труда. Конкретный размер премии и стимулирующих выплат гражданскому персоналу определяется с учётом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала. Премии по результатам работы и стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказов руководителей воинских частей и организаций по согласованию с выборными органами первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников.
В период работы Кудрявцева А.А. в ФГКУ " "место работы"" действовало положение об оплате труда работников ФГКУ " "место работы"", утверждённое приказом начальника ФГКУ " "место работы"" от 12 сентября 2016 г. N (далее - Положение об оплате труда), согласно которому заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Разделом 2.3 Положения об оплате труда предусмотрены выплаты стимулирующего характера, в том числе премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результата труда работника, устанавливаются ему с учётом показателей и критериев оценки эффективности деятельности.
Выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия устанавливаются настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации.
Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера является приказ начальника ФКГУ " "место работы"".
В соответствии с разделом 2.3.3 Положения об оплате труда работникам ФГКУ " "место работы"" за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за месяц (квартал, год) производится выплата премии.
Работникам ФГКУ " "место работы"" выплачивается ежемесячная премия в размере до 25 процентов от должностного оклада и дополнительное материальное стимулирование, осуществляемое в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации".
Предложения по материальному стимулированию работников ФГКУ " "место работы"" в пределах утверждённой к выплате суммы вносятся начальниками отделом (отделений) ФГКУ " "место работы"" на рассмотрение начальнику ФКГУ " "место работы"", который определяет конкретный размер премии.
В соответствии с Порядком определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министру обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объёмов бюджетных средств, доведённых на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчётной суммы исходя из объёмов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Принимая во внимание содержание трудового договора, локальных нормативных актов работодателя и ведомственных приказов, а также вышеприведённые положения Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что недополученная, по мнению истца, премия, которую просил взыскать истец, является дополнительным материальным стимулированием, не является гарантированной выплатой в определённом размере, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счёт средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, размер материального стимулирования поставлен в зависимость от объёмов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и результата работы работников из числа гражданского персонала. Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей за период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
В соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учётом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии.
Как следует из материалов дела, размер дополнительного материального стимулирования Кудрявцеву А.А. за апрель 2018 г. определялся работодателем с учётом выполнения плановых показателей, на основании предложения представленного непосредственным начальником 4 отдела К.Н.А.
Довод кассационной жалобы о том, что доказательства неисполнения Кудрявцевым А.А. каких-либо обязанностей ответчиком не представлены, как и то обстоятельство, что в период с 20 апреля 2018 г. по 1 мая 2018 г. Кудрявцев А.А. находился в служебной командировке, отмену обжалуемого судебного постановления не влекут, поскольку ввиду того, что дополнительное материальное стимулирование не является обязательной выплатой и не входит в состав заработной платы истца, право определения его размера принадлежит исключительно начальнику ФГКУ " "место работы"".
Ссылка в кассационной жалобе о том, что ответчиком не выполнены мероприятия, предусмотренные статьёй 193 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, несостоятельна, поскольку к дисциплинарной ответственности Кудрявцев А.А. не привлекался, и указанное обстоятельство не явилось причиной определения ему размера дополнительного материального стимулирования по итогам работы за апрель 2018 г.
Иные доводы кассационной жалобы основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке служить не могут, поскольку не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведены обстоятельства, которые могут послужить основаниями для отмены в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 16 июля 2019 г, свидетельствующие о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход настоящего дела.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части апелляционного определения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 16 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кудрявцева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.