Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горковенко В.А, судей Макаровой Е.В. и Песоцкого В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неводова В.В. к федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области", 546 отряду (судов обеспечения) Каспийской флотилии о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области", на решение Советского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Горковенко В.А, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Неводов В.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (далее по тексту - Управление), 546 отряду (судов обеспечения) Каспийской флотилии (далее по тексту - Каспийская флотилия) о взыскании денежных средств, ссылаясь на то, что оплата за работу в выходные, нерабочие праздничные дни и переработку рабочего времени, произведена без учета полагающихся компенсационных и стимулирующих выплат.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2019 года, исковые требования Неводова В.В. удовлетворены. На Управление возложена обязанность включить компенсационные и стимулирующие выплаты (надбавку за выслугу лет; морскую надбавку; надбавку "данные изъяты"; ежемесячную премию по результатам работы за месяц) в расчет оплаты труда истцу за работу в выходные (нерабочие праздничные) дни и сверх нормальной продолжительности рабочего времени, произвести перерасчет выплаченных сумм истцу. Также с Управления в пользу истца взысканы недоплата за работу в выходные (нерабочие праздничные дни) и сверх нормальной продолжительности рабочего времени в размере 28 107 рублей 30 копеек, том числе:
- за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в июле 2018 года - 10 154 рубля 08 копеек, - за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в августе 2018 года - 2767 рублей 73 копейки, - за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в сентябре 2018 года- 1902 рубля 42 копейки.
-за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в октябре 2018 года- 4920 рублей 21 копейка.
- за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в ноябре 2018 года - 3873 рубля 36 копеек, - за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в декабре 2018 года - 4489 рублей 50 копеек.
Апелляционным определением Астраханского областного суда от 24 июля 2019 года, решение Советского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления без удовлетворения. При этом резолютивная часть решения дополнена указанием на взыскание с Управления в пользу истца недоплаты за работу в выходные (нерабочие праздничные дни) и сверх нормальной продолжительности рабочего времени в размере 28 107 рублей 30 копеек за счет средств, поступающих на финансирование Каспийской флотилии.
В кассационной жалобе Управление просит об отмене вышеуказанных судебных актов, считая, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно пункту 23.1 приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года N 255 (ред. от 18 августа 2016 года, с изм. от 30 января 2018 года) "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (вместе с "Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте России 17 июня 2014 года N 32708) гражданскому персоналу воинских частей и организаций оплата труда в выходной или нерабочий праздничный день производится в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 16 приказа Министра обороны РФ от 16 мая 2003 года N 170 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.06.2003 N 4652) определено, что условия и размеры оплаты труда членов экипажей судов, привлекаемых в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливаются отраслевым соглашением и коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Судами установлено, что Неводов В.В. состоит в трудовых отношениях с 546 отрядом (судов обеспечения) Каспийской флотилии, находящимся на финансовом обеспечении ФКУ "УФО МО РФ по Астраханской области".
В соответствии с приказами начальника 546 отряда ФКУ "УФО МО РФ по Астраханской области" надлежало оплатить истцу в двойном размере за работу в выходные дни в июле 2018 года - 48 часов, за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени - 34 часа, в августе 2018 года за работу в выходные дни - 16 часов, за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени - 4 часа, в сентябре 2018 года за работу в выходные дни - 8 часов, в октябре 2018 года за работу в выходные дни - 32 часа, в ноябре 2018 года за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени - 46 часов, в декабре 2018 года за работу в выходные дни - 16 часов, за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени - 21 час.
Согласно расчетным листкам за июль - декабрь 2018 года, Неводову В.В. были произведены выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, при этом за работу в выходные и нерабочие праздничные дни начисления ему были произведены без учета компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет, морской надбавки, премиальных выплат, надбавки "данные изъяты".
Судами также установлено, что Неводову В.В. другие выходные дни за данный период работодателем не предоставлялись.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 129, 149, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583", утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пришел к выводу о том, что действия Управления по оплате истцу работы в выходные и нерабочие праздничные дни без учета начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных названным положением, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его трудовые права.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что выводы суда первой инстанции основаны на фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах, при этом отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что при расчете заработной платы за период, в который работник выполнял работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплату необходимо производить исключительно исходя из двойного оклада работника без учета компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет, морской надбавки, премиальных выплат, разъяснил, что в соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других", часть 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы дословно повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, которые были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
По существу доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 20 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Горковенко
Судьи Е.В. Макарова
В.В. Песоцкий
Судья Колбаева Ф.А.
ГСК Метелева А.М. - докл.
Коробченко Н.В.
Чернышова Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.