Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кривенко Ольги Ивановны, поступившую 30 октября 2019 года, на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 11 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 сентября 2019 года
по административному делу N 2а-217/2019 по административному исковому заявлению Кривенко Ольги Ивановны к администрации Волчихинского района Алтайского края об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Кривенко О.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании действующим постановления администрации Волчихинского района Алтайского края от 27 ноября 1992 года N 142 "О проекте землеустройства (перераспределении земель) Волчихинского района"; признании недействительными постановлений администрации Волчихинского района Алтайского края от 26 апреля 2016 года N 243 N 244; признании права пользования сельхозугодиями в размере 1443 Га за администрацией Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края, изъятых на основании пункта 1 и переданных ей согласно изменениям, внесенным в земельно-учетную документацию пунктом 4 в пользование, на основании постановления Волчихинского района Алтайского края от 27 ноября 1992 года N 142, расположенных примерно в 4, 5 км по направлению на юго-запад от ориентира с. Селиверстово Волчихинского района Алтайского края в размере 402, 8 Га; в 4270 м. по направлению на северо-запад от ориентира с. Селиверстово Волчихинского района Алтайского края в размере 615, 5 Га; в 5320 м. по направлению на северо-запад от ориентира с. Селиверстово Волчихинского района Алтайского края в размере 422, 4 Га.
Требования мотивированы тем, что постановления администрации Волчихинского района Алтайского края от 26 апреля 2016 года N 243 и N 244 не соответствуют требованиям федерального законодательства, нарушают право Кривенко О.И. на получение земельного участка для развития личного подсобного хозяйства.
Определением судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от 14 июня 2019 года требования об оспаривании постановления администрации Волчихинского района Алтайского края от 26 апреля 2016 года N 244, признании действующим постановления администрации Волчихинского района Алтайского края от 27 ноября 1992 N 142 "О проекте землеустройства (перераспределении земель) Волчихинского района", а также о признании за администрацией Селиверстовского сельсовета Волчихинского района Алтайского края права пользования сельхозугодиями выделены в отдельное производство.
Административные исковые требования об оспаривании постановления администрации Волчихинского района Алтайского края от 26 апреля 2016 года N 243 "О признании утратившим силу постановления администрации Волчихинского района Алтайского края от 23 мая 1994 года N 117 "О реализации Указа Президента Российской Федерации N 1767 от 27 октября 1993 года" рассмотрены в рамках настоящего административного дела.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 11 июля 2019 года административные исковые требования Кривенко О.И. оставлены без удовлетворения, как указал суд, орган местного самоуправления вправе отменить принятый им муниципальный правовой акт, оспариваемое постановление прав административного истца не нарушает, кроме того, пропущен срок обращения в суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 сентября 2019 года решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 11 июля 2019 года оставлено без изменения. Судебная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, отметила, что оспариваемое постановление принято уполномоченным лицом в пределах предоставленной ему компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства. Основанием для принятия постановления послужило признание утратившим силу Указа Президента Российской Федерации N 1767 от 27 октября 1993 года, во исполнение которого оно было принято.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить судебные акты, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, выразившемся в неправильном истолковании закона несоответствия выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела. Полагает, что судами неверно определён характер оспариваемого правового акта, который является нормативным, чему не была дана оценка и неправильно определён круг обстоятельств, подлежащих установлению. Нарушение прав административного истца обусловлено невозможностью воспользоваться правом на предоставление земельного участка в собственность в соответствии с отменённым постановлением N117 от 23 мая 1994 года. Орган местного самоуправления, отменяя указанное постановление, вышел за пределы своей компетенции. Кроме того, ошибочен вывод судов о пропуске срока обращения в суд.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а также процессуального права не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 23 мая 1994 года администрацией Волчихинского района Алтайского края издано постановление N 117 "О реализации Указа Президента Российской Федерации N 1767 от 27 октября 1993 года".
Данным постановлением на комитет по земельным ресурсам и землеустройству возложена обязанность обеспечить своевременное оформление, регистрацию и выдачу свидетельств о праве собственности на землю и земельные доли в соответствии с утвержденным порядком и графиком выдачи; при выдаче свидетельств - присвоить номера сельским администрациям согласно приложению; администрациям сел в срок до 1 августа 1994 года поручено закончить перерегистрацию земельных участков, предоставленных предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам и выдачу свидетельств нового образца с обязательной их регистрацией в комитете по земельным ресурсам и землеустройству района; руководителям сельскохозяйственных предприятий поручено в двухнедельный срок предоставить в комитет по земельным ресурсам и землеустройству необходимые материалы для выдачи свидетельств о праве собственности на земельные доли членам коллектива. Также разрешен вопрос об использовании денежных средств, взимаемых при изготовлении и выдаче свидетельств о праве на земельные участки, с их владельцев.
Постановлением администрации Волчихинского района Алтайского края от 26 апреля 2016 года N 243 вышеназванное постановление признано утратившим силу.
Основанием к изданию такого постановления, согласно материалам дела, послужило признание утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в соответствии с Перечнем Указов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации, утративших силу (Приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 250, пункт 11).
Согласно статье 59 Устава муниципального образования Волчихинский район Алтайского края глава администрации района в пределах своих полномочий издает постановления администрации района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края, а также распоряжения администрации района по вопросам организации работы администрации района.
На основании распоряжения администрации Волчихинского района Алтайского края от 23 июня 2015 года N 42-л исполнение обязанностей главы администрации Волчихинского района Алтайского края с 23 июня 2015 года на период временного отсутствия действующего главы администрации района ФИО10 было возложено на первого заместителя главы администрации района ФИО11
Полномочия главы администрации Волчихинского района ФИО12 в связи с отставкой по собственному желанию прекращены досрочно решением Волчихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 30 декабря 2016 года N 88.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о принятии оспариваемого постановления органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий в порядке самоконтроля, в связи с признанием утратившим силу правового акта на основании которого он был принят.
Вопрос о нормативности оспариваемого постановления являлся предметом обсуждения в судах первой и апелляционной инстанций и, с учётом того, что допущенные при рассмотрении дела нарушения процессуального права могут являться основанием к отмене судебного акта только, если указанное привело к принятию неправильного акта, не установление обстоятельств, предусмотренных статьёй 213 КАС РФ, вопреки доводам кассационной жалобы не указывает на наличие обстоятельств, которые повлекли бы принятие судами решения об удовлетворении требования.
Обоснован вывод судов об отсутствии нарушения прав административного истца на предоставление земельного участка в собственность, реализация прав граждан, связанных с возникновением прав на земельные участки, ошибочно поставлена административным истцом в зависимость от оспариваемого постановления. Порядок предоставление прав на земельные участки, в том числе в собственность, с 2001 года регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Оспариваемым постановлением права административного истца в указанной части не ограничены.
Довод кассационной жалобы о соблюдении срока обращения в суд опровергается материалами дела, судами дана надлежащая оценка доводам административного истца, при этом основания для восстановления срока обращения за судебной защитой по настоящему делу отсутствуют.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену обжалуемых судебных актов по настоящему делу, при рассмотрении которого судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 11 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.