Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Анатийчук О.М, Зюлина М.А, при секретаре Кондратьевой С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мартыненко Дмитрия Романовича на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 марта 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 08 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Мартыненко Дмитрия Романовича к департаменту региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, муниципалитету внутригородского муниципального образования Щукино в г. Москве о признании действий неправомерными, обязании устранить допущенные нарушения (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-133/2019г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения административного истца Мартыненко Д.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Тарасовой О.В, действующей по доверенности N 21-22-148/9 от 11 марта 2019 года, выданной на один год, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Мартыненко Д.Р. является депутатом Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве.
25 мая 2018 года письмом N 21-04-938/8 департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы направил в адрес главы муниципального округа Щукино в г. Москве сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года Мартыненко Д.Р. для размещения на официальном сайте муниципального округа Щукино в г. Москве в объеме, предусмотренном приказом Министерства труда и социальной защиты России от 07 октября 2013 года N 530н.
На официальном сайте муниципального округа Щукино в г. Москве http://www.shukino.ru опубликованы сведения о доходах и имуществе депутата Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве Мартыненко Д.Р, в том числе, сведения об имуществе, находящемся в его пользовании, что, по мнению административного истца, нарушает порядок получения от органов государственной власти города Москвы и публикации соответствующих сведений в муниципальном округе Щукино в городе Москве, утвержденный решением Совета депутатов 29 марта 2018 года N 29-02, а также его права и законные интересы.
Мартыненко Д.Р. обратился в районный суд с административным исковым заявлением к департаменту региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, муниципалитету внутригородского муниципального образования Щукино в г. Москве в котором просил признать неправомерными действия департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы по направлению в письме от 25 мая 2018 года N 21-04-938/8 сведений об имуществе, находящемся в его пользовании, и действия муниципалитета внутригородского муниципального образования Щукино в г. Москве по опубликованию на официальном сайте муниципального округа Щукино в г. Москве http://www.shukino.ru сведений об имуществе, находящемся в его пользовании, обязать департамент региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы отозвать письмо от 25 мая 2018 года N 21-04-938/8, повторно направить соответствующие сведения в соответствии с порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном округе Щукино в г. Москве, и членов их семей на официальном сайте муниципального округа и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утверждённым решением Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве от 29 марта 2018 года N 29-02, обязать муниципалитет внутригородского муниципального образования Щукино в г. Москве удалить с официального сайта муниципального округа Щукино в г. Москве http://www.shukino.ru сведения об имуществе, находящемся в его пользовании.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 марта 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Мартыненко Д.Р. отказано.
Апелляционным определением Московского городского суда от 08 июля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мартыненко Д.Р. ставит вопрос об отмене решений суда первой и апелляционной инстанций как незаконных и принятии по делу нового решения об удовлетворении его административного иска.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08 октября 2019 года кассационная жалоба Мартыненко Д.Р. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Административный истец Мартыненко Д.Р, доводы кассационной жалобы поддержал, просил об отмене состоявшихся судебных решений.
Представитель административного ответчика департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Тарасовой О.В. полагала, что решения судов первой и апелляционной инстанций являются законными и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Административный ответчик муниципалитет внутригородского муниципального образования Щукино в городе Москве о времени и месте рассмотрения дела кассационной инстанцией извещен своевременно и надлежащим образом, представитель в суд не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений определены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18 июля 2017 года N 1735-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Проскурякова Ивана Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом "в" пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отметил, что правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; поэтому федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.
К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N 273-ФЗ Мартыненко Д.Р. являлся лицом обязанным представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 4.3 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Пунктом 2 Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утверждённого Указом Президента Российской Федерации N 613 "Вопросы противодействия коррупции", установлен перечень сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежащих размещению на официальных сайтах, в который включены объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07 октября 2013 N 530н "О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утверждена форма таблицы для размещения на официальных сайтах сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с указанием сведений об объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании.
Исходя из правового анализа приведенных выше положений федерального закона и иных нормативных актов, регулирующих вопросы размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, следует, что определение порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, относится к компетенции муниципальных органов.
Между тем объем сведений, подлежащих размещению, определен на федеральном уровне и пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации N 613 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
В соответствии со статьей 8.2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 года N 64 "О мерах по противодействию коррупции в городе Москве", если иное не предусмотрено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, должность главы администрации по контракту, граждане, претендующие на замещение указанных должностей, представляют мэру Москвы сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах и расходах) по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в порядке, установленном Мэром Москвы.
В соответствии со статьей 17 Закона г. Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления не могут противоречить федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы, Уставу муниципального образования.
Совет депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве своим решением N 29-02 от 29 марта 2018 года утвердил порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном округе Щукино в городе Москве, членов их семей на официальном сайте муниципального округа и представления этих сведений средствам массовой информации для публикации. Который не предусмотрел публикацию сведений в отношении объектов недвижимого имущества находящихся в пользовании, тем самым был уменьшен объем сведений рекомендованный Указом Президента Российской Федерации N 613 для публикации.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование о признании незаконными решения, действия органа государственной власти, должностного лица только в том случае, если установит наличие двух условий: оспариваемые решение, действие не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права административного истца. При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении требования.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая административному истцу в иске, правильно, установив обстоятельства дела и применив материальный закон, пришли к обоснованному выводу о том, что действия административных ответчиков соответствовали законодательству, регулирующему вопрос размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, и прав истца не нарушали. Судебная коллегия соглашается с данным выводом. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решений в кассационном порядке, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы Мартыненко Д.Р, по сути, повторяют позицию, изложенную им ранее при рассмотрении дела, они основаны на неправильном толковании норм закона.
Сокращение объема размещаемых на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как указано в порядке, утвержденном решением Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве, и не размещение сведений об объектах недвижимости, находящихся в пользовании, влечет нарушение принципа публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления предусмотренного пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ и затруднение реализации законных прав неопределенного круга лиц на получение соответствующей информации.
Следует отметить, что действия ответчиков по направлению и впоследствии размещению на официальном сайте сведений об объектах недвижимого имущества находящихся в пользовании не повлекли нарушение прав истца, поскольку эта информация не относится к сведениям, запрещенным к публикации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 613 и иными нормативными правовыми актами, в частности Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", Указа Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 года N188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных решений.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 08 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Мартыненко Дмитрия Романовича к департаменту региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, муниципалитету внутригородского муниципального образования Щукино в г. Москве о признании действий неправомерными, обязании устранить допущенные нарушения оставить без изменения, кассационную жалобу Мартыненко Дмитрия Романовича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.